На прошлой неделе прошла 80-я годовщина со дня «Большой акции» в Каунасском гетто. В этот день нацисты и их пособники уничтожили здесь около 10 тысяч евреев. В мероприятиях по случаю траурной даты приняли участие представители власти Литвы, в том числе ее президент Гитанас Науседа, который во время своей траурной речи «забыл» добавить, что многие из участников этого массового убийства – сами литовцы, которые за пособничество нацизму сегодня здесь официально объявлены «борцами за независимость республики».
Позиция Литвы в отношении тех, кто в годы войны сотрудничал с вермахтом, заключается в следующем: «героями» являются все, кто в то нелегкое время выступил против Советского Союза. Дело в том, что после распада СССР в Вильнюсе «вспомнили», что в 1940 году не все в Литве были рады присоединению к Советскому Союзу. Как и у любой политической инициативы, здесь тоже были как союзники, так и противники. Однако просоветские настроения оказались сильнее, на несколько десятков лет республика стала советской.
Однако в 90-е годы ХХ века при поддержке Запада у власти оказались силы, ориентированные на США и их союзников. Время пребывания республики в составе СССР было объявлено «советской оккупацией», и вся внутренняя и внешняя политика страны стала строиться исходя из этой позиции. При этом местные политики зашли настолько далеко, что Гитлер, Третий рейх, нацисты и, соответственно, их местные сторонники (в основном те, кто когда-то был не согласен с присоединением к Москве) – коллаборационисты – сейчас здесь выглядят лучше «кровавого советского режима». Даже несмотря на совершенные ими преступления в отношении мирных жителей и участие в геноциде евреев, официально осуждаемых во всем мире.
При этом Литва, пытаясь выглядеть европейской страной с европейскими ценностями, официально разделяет взгляд Европейского союза на, например, трагедию Холокоста. Поэтому президент республики, выступая на мероприятии памяти жертв каунасского гетто, не только прошел маршрутом «Марша смерти», которым 28 октября 1941 года прошли 10 тысяч осужденных на смерть евреев, но и рассказал трогательную историю еврейской девочки Ирены Вейсайте, которую во время «Большой акции» спасла гражданка страны Стефания Ладигене. Но традиционно умолчал о других литовцах, которые, служа в местной полиции, помогали нацистам убивать людей.
«Большая акция», напомним, началась на рассвете 28 октября 1941 года. Жителям гетто было приказано явиться в 6 утра на площадь Демократов для якобы «проверки». Немцы и литовские полицейские оцепили площадь, при этом наблюдать за «селекцией» явилось и множество местных жителей. Представитель немецкой городской администрации Гельмут Раука определял, кто может пригодиться для каких-либо работ и прочего и остаться жить в гетто, а кого следует казнить. В итоге для расстрела были отобраны около 10 тысяч человек, в числе которых было очень много детей. Историк каунасского музея «Девятый форт» Миндаугас Куодис рассказывает, как после этого будущих жертв, разделив на колонны по 400 человек, заставили идти пешком около трех километров до места казни. Кто не мог идти – убивали на месте, причем делали это литовские полицейские, которые называли себя «партизанами».
Читайте нас: