Чуть больше двухсот лет назад - до конца XVIII века - европейские медики вовсю использовали и человеческое мясо, и препараты, изготовленные из трупов. Со столь мрачной страницей истории западного просвященного общества знакомит немецкий еженедельник Der Spiegel.
Чуть больше двухсот лет назад - до конца XVIII века - европейские медики вовсю использовали и человеческое мясо, и препараты, изготовленные из трупов. Со столь мрачной страницей истории западного просвященного общества знакомит немецкий еженедельник Der Spiegel.
Вот лишь один из рецептов немецкого фармаколога Иоганна Шредера. Не ясно от чего, но в XVII веке он прописывал: "Человеческое мясо следует нарезать на мелкие кусочки, добавить чуточку мирры и алоэ, несколько дней выдержать в винном спирте, а затем провялить в сухом помещении".
Если верить историку медицины Ричарду Саггу из университета Дарема (Великобритания), то в XVI- XVIII веках подобные "лекарственные средства" европейские медики применяли так же часто, как травы, коренья и кору.
- Части трупа и кровь были предметами первой необходимости, которые имелись в каждой аптеке, - утверждает ученый. - Самыми прилежными каннибалами были не жители Нового Света, а европейцы.
Лечебный каннибализм - давняя традиция. Еще древние римляне употребляли кровь гладиаторов как средство от эпилепсии. В эпоху Возрождения немощных активно пользовали порошком из египетских мумий. В молотом виде они - мумии - считались чуть ли не "эликсиром жизни".
Конкретно черепа служили для остановки кровотечения. Жир - якобы помогал при ревматизме и артрите. А если человек умер не естественной смертью, то считалось, что, вкусив его плоти, можно заполучить себе не дожитое им.
В Европе три века назад на лекарства шли останки казненных преступников, трупы нищих. И даже прокаженных. Самым известным пропагандистом такого лечения был знаменитый Парацельс.
Кстати, сегодня на Тибете пьют чай с молоком, добавляя в кружку жир умершего родственника. Но не лечатся. А в знак уважения. Такой вот в Непале обычай. Когда в 1492 году Папа Иннокентий VIII находился при смерти, его врачи выкачали кровь трех мальчиков и дали ему ее выпить, сообщает журналу Ричард Сагг. По его сведениям, мальчики умерли. Папа тоже. Это каннибализмом, не сомневается ученый.
Лечебное людоедство ушло из медицинской практики Европы лишь в конце XVIII века. Но сохранился один из последних рецептов, который оставил умерший в 1754 году британский проповедник Джон Кеоф. При головокружениях он рекомендовал толченое человеческое сердце "по щепотке с утра на голодный желудок".
В мифах, преданиях, языке, верованиях, обычаях имеются указания и на то, что каннибализм был далеко не чужд культурным европейским народов; следы его можно отметить в мифологии греков, в преданиях и сказках немцев, легендах англичан и французов.
Историк Казимир Валишевский писал об осаждённых в 1612 г. в Кремле поляках и литовцах:
… Поляки и литовцы выкапывали трупы, потом стали убивать своих пленников, а с усилением горячечного бреда дошли до того, что начали пожирать друг друга; это — факт, не подлежащий ни малейшему сомнению: очевидец Будзило сообщает о последних днях осады невероятно ужасные подробности, которых не мог выдумать… Будзило называет лиц, отмечает числа: лейтенант и гайдук съели каждый по двое из своих сыновей; другой офицер съел свою мать! Сильнейшие пользовались слабыми, а здоровые — больными. Ссорились из-за мёртвых, и к порождаемым жестоким безумием раздорам примешивались самые удивительные представления о справедливости. Один солдат жаловался, что люди из другой роты съели его родственника, тогда как по справедливости им должен был питаться он сам с товарищами. Обвиняемые ссылались на права полка на труп однополчанина, и полковник не решился прекратить эту распрю, опасаясь, как бы проигравшая тяжбу сторона из мести за приговор не съела судью.
Большинству нынешних этических норм европейской цивилизации – всего около 200 лет. Вещи, на которые сегодня наложено чрезвычайное табу, к примеру каннибализм, ещё в XVIII веке были обыденностью. Священники пили детскую кровь, жиром казнённых лечили эпилепсию, а производство мумий, которых поедали как лекарство, было поставлено на поток.
Об этой части истории Европы нужно помнить как мракобесам, так и либералам. Первые уверяют, что их действия – будь то законы о кощунстве или религиозном образовании – есть возвращение к традиции, духовности и святости. Вторые же, либералы должны осознавать, как можно легко свалиться в деградацию, ратуя за педофилию или потребление тяжёлых наркотиков. Всё, к чему призывают и чего добиваются оба этих лагеря, Европа за 2500 лет своего существования уже прошла (а то и несколько раз по кругу) – женское священничество, педофилию, рабовладение, анархические и коммунистические общины, и т.д. Надо лишь заглянуть в прошлое, экстраполировать тот опыт в настоящее, чтобы понять, как эта штука будет работать сейчас.
Также европейский опыт показывает, что незыблемых этических норм нет.
Но ещё несколько столетий назад – когда уже были открыты университеты и жили величайшие гуманисты – каннибализм в Европе был обыденным явлением.
Человеческая плоть считалась одним из лучших лекарств. В дело шло всё – от макушки до пальцев ног.
К примеру, английский король Карл II регулярно пил настойку из человеческих черепов. Особенно целебными почему-то считались черепа из Ирландии, и королю привозили их оттуда.
В местах публичной казни всегда толпились эпилептики. Считалось, что кровь, брызнувшая при обезглавливании, вылечивает их от этой болезни.
Кровью вообще тогда лечили многие болезни. Так, Папа Иннокентий VIII регулярно пил кровь, сцеживаемую от трёх мальчиков.
С умерших до конца XVIII века разрешалось брать жир – его втирали при различных кожных заболеваниях.
Вот один из европейских рецептов 18 века:
«Возьмите неповреждённый чистый труп рыжеволосого мужчины 24 лет, казнённого не ранее одного дня тому назад, предпочтительно через повешение, колесование или посажение на кол… Подержите его один день и одну ночь под солнцем и луной, затем разрежьте на крупные куски и посыпьте порошком мирры и алоэ, чтобы он не был слишком горьким…»
Был и другой способ:
«Плоть нужно подержать несколько дней в винном спирте, затем подвесить в тенёчке и высушить на ветерке. После этого вам опять понадобится винный спирт для восстановления у плоти красного оттенка. Поскольку внешний вид трупа неотвратно вызывает позывы тошноты, хорошо бы месяц вымачивать эту мумию в оливковом масле.»
Лишь в конце XVIII века в Европе одно государство за другим стали принимать законы существенно ограничивающие поедание плоти трупов, но не запрещающие это.
Окончательно массовый каннибализм на континенте прекратился только к концу XIX века, хотя в каких-то дальних углах Европы он практиковался до середины 20 века – в Ирландии и на Сицилии не возбранялось съесть умершего ребёнка до его крещения.
Немецкая практика переработки во время ВОВ узников концлагерей на мыло, кожу, удобрения и т.п., таким образом, не была для Европы каким-то новшеством – лет за 150-200 до нацистов всё это ещё было нормой (эта практика, в том числе подтверждает, что германский нацизм был резким откатом назад, в архаику).
Но и сегодня, в XXI века западная цивилизация всё ещё легально потребляет человеческую плоть – это плацента. Причём мода на поедание плаценты растёт год от года, и во многих западных роддомах даже существует порядок её использования – либо отдать роженицы, либо сдать в лаборатории, производящие на её основе гормональные препараты.
Можно ли признать моду на поедание человеческой плаценты одним из признаков отката западной цивилизации в архаику? Скорее всего, да.
Недавно на лондонском мясном рынке Smithfield открылся павильон, где покупатель может купить любую часть человека. В продаже есть руки, ноги, уши, пальцы, половые органы и даже целые тела. Под части человеческого тела стилизована свинина и говядина. Но это неважно. Главное, что покупая и поедая такое мясо, потребитель (человеком такое существо уже не назовешь) разрушает некий внутренний блок. И нет сомнений в том, что в случае чего он отведает и человечины.
Читайте нас: