В 1246 году провалился план Папы Римского обратить в христианство Великого монгольского хана.
После личной встречи итальянского монаха-францисканца Джованни дель Плано Карпини с внуком Чингиз-хана, Великим ханом Гуюком, в его ставке в Каракоруме, посланцу Папы Римского был вручен письменный ответ понтифику. Отказываясь рассматривать папский призыв стать христианином, Гуюк предложил Папе и королям лично явиться к своему двору для изъявления покорности, поскольку «силою Бога все земли, начиная от тех, где восходит солнце, кончая теми, где оно заходит» пожалованы Чингиз-хану и его потомкам. В последней фразе нашла краткое выражение идеология чингизидов, претендовавших на мировое господство.
Хотя задуманный Папой Иннокентием IV план заключения союза с Монгольской империей не увенчался успехом, миссия Карпини сама по себе имела огромное значение: она стала первой из великих путешествий европейцев в Азию.
Такой же день 1708 года. В ходе Северной войны русские войска во главе с Александром Меншиковым штурмом взяли резиденцию Ивана Мазепы, город Батурин. Случилось это через две недели после измены украинского гетмана, бежавшего в ставку шведского короля Карла Двенадцатого. Взятие Батурина было стратегически важным. Именно туда Мазепа свез обширные запасы провианта, необходимые шведам для продолжения кампании. Все, что можно было вывезти из Батурина, Меншиков прихватил с собой, а остальное сжег. В награду Петр Первый пожаловал любимого сподвижника сельцом Ивановским, прежним хозяином которого был изменник Мазепа.
В 1851 году была в эксплуатацию Николаевская (так она стала называться после смерти императора Николая I, ныне Октябрьская) железная дорога между Москвой и Петербургом. В то время это была самая длинная в мире железная дорога из двух путей – 604 версты. То есть 644 километра.
Октябрьская железная дорога – старейшая в России. Ее история началась в 1837 году с открытием железнодорожной линии Санкт-Петербург - Царское Село. 1 февраля 1842 года был подписан высочайший Указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург – Москва. И закипело строительство.
Земляное полотно дороги возводилось шириной 9 метров 45 сантиметров и было рассчитано на два рельсовых пути. Земляные работы проводились вручную. Были построены свыше 30 железнодорожных станций, около 200 мостов, проложены 70 водопропускных труб, 20 путепроводов. Вокзалы сооружались под руководством главного архитектора дороги Тона, позже его сменил архитектор Желязевич. По всей линии построили железнодорожные казармы, сторожевые дома и переезды через полотно дороги. Между станциями провели телеграф.
И вот 13 ноября 1851 года дорога, наконец, соединила две российские столицы. В 11 часов 15 минут в этот день из Петербурга отправился пассажирский поезд, который прибыл в Москву на следующие сутки в девять часов утра. В пути он пробыл 21 час 45 минут.
В первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда. Пассажирский поезд состоял из семи вагонов, товарный - из 15. Средняя скорость движения поездов составляла двадцать девять с половиной километров в час. Постепенно скорость увеличивалась, а время в пути сокращалось. Уже в 1913 году поезд из девяти пассажирских вагонов во главе с паровозом серии «С» Сормовского завода преодолел расстояние от Петербурга до Москвы за то же время, что и современные поезда, курсирующие на маршруте. В 1932 году на Октябрьской железной дороге появились пассажирские паровозы серии «ИС» Коломенского завода и был пущен экспресс «Красная стрела», на перегонах развивавший скорость до 120 километров в час. А в 1965 году между Ленинградом и Москвой начал курсировать дневной скоростной поезд «Аврора», способный разгоняться до 160 километров в час. Но и это был не предел. В 1984 году в график движения был введен электропоезд ЭР-200 Рижского вагоностроительного завода. Он ходил лишь раз в неделю, зато развивал скорость до 200 километров в час, проводя в пути всего около пяти часов.
В конце минувшего века магистраль Петербург-Москва подверглась коренной реконструкции, фактически по современным технологиям была построена новая железная дорога. И теперь составы могут достигать скорости 250-260 километров в час.
Если я не вернусь, дорогая,
Нежным письмам твоим не внемля,
Не подумай, что это – другая.
Это значит… сырая земля.
- написал Иосиф Уткин за два года до смерти.
Летом 1944 вышел последний сборник произведений Уткина - «О родине, о дружбе, о любви», - маленькая, карманного размера, книжечка, вобравшая в себя лучшее из написанного поэтом.
А 13 ноября 1944 трагически и нелепо оборвалась его жизнь. Возвращаясь с Западного фронта, Уткин погиб в авиакатастрофе, случившейся совсем неподалёку от Москвы. Погиб на взлёте творческого пути, в расцвете дарования, не дожив и до 42 лет.
Многие стихи Иосифа Уткина стали песнями.
13 ноября 354-го года в Тагасте (ныне Сук-Арас в Алжире) родился Аврелий Августин, в православии – Августин Блаженный - отец церкви, гениальный зодчий европейской культуры.
Он примирил разум и веру. Он говорил: «Верую, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить». Он был великим философом и великим писателем. Он обратился к проблеме конкретного «Я» и открыл уникальность человеческой личности. Его «Исповедь» - первая автобиография, вдохновлявшая всех поздних авторов, вплоть до Жан-Жака Руссо и Льва Толстого.
Мартин Хайдеггер писал: «Он соединил в себе проницательность Аристотеля с полетом мысли Платона, здравый смысл латинян с душевной пластичностью греков, неукротимую энергию и широту духа, интеллектуальность и живое чувство».
Его память отмечается Католической церковью 28 августа, Русской православной церковью — 15 июня по старому стилю.
В 1821 году в Петербурге родился русский революционер, социалист-утопист Михаил Петрашевский. Организатор известного кружка, с которым связаны социальные мотивы ранней прозы Достоевского и первых повестей Салтыкова.
Он был дворянином, сыном врача. Окончил Царскосельский лицей и юридический факультет Петербургского университета. Служил переводчиком в министерстве иностранных дел.
«Знание есть основа могущества человека», - говорилось в «Карманном словаре иностранных слов», редактором и автором большинства статей которого был Петрашевский. Он увлекался утопическим учением Фурье и пытался пропагандировать его идеи.
«Если я однажды вступил на борьбу со всяким насилием, со всякой несправедливостью, то теперь мне не сходить с этой дороги ради приобретения мелочных выгод и удобств жизни», - заявлял Петрашевский. Он окончил жизнь в 1866 году, сорока пяти лет от роду, в сибирской ссылке, которой ему и его друзьям заменили смертный приговор.
Начало ХХ века. Начало стремительного покорения воздуха. Из-за границы один за другим возвращаются первые русские пилоты, изучившие летное дело в школах Блерио, Фармана, братьев Райт. Первым россиянином, получившим диплом в авиационной школе Анри Фармана, стал Михаил Ефимов, родившийся в такой же день 1881 года в Смоленске.
В 1910 году на соревнованиях в Ницце и Петербурге Ефимов установил ряд авиационных мировых рекордов и был назначен лётчиком-инструктором в военно-авиационную школу в Севастополе. Он подготовил много русских военных лётчиков, занимался испытанием новых самолётов. В 1910-11 годах впервые осуществил крутые виражи, пикирование и планирование с выключенным двигателем, а 1912-ом изобрёл приспособление для запуска двигателя пилотом без посторонней помощи. С началом Первой мировой войны поручик авиационных войск, почетный гражданин Севастополя Михаил Ефимов подал рапорт с просьбой отправить его на фронт и вскоре оказался на Западном фронте, где главным образом занимался разведкой и бомбардировкой. В 1916-ом году он был направлен на Румынский фронт уже в качестве истребителя. А в начале 1917-го полный Георгиевский кавалер прапорщик Ефимов был переведён в гидроавиацию Черноморского флота. После Октябрьской революции Ефимов перешёл на сторону Советской власти и был назначен флагманским лётчиком при комиссаре гидроавиации. В июле 1919 года, отступая с отрядом революционных моряков из Крыма, Михаил Никифорович оказался в Одессе. А в следующем месяце, при неожиданном захвате Одессы белогвардейским десантом, был схвачен и расстрелян.
По одной из версий, отобрав у летчика чемоданчик с призами за победы на летных соревнованиях, золотыми медалями, часами, бриллиантовой булавкой в виде аэроплана и другими спортивными наградами, его связали, посадили в шлюпку и вывезли на середину бухты. Один из офицеров, приказав развязать Ефимова, заявил, что дает ему «шанс на спасение» и предложил вплавь добраться до берега. Ефимов нырнул в воду, но как только его голова показалась над водой, прозвучал выстрел...
А еще в такой же день 1850 году родился знаменитый шотландский писатель Роберт Льюис Стивенсон.
Читайте нас: