Остается загадкой для чего был построен Стоунхендж. Одни считают эту постройку символом единства, другие - капищем, возможно, связанным с культом солнца и символизирующим небесный круг, или аттракционом акустических иллюзий, а может, древней астрономической обсерваторией. Интересно, каким образом он был построен, где добывали для него материал и как его доставляли к месту строительства. Недавно было найдено месторождение, где добывали "синие камни" Стоунхенджа.
Самое известное каменное мегалитическое сооружение-кромлех на Солсберийской равнине в графстве Уилтшир (Wiltshire) в Англии, судя по археологическим раскопкам, начали осваивать примерно десять с половиной тысяч лет назад. Во времена неолита там вырыли ямы под сосновые столбы. Первые мегалиты появились здесь 5 тысяч лет назад, после чего на протяжении целого тысячелетия представители бесследно исчезнувших цивилизаций продолжали достраивать Стоунхендж.
В результате появились сарсены - почти 4-метровые вертикально поставленные блоки плотного серого известняка, весом в 30 тонн. Грубо обтесанные и соединенные горизонтальными плитами - они бросаются в глаза прежде всего. Внутри мегалитического круга расположен еще один круг камней меньшего размера - "синих камней" (bluestones), названных так из-за окраски, которую они приобретают вследствие попадания на них влаги или если сделать надпил. В кругу "синих камней" находится ряд мегалитов в форме подковы, развернутой в северо-восточном направлении. Так называемые трилитоны (пара стоячих валунов с горизонтальной перекладиной, соединяющей их вершины). Внутри мегалитической подковы есть еще одна, состоящая из "синих камней".
За последние десятилетия исследователям Стоунхенджа удалось найти общий язык по целому ряду требующих ответов вопросов. В 1923 году геолог Герберт Томас (Herbert H. Thomas) обнаружил на западе Уэльса месторождение "синих камней", известных как долерит. Их добывали в Карн-Мейни (Carn Meini) на холмах Пресели (Preseli Hills), в графстве Пембрукшир. Другие "синие камни", представляющие собой магматическую горную породу, по мнению геолога, добывались в месторождении Карн-Алв (Carn Alw). Так родилась гипотеза, что строителям Стоунхенджа требовалось доставлять "синие камни" сначала на юг, под гору, к Бристольскому заливу (Bristol Channel), а уже затем по морю к месту постройки. Действительно, месторождение Крайг-Рос-и-фелин (Craig Rhos y felin) расположено так, что валуны приходилось бы сначала затаскивать на вершины холмов, а потом спускать к морю.
По другой версии, о транспортировке валунов непосредственно к месту строительства позаботилась сама мать-природа еще в Ледниковый период и благополучно доставила на будущую стройплощадку гигантские мегалиты.
Несколько лет назад специалисты из Национального музея Уэльса под руководством Ричарда Бевинса (Richard Bevins) озаботились изучением минерального состава породы и обнаружили, что по крайней мере часть "синих камней" добывали в другом месторождении, расположенном в трех километрах севернее от местоположения, указанного Гербертом Томасом. Обычно во время кристаллизации магмы некоторые минералы, известные как несовместимые элементы, не участвуют в ее кристаллизации. Как указывают сотрудники Национального музея Уэльса, происхождение "синих камней" в предыдущих исследованиях идентифицировали только по нескольким несовместимым элементам. На этот раз обратили внимание на хром, никель, оксид магния и оксид железа, которые кристаллизуются в магме.
Оказалось, что по меньшей мере 55 процентов долеритовых "синих камней" добывали на холме Карн Гоедог (Carn Goedog), расположенном на расстоянии 225 км от Стоунхенджа. По их мнению, пишут британские ученые на страницах последнего номера научного издания Journal of Archaeological Science, сама собой отпадает за ненадобностью гипотеза о том, что "синие камни" доставляли морским путем. Тем не менее, новое открытие пока не приблизило нас к разгадке тайн Стоунхенджа. В частности, это открытие так и не сняло с повестки дня вопрос, каким образом происходила добыча материала для постройки и как осуществлялась транспортировка камней.
Ученые надеются найти бесспорные доказательства о точном месторождении строительного материала для Стоунхенджа, чтобы подтвердить или опровергнуть уже устоявшуюся или очередную гипотезу. "Например, если мы могли бы с уверенностью установить, что люди сделали эти камни во времена неолита, тогда теория ледяного транспорта будет опровергнута", - сказал Бевинс в интервью Scientific American.
Читайте нас: