Лента новостей

04:50
К 90-летию звания Герой Советского Союза
01:48
Запорожская АЭС: «ядерный турист» Рафаэль Гросси верен себе
01:46
Самой большой угрозой для ВСУ сейчас является новая российская планирующая бомба, которая уничтожает украинских солдат
01:14
О ресурсной игле, сырьевой экономике и прочих либеральных глупостях
00:40
Запад информирует и предупреждает, Киев поступает по-своему
00:01
О теории и практике демократии. Часть II
22:52
Украинцам рекомендуют готовиться к сложному осенне-зимнему периоду
22:16
Украина шантажирует США: не будет систем ПВО — продолжатся удары по российским НПЗ
22:15
Украина похвасталась созданием аналога дрона «Ланцет»
21:39
Киев через The Sun назвал сроки планируемого комбинированного удара по Крымскому мосту
21:38
Зеленский обвинил Запад в двойных стандартах и потребовал так же защитить Украину, как и Израиль
20:27
На Авдеевском направлении нарастает давление российских войск
20:26
Украина надеется получить от НАТО как минимум пять противоминных кораблей
20:21
На Закарпатье сотрудники ТЦК выбросили мужчину у границы, где его повязали пограничники (ВИДЕО)
19:52
«Калашников» представил электрическую версию легендарного мотоцикла «ИЖ-49»
19:51
«Смута» — смутная игра о Смутном времени. Рецензия
19:47
Украинские войска ведут обстрелы ДНР и Белгородской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 15 апреля
19:39
Reuters сообщил о быстром восстановлении российских НПЗ после атак украинских дронов
19:10
Новые правила пересечения границы не распространяются на студентов частных вузов Украины
19:09
В Польше украинцы дерутся в очередях за получением документов до вступления в силу закона о мобилизации
18:52
Могилизация на Украине: тотальное убийство
18:39
Индийское издание разоблачило мифы западной пропаганды
18:31
Глава МИД Норвегии пообещал Украине F-16 с более дальними ударными возможностями
18:30
В Крыму временно запретили принимать мигрантов на работу
17:54
Зеленский сменил командующего ОК «Запад»
17:53
Страны Евросоюза хотят выйти из-под власти США
16:40
Макрон работает над «олимпийским перемирием» на Украине и секторе Газа
16:39
«Это другое». Кэмерон осудил Иран за атаку на Израиль, но признался в жёстком ответе, если бы враг атаковал посольство Великобритании
16:38
Власти Молдавии агитируют граждан записывать себя румынами в опроснике по переписи населения
16:30
Таджикистан ввел ответный визовый режим для граждан Турции
16:01
Нацисты «Правого сектора» вслед за «Азовом» отказались воевать за Часов Яр
16:00
Грузинские депутаты подрались во время рассмотрения закона об иноагентах
15:59
На Украине начнут распродажу больниц и санаториев
15:58
Шмыгаль счел финансирование телемарафона важнее потребностей ВСУ
15:57
На Донецкий металлургический завод зашёл Константин Малофеев. Олигарх Андреев не выплатил зарплату металлургам
15:21
Алле Пугачёвой – 75. Торжеств не будет
15:13
В Австралии мужчина с ножом напал на священника
15:12
Reuters: атака Ирана привела к крупнейшему сбою в международных авиаперевозках
14:34
Умерла звезда донецкого балета Александра Ежунова
14:13
Хиросима забыта, Япония хочет повторить
14:05
Аренда автомобилей в «RentMotors»: широкий выбор и гибкие условия
13:59
Названа самая распутная страна в мире. Сможете ли вы угадать, у гражданина какого государства было 15 разных сексуальных партнеров?
13:36
Минобороны России пригрозило нейтрализовать терминалы Starlink
13:28
Кулеба шантажирует США и требует системы Patriot для защиты Галичины
13:27
Безуглая назвала выплаты семьям погибших чрезмерными: «Ценность не в деньгах»
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»Тайна катастрофы теплохода «Армения»

Тайна катастрофы теплохода «Армения»


Тайна катастрофы теплохода «Армения»
Советское госпитальное судно «Армения»


Теплоход «Армения»


В середине 1920-х годов в Советской России активно восстанавливалось кораблестроение, в том числе и гражданское. В конструкторском бюро Балтийского завода разработали проект теплохода типа «Аджария». В 1927–1928 годах было построено шесть пассажирских судов, которые получили названия в честь советских республик: «Аджария», «Абхазия», «Армения», «Украина», «Крым» и «Грузия». Почти все лайнеры построили в Ленинграде на Балтийском судостроительном заводе (только последние два судна – в германском Киле). Теплоходы несли службу на Чёрном море и обслуживали линии между портами Украины, Крыма и Кавказа. За свою быстроходность они назывались «рысаками».

«Армения» была введена в строй в 1928 году. Это был двухтрубный теплоход водоизмещением 5770 тонн, длиной более 107 метров, шириной в 15,5 метров, способный развить скорость в 14,5 узлов. Экипаж около 100 человек, на борту могло разместиться около 1000 пассажиров. Также теплоход мог перевозить 1000 т грузов, то есть был универсальным грузо-пассажирским. «Армения» эксплуатировалась Черноморским морским пароходством и ходила на линии Одесса – Батуми – Одесса.


Носовая часть «Армении». Кадр: видео Центра подводных исследований РГО

Санитарное судно


С началом Великой Отечественной войны ситуация на Чёрном море потребовала изменения положения «рысаков». «Армению» переделали в санитарно-транспортное судно: рестораны переоборудовали в операционные и перевязочные, курилку – в аптеку, в каютах установили дополнительные подвесные койки. В начале августа работы на судне были завершены, и «Армения» вошла в состав Черноморского флота. Капитаном судна стал Владимир Плаушевский, старшим помощником – Николай Знаюненко, руководителем медицинского персонала – главный врач железнодорожной Одесской больницы Пётр Дмитриевский. Экипаж санитарного судна состоял из 96 человек, а также из 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров.

В ходе обороны Одессы корабль совершил 15 рейсов и вывез из города на кавказское побережье свыше 16 тыс. человек. Днем и ночью на борту трудился медицинский персонал. Операции, перевязки и кровь. Множество раненых. Везли не только раненых, но и беженцев, которые спасались от войны. Члены экипажа размещали людей в своих каютах.

На бортах и палубе «Армении» были нанесены яркой красной краской большие кресты, хорошо видные с воздуха. На грот-мачте находился белый флаг с изображением международного Красного Креста. Однако немцы статьи Женевской и Гаагской конвенций на востоке практически не соблюдали. Так, в июле 1941 года гитлеровцы повредили санитарные суда «Котовский» и «Чехов». Атакованный самолётами люфтваффе лайнер «Аджария», объятый огнем, на виду у всей Одессы выбросился на мель. В августе такая же участь постигла судно «Кубань». Поэтому на «Армении» установили 4 45-мм полуавтоматические универсальные пушки 21К и 4 пулемета. Также судно обычно сопровождал конвой.

Эвакуация из Севастополя


Осенью 1941 года в Крыму царила неразбериха. К Севастополю выходили разбитые части Приморской армии РККА, за ними шли гитлеровцы. Тогда ещё никто не знал, что город будет героически держаться 250 дней. Из Севастополя спешно эвакуировали всё, что надо и не надо. К примеру, госпитали в самом городе и оборудованные в штольнях были забиты ранеными, но кто-то приказал эвакуировать медперсонал. Хотели вывезти даже хорошо подготовленный и укрепленный командный пункт флота. Только энергичные действия вновь прибывшего заместителя по сухопутной обороне генерал-майора Петрова положили конец бардаку. Севастополь превратился в настоящую крепость, на его подступах завязались упорные бои.

«Армения» 4 ноября 1941 года вышла из Туапсе и прибыла в Севастополь. Лайнер стоял на внутреннем рейде и принимал на борт раненых и беженцев. Обстановка была тревожной. В любой момент могла появиться немецкая авиация. Большая часть боевых кораблей флота по приказу адмирала Октябрьского вышла в море, включая и крейсер «Молотов», на котором была единственная на флоте корабельная радиолокационная станция. Кроме «Армении» в Карантинной бухте грузился транспорт «Белосток», а у причала Морзавода – «Крым». Погрузка шла непрерывно днем и ночью.

На судно были погружены раненые, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте), во главе с главврачом его, военврачом 1-го ранга Семёном Каганом. Также на судно поместили 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад № 280, санитарно-эпидемиологическую лабораторию, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также мирные жители Севастополя. По разным оценкам, на корабле в итоге было собрано от 5 до 7–10 тыс. человек.

Сначала капитан Плаушеуский получил указание выйти в море 6 ноября в 19 часов и идти в Туапсе. Для сопровождения выделялся небольшой морской охотник «041» старшего лейтенанта Кулашова. При отсутствии сильного конвоя хорошей защитой для большого судна была только ночь. Днем большой грузо-пассажирский лайнер, почти не имеющий средств ПВО, конвойных кораблей и самолетов, был отличной мишенью для немецких бомбардировщиков и торпедоносцев. Немецкие ВВС в это время господствовали в воздухе. Первый приказ давал хорошие шансы судну покинуть Крым и дойти до Туапсе. Поэтому капитана Плаушевского возмутил второй приказ: выйти в море 17 часов, в светлое время суток! Такой приказ мог привести к гибели тысяч людей.

Затем последовали ещё два роковых приказа. Первым приказом «Армении» дали указание зайти в Балаклаву и забрать там служащих НКВД, раненых и медперсонал. Также теплоход принял какой-то секретный груз. Сейчас нет данных, какой груз погрузили на судно в Балаклаве. Есть мнение, что грузили музейные ценности, картины. По другой версии – документы и золото. В Балаклаве судно простояло несколько часов. Шансы уйти под покровом темноты ещё были.

Однако Плаушевский получает новый роковой приказ. Идти в Ялту и забрать работников партии, НКВД и ещё несколько госпиталей. В 2 часа ночи 7 ноября 1941 года «Армения» была в Ялте. В городе был хаос. Милиции не было, кто-то громил и грабил магазины, склады и винные погреба. Бойцы НКВД организовали посадку. Здесь транспорт принял ещё несколько стен людей и груз. Погрузка шла до 7 часов утра.

Катастрофа


В 8 часов 7 ноября «Армения» вышла из Ялтинского порта в Туапсе в сопровождении одного сторожевого катера. Море штормило, шёл дождь, что уменьшило и так небольшие возможности сторожевика по защите транспорта. Факт прикрытия транспорта двумя самолетами-истребителями, которые якобы «проморгали» атаку вражеского самолета, иногда упоминаемый в рассказах о событии, документами не подтверждается.

Интересно, что адмирал Октябрьский, зная оперативную обстановку и где находится «Армения», дал указание не выходить судну из Ялты до 19 часов, то есть до вечера. Плаушевский этот приказ получил, но вышел из Ялты. В этом кроется ещё одна тайна гибели теплохода. Возможно, что это было связано с тем, что в Ялте не было средств ПВО, и к городу приближались немцы (они захватили Ялту 8 ноября). То есть гитлеровцы легко бы уничтожили «Армению» в порту с помощью авиации либо просто полевой артиллерией. Поэтому капитан решил рискнуть выйти в море. В ненастную погоду шансы уйти без потерь повышались.

По свидетельству моряка с катера Яковлева, сначала около 10 часов появился немецкий разведчик. Через некоторое время на бреющем полёте, едва не касаясь воды, в район вышли два вражеских торпедоносца. Один пошёл в сторону Ялты, другой атаковал, но промазал. Второй торпедоносец действовал успешно. В 11 часов 25 минут «Армению атаковал Хейнкель He 111. В результате прямого попадания торпеды (как ранее считали) или двух произошёл сильный взрыв. Транспорт затонул за несколько минут. Сторожевик в неспокойном море смог спасти только 6 или 8 человек. До берега было около 30 км, вода была холодной, поэтому погибли почти все.

После войны «Армению» не раз пытались обнаружить, но без успеха. Находили древние суда, корабли, которые погибли в ходе двух мировых войн, но не санитарное судно. Только во время поисковой операции, проводившейся силами Министерства обороны России в 2017 году, на дне нашли магнитную аномалию. В марте 2020 года по этим координатам обломки «Армении» были обнаружены глубоководным комплексом под управлением специалистов Центра подводных исследований Русского географического общества. Судно располагалось в 18 милях от берега на глубине 1500 метров.

Следов торпедной атаки не нашли. Однако надстройки и верхние палубы имели большие разрушения. Возможно, что «Армения» подверглась бомбовым ударам. Это подтверждает версию, что корабль атаковали 4 немецких самолета, которые разбомбили среднюю часть судна.


Рында «Армении». Кадр: видео Центра подводных исследований РГО

Самсонов Александр


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх