Пресс-секретарь польского внешнеполитического ведомства Лукаш Ясина заявил, что последний шанс достичь общего мнения Варшавы и Москвы в оценке событий Второй мировой войны был в 1990-е годы. Тогда, по мнению представителя МИД страны, «Россия готова была принять правду, в отличие от сегодняшнего дня».
Отсылка ко времени развала Советского Союза в заявлении Ясины не случайна. Это событие ознаменовало окончание холодной войны. С одной стороны, США и их союзники практически стали победителями в этом идеологическом противостоянии, с другой – до конца в своей победе они не были уверены. Поэтому, чтобы «закрепить результат», в Россию хлынул поток информации, очерняющий и уничижающий ее в глазах собственного народа.
Главным событием в истории ХХ века, безусловно, была Вторая мировая война, а главным достижением Советского Союза – победа в ней. Поэтому, вероятно, западные «информационные атаки» в первую очередь были направлены на то, чтобы лишить бывший советский народ права и дальше оставаться народом-победителем. На прилавках появилось множество научно-популярных исторических работ, доказывающих, например, что Гитлера победили союзники, а Сталин вообще вел с ним общую политику и т.д.
Один из самых ярких примеров – бывший разведчик ГРУ, переметнувшийся на сторону Великобритании, писатель Виктор Суворов. В 90-е годы его книги пользовались огромной популярностью. Людям, которым с экранов телевизоров начали в неимоверных количествах демонстрировать прелести жизни за границей, параллельно донося мысль, что, если бы не «советский режим, который врал своим гражданам все время своего существования», хотелось узнать «как все было на самом деле».
Суворов в своих военно-исторических книгах предлагал весьма альтернативную концепцию роли СССР во Второй мировой войне. Основной причиной войны, по его мнению, были планы Сталина по захвату Европы. Красная армия, согласно его утверждениям, готовилась первой нанести удар, называется даже его дата – 6 июля 1941 года. Германия же, узнав об этом, согласно утверждениям бывшего разведчика, лишь нанесла «превентивный удар». Правда, как объяснить тот факт, что «превентивный удар» по СССР включал в себя оккупацию большей части Европы, он не объясняет.
Суворова поддерживали зарубежные историки: Юрген Ферстер, Эрнст Топич, Йоахим Хоффманн и др. Их книги также издавались и продавались в тот период. Суть всего того, что появлялось в печати, сводилась к следующему: Россия должна «признать грехи» и покаяться перед всей Европой. И, действительно, в начале 90-х годов был недолгий период, когда это казалось возможным. Вероятно, именно к этому времени апеллирует сейчас польский МИД, попутно сокрушаясь, что оно безвозвратно прошло.
Читайте нас: