В российской истории XX и XXI века отечество не только не раз лишалось своих территорий без вооруженных столкновений (XIX век и Аляску брать не будем), но происходили мирным путем и передачи земель под юрисдикцию СССР и РФ.
В истории России и СССР в XX веке таких исторических момента зафиксировано два.
Монгольская империя XX века
После Монгольской национальной революции 1911 года тувинские князья разделились на три группы. Некоторые поддержали независимость, другие предложили войти в состав Монголии, остальные предложили войти в состав Российской империи.
После Синьхайской революции в Китае (1912—1913) тувинские нойоны (светские правители) несколько раз обращались к царскому правительству с просьбой принять Туву под протекторат Российской империи.
Было принято решение удовлетворить просьбу, и таким образом, Тува добровольно вступила под протекторат России под названием Урянхайский край в составе Енисейской губернии с передачей ведения в Туве политических и дипломатических дел иркутскому генерал-губернатору. В этом же году началось строительство столицы края, получившего название Белоцарск (ныне - Кызыл, столица республики Тыва) в честь «Белого царя», то есть русского императора.
18 июня 1918 года в Урянхайском крае состоялось совместное заседание русского и тувинского съездов, на котором единодушно был принят Договор о самоопределении Тувы, дружбе и взаимной помощи русского и тувинского народов.
Польша - СССР
Вторым событием стало приобретением СССР польских земель в 1951 году, правда, в данном случае имел место быть бартер - крупнейший мирный обмен территориями в истории Польши и одно из крупнейших изменений границ в послевоенной истории Европы и Советского Союза.
В соответствии с договором, составленным в Москве 15 февраля 1951 года, Польская Республика и Союз Советских Социалистических Республик обменялись участками государственных территорий площадью по 480 км².
С инициативой по обмену участками территорий выступило Правительство Польской Республики. Целью Польши было получение нефтепромыслов Нижне-Устрицкого района, в обмен на которые Советский Союз получал «удобное железнодорожное сообщение».
Существует мнение, что неофициальным инициатором был Советский Союз, игравший ведущую роль в принятии большинства решений правительств социалистических стран, который в результате обмена получал перспективный Львовско-Волынский каменноугольный бассейн.
Договор основывался «на принципе взаимного обмена километр на километр», в результате которого Польша получала участок в Дрогобычской области общей площадью в 480 км², передавая Советскому Союзу равный по размеру участок в Люблинском воеводстве.
Расположенная на этих территориях недвижимая собственность передавалась безвозмездно и в исправном состоянии, а её стоимость компенсации не подлежала. Каждая сторона могла вывозить своё движимое имущество, резервное и неустановленное оборудование. Предоставлялось право переноса своих пограничных сооружений и оборудования.
Население, проживающее на передаваемых участках, должно было оставаться в границах собственного государства, которое самостоятельно решало вопрос о его переселении.
Интересно изучить, чем именно обменялись Польша и СССР, помимо сухих территорий. О каком наследии шла речь в середине XX века.
Польша получила нефтепромысел (85 тонн нефти/сутки); нефтеперегонный завод (был в то время переоборудован под деревообрабатывающий); лесопильный завод; две электростанции; полностью оборудованную телефонную станцию в Нижних Устриках; почти 8 тысяч административных зданий и жилых домов; 17 км железных и 76 км шоссейных дорог;несколько десятков школ, больниц, кинотеатр и прочее.
Россия получила 65 км железных и 78 км шоссейных дорог; железнодорожные станции и погрузочные пункты (Сокаль, Белз, Ульвувек и пр.); 44 км высоковольтных линий; более 9 тысяч административных зданий и частных жилых домов; спиртзавод; элеватор; два кирпичных завода и прочее.
Карта мира, в частности карта Европы, навсегда стала иной.
На чужой пирог - не разевай роток
В целом, не беря в расчет XXI век, Россия и СССР не баловали себя захватом чужих территорий. Особенно ярко это можно понять на примере Великой Отечественной войны, когда Красная армия не забрала освобожденные от фашистов территории под свой контроль. Впрочем, такой задачи не стояло – США и Великобритания следили в развитии событий, и Иосиф Сталин консультировался с Черчиллем и Рузвельтом относительно своих дальнейших действий.
Профессиональные историки и обыватели до сих пор жарко спорят относительно правильности действий после войны со стороны СССР. В любом случае, теперь это – история.
К тому же, самым главным для любого государства является не опрометчивый, зачастую, малообъяснимый захват территорий, а дальнейшее развитие новых земель. Точнее, быть в состоянии их развивать без ущерба для своих исконных.
Дмитрий Степнов
Читайте нас: