Норманнские корабли
Говоря о крестовых походах в Палестину, прежде всего, обычно вспоминают воинов трёх наиболее известных орденов – тамплиеров, иоаннитов и тевтонцев. Рыцарей Англии и Франции, например, «любимого всеми» Готфрида Бульонского. Один из авторов «Всеобщей
«по неизвестной мнемонической причине остается в памяти русского интеллигента даже тогда, когда все прочие имена и цифры древней, средней и новой истории им давно забыты».
Обязательно вспоминается Ричард Львиное Сердце – король-рыцарь и трубадур, да ещё и потомок феи Мелюзины. Фридрих Барбаросса, о котором многие знают лишь то, что он до Палестины как раз и не добрался: утонул по дороге. Вспоминают и о хитром венецианском доже Энрико Дандоло, направившем крестоносцев на Константинополь (хотя на самом деле к этому городу их привел сын свергнутого императора Исаака II из династии Ангелов – Алексий).
А кое-кто вспомнит и о французских королях-крестоносцах – Людовике VII (муже знаменитой Алиеноры Аквитанской), Филиппе II Августе (враге Ричарда Львиное Сердце) и Людовике IX (Святом), внуке Алиеноры. О самой Алиеноре Аквитанской, которая приняла участие во II Крестовом походе (об этом было рассказано в статье
Наконец, о благородном Айвенго, придуманном Вальтером Скоттом.
И совсем чужеродными в жаркой Палестине кажутся суровые викинги и свирепые берсерки, герои и проклятие иных морей и побережий. Но один из норвежских королей, Сигурд Магнуссон, все же побывал в Святой земле, получив прозвища Иерусалимский и Крестоносец (Sigurðr Jórsalafari).
King Sigurd the Crusader is a relief by Edward Burne-Jones
Он был ещё и мужем киевской княжны, славянское имя которой неизвестно, а в Европе ее называли Мальмфрид.
Мальмфрид Киевская на украинской марке
Эта женщина была дочерью великого князя Мстислава Владимировича и шведской принцессы Кристины, внучкой Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской, правнучкой Гарольда Годвинсона, (противник Вильгельма Завоевателя) и Эдит Лебединой Шеи.
О Сигурде Крестоносце мы и поговорим в нашей сегодняшней статье.
Происхождение героя
Будущий конунг Сигурд I, правнук знаменитого Харальда Сурового (Хардрады), родился в 1089 году и был внебрачным сыном норвежского короля Магнуса III Голоногого (полагают, что это прозвище он получил за любовь к гэльскому костюму, ставшему прообразом килта). Впрочем, законных сыновей у Магнуса и не было: братья Сигурда, Эйстейн и Олаф, тоже были внебрачными детьми, причем родились они от разных матерей. Незаконнорожденными были сам Магнус III и его отец Олав III Тихий (дед Сигурда). Любопытно, что матери Олава III, Магнуса III и Сигурда I имели одинаковое имя – Тора, видимо, очень популярное тогда в Норвегии.
В те времена в Скандинавии такое происхождение позорным не считалось, и мальчики, рождённые наложницами, как видим, вполне могли претендовать на престол. К числу бастардов относился и завоевавший Англию нормандский герцог Вильгельм, матерью которого была дочь богатого горожанина из города Фалез.
Король Магнус III и его сыновья принадлежали к династии Инглингов, которые с первой половины IX столетия правили Швецией (по 1060 г.) и Норвегией (по 1319 г.). Предком всех Инглингов считался бог Фрейр Ингви. От имени Ингви происходят современные имена Ингвар (а от него – Игорь), Ингмар, Ингеборга и Инга.
Рагнарек, поединок Фрейра и огненного великана Сурта, рисунок Лоренца Фрёлиха
Фрейр был ваном, то есть представителем другой, более древней расы богов, связанных с силами природы. Поначалу они были враждебны богам Асгарда. Страну ванов (Ванахейм) скандинавские легенды помещают западнее реки Ванаквисль (Дон). Некоторые считают, что искать ее следует в устье Дона или в районе Керченского пролива, а ванов связывают с венедами. Асгард, кстати, находился поблизости – к востоку от Дона. Западнее страны ванов располагался Саксланд (Saxland), севернее – Гардарики, которую отождествляют с новгородскими землями.
Фрейр и его сестра Фрейя были детьми бога Ньёрда. После завершения войны ванов и асов, все они стали добровольными почетными заложниками в Асгарде, где пользовались большим уважением. А из Асгарда к ванам отправились Хёнир и Мимир.
Первые годы жизни Сигурда
Но вернёмся к герою нашей статьи. Дети в те времена взрослели рано, и в свой первый боевой поход отец взял Сигурда в 1098 году, когда тому исполнилось 8 лет. Интересно, что через 700 лет, в 1799 году, в действующей французской армии окажется другой 8-летний мальчик – сын Удино, будущего маршала Франции. Возглавляемая Массеной, эта армия в Швейцарии разобьёт русский корпус Римского-Корсакова и австрийские части Хотце, но не сможет преградить дорогу войскам Суворова. Уроки отца и Массены пойдут впрок, и мальчик со временем дослужится до звания дивизионного генерала.
Между тем поход конунга Магнуса III был успешным, ему удалось захватить Оркнейские и Гебридские острова, а также остров Мэн и часть Уэльса. Сигурд же тогда стал ярлом Оркнейских островов и женихом дочери правителя ирландских королевств Манстер и Ленстер, которая была ещё младше его. Окончательно повзрослеть ему пришлось в 1103 году, когда король Магнус погиб в Ольстере. Так и не женившись на ирландской принцессе, четырнадцатилетний Сигурд вернулся в Норвегию, где стал соправителем братьев. Самому младшему из них – Олаву, в то время было всего 4 года, так что соправителем он был номинальным. Снорри Стурлсон утверждает:
«Той третью (земли), которая принадлежала Олаву, управляли оба его брата».
А вот Эйстейн был старшим из братьев, ему в то время было около 16 лет. К моменту прибытия Сигурда он уже фактически управлял страной и большого желания советоваться с младшим братом не испытывал.
Путь в Палестину
Неудивительно, что Сигурд в конце концов решил принять участие в крестовом походе. Сборы продолжались с весны до осени 1107 года. Эйстейн, разумеется, благочестивым намерениям «лишнего» брата не препятствовал, тем более что с ним страну покидало около 5 тысяч беспокойных молодых норвежцев, за которыми дома только успевай приглядывать. Наконец, «шестьдесят кораблей радостно отчалили по велению неба» – так сообщается об отплытии
«Харбенбегский кодес» 1300–1399 гг.: Сигурд на пути к Святой земле
Сигурду в это время было 17 лет. До зимы норвежский флот успел добраться до Англии. Здесь король Генрих, младший сын Вильгельма Завоевателя, хорошо принял правнука Харальда Сурового, не сумевшего покорить эту страну в 1066 году. Перезимовав, норвежцы продолжили свой путь.
Корабли викингов, иллюстрация английской хроники XIII века
Осенью 1108 года они подошли к славному городу Сантьяго-де-Компостела, что находится на территории провинции Галисия на севере современной Испании. Норвежцы называли Галисию Якобсландом – Землёй святого Иакова. Здесь им пришлось снова устроиться на зимовку, однако на беду и норманнов, и местных жителей тот год оказался неурожайным. Норвежцам было отказано в продовольствии, что привело к конфликту, закончившемуся разграблением этого христианского города и его окрестностей. Двигаясь на юг, норманны разгромили флотилию местных пиратов. Наконец, в городе Синтра (Цинтра) норвежские крестоносцы обнаружили мусульман, которыми оказались местные мавры. Принять крещение аборигены отказались, и потому Синтра была захвачена, а ее защитники – перебиты. Затем пришла очередь Лиссабона и Алкасер-ду-Сала.
У Гибралтара норвежцы разбили ещё одну эскадру мавританских пиратов и захватили у разбойников 6 кораблей. Пленные сообщили, что являются представителями пиратского сообщества Балеарских островов. Заинтригованные норманны решили нанести визит вежливости: посмотреть, как живут и хорошо ли дерутся эти «викинги южных морей». Они успешно ограбили острова Форментера, Ибица и Менорка, которые были в то время известными центрами работорговли. По одной из версий, четвертый и самый большой из Балеарских островов – Майорка, избежал удара только потому, что норманнам уже некуда было складывать добычу. После этого норвежцы направились к Сицилии, где отдыхали и приводили в порядок свои корабли до весны 1110 года.
Норвежские крестоносцы на Святой земле
Летом 1110 года корабли Сигурда прибыли в Палестину. Местом их высадки некоторые называют Яффу, другие – Акру. В Иерусалиме Сигурд встретился с королем Балдуином I (брат того самого Готфрида Бульонского), который подарил ему щепку от Святого (или – Истинного) креста. Вместе они совершили паломничество к реке Иордан.
Сигурд и король Балдуин Иерусалимский едут к реке Иордан, гравюра Герхарда Мюнте
Вернувшись, совместными усилиями захватили город Сидон, после чего в Палестине и была образована Сеньория Сидона. Полагая, что программа-минимум уже выполнена, соскучившийся по дому Сигурд решил возвратиться в Норвегию, но уже другим путем – через Константинополь.
Въезд Сигурда в Миклагард
Здесь норвежцы встретились со своими сородичами, служившими в императорской гвардии. И многие воины Сигурда пожелали остаться в столице ромеев, где их тут же зачислили в подразделения варангов. А Сигурд, осмотрев великий город, решил отправиться в Норвегию по суше. Других вариантов уже и не было – воинов теперь было недостаточно не только для новых сражений с пиратами и маврами, но и для управления многочисленными судами. Обменяв у императора Алексия I Комнина большую часть добычи и корабли на лошадей, дорожное снаряжение, припасы и получив от него проводников, Сигурд отправился на родину.
Путешествие было долгим, но благополучным. Без особых приключений Сигурд проехал Болгарию, Венгрию, Швабию и Баварию. В датируемой XII веком нормандской «Церковной истории» Одерик Виталис утверждает, что Сигурд по пути домой заезжал в Киев, женившись здесь на дочери Великого князя Мстислава Владимировича – Мальмфрид (о которой мы упоминали в начале статьи). Но другие источники говорят, что этот брак был заключён в Шлезвиге, где девушка гостила у одного из своих родственников – ярла Эйлива.
В Дании король Нильс предоставил путешественникам корабль, на котором Сигурд и его спутники в 1111 году, наконец, прибыли в Норвегию. Напомним, что осенью 1107 года в путь отправились 60 кораблей. Но большинство норвежцев, ушедших с Сигурдом, не погибли, а остались на хорошо оплачиваемой службе в Константинополе. Поэтому на родину он возвратился с триумфом, в ранге победителя, и его экспедиция, безусловно, была хоть и не слишком масштабной, но одной из самых удачных за всю историю крестовых походов.
Норвегия под мудрым правлением Эйстейна процветала, но этот король благоразумно не стал вступать в спор с братом-героем, прибывшим из Иерусалима. Сигурд и Эйстейн вновь поделили власть над Норвегией.
Сигурд I на родине
Король-крестоносец обосновался в городе Конгхелле (Konghelle, сейчас – Кунгэльв), который в настоящее время находится на территории Швеции. В соборе этого города хранилась та самая щепка от Святого креста и другие привезенные из Палестины реликвии.
В 1115 году умер младший из братьев – Олав, ему было 16 лет, и он так и не успел взойти на престол. В 1123-м скончался Эйстейн. Став единственным королем Норвегии, Сигурд в том же году подавил языческий бунт в Смоланде. Именно он ввел в Норвегии 10-процентный налог в пользу Церкви. Однако из-за желания развестись с Мальмфрид в 1128 году герой-крестоносец поссорился с церковными иерархами страны. Пришлось ему основать новую епархию в Ставангере, епископ которой и дал разрешение на развод. В 1133 году дочь Мстислава снова вышла замуж – за датского короля Эрика II, который в июле 1137 был убит на тинге.
Последние месяцы жизни Сигурда были печальны. По свидетельствам современников, у него появились психические расстройства в виде приступов смеха, буквально доводивших ещё не старого короля до изнеможения.
Умер Сигурд в 1130 году, его могила находится в Осло – в церкви Халльварда (Халльвардскиркен). Сигурд является героем «Саги о сыновьях Магнуса Голоногого», которую около 1225 года написал исландец Снорри Стурлсон. Эта сага входит в знаменитый сборник «Круг Земной», который является литературным памятником мирового значения.
В XIX столетии Сигурд Крестоносец стал героем одноименной драмы Бьёрнсона. В 1872 году на текст этого произведения была написана музыкальная сюита Эдварда Грига.
Норвегия после смерти Сигурда I
Большой бедой для Норвегии стало отсутствие у Сигурда и Мальмфрид законных наследников мужского пола, из-за чего после смерти короля началась затяжная гражданская война. Мальмфрид поддержала одного из внебрачных сыновей своего мужа – Магнуса, который на некоторое время стал королем Норвегии. Она устроила его брак со своей племянницей – датской принцессой Кристиной Кнудсдоттер (дочь сестры Мальмфрид, которая в Дании известна, как Ингеборга Киевская).
Его соперником в борьбе за корону был некий Харальд Гилли, который прибыл из Ирландии в Норвегию в 1127 году и объявил себя сыном Магнуса Голоногого. Он даже прошел испытание огнем, и Сигурд признал его братом в обмен на признание прав Магнуса (которому покровительствовала Мальмфрид). После смерти Сигурда он стал соправителем Магнуса, но скоро между ними началась война, в которой вначале Магнус изгнал Харальда в Данию, а потом Харальд приказал ослепить Магнуса и отрубить ему одну ногу. В 1135 году объявился ещё один претендент – Сигурд Слембе (Злой или Шумный). Он убил Харальда и был королем до 1139 года. У этого Сигурда имелись законный сын Инге Харальдссон и ещё двое внебрачных. Они тоже включились в борьбу за престол.
Единственным ребенком самой Мальмфрид от Сигурда Крестоносца была дочь Кристина, родившаяся в 1125 году. Она стала женой ярла Эрлинга Скакке, который принимал участие в другом Крестовом походе 1152–1155 гг. (руководитель – Рёнгвальд Оркнейский, популярный вождь и неплохой скальд, канонизированный католический церковью). Муж Кристины побывал в Палестине, Константинополе и Риме, а также на острове Сицилия, где в бою с арабами получил ранение в шею. В 1161 году 5-летний сын Эрлинга и Кристины, правнук киевского князя Мстислава Владимировича, стал королем Норвегии (Магнус V). Кстати, именно он был первым правителем Норвегии, прошедшим обряд коронации.
Титульный лист «Саги о Магнусе Эрлингсоне», автор рисунка – Gerhard Munthe
Во время правления Магнуса V был принят закон, согласно которому претендовать на трон Норвегии теперь могли только законные сыновья королей (напомним, что его дед, прадед и прапрадед были бастардами).
В 1184 году Магнус V погиб, сражаясь против очередного претендента на престол в битве при Фимрейте. Вот такая настоящая, а не придуманная «игра престолов» закрутилась в Норвегии после смерти Сигурда Крестоносца. И продолжалась она с 1130 по 1217 год – 87 лет.
Рыжов В. А.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: