В 1938 году американцы, настроившиеся на волну радиостанции CBS (Си-Би-Эс), решили, что началась война. Паника охватила страну: люди метались по улицам, искали убежища. Еще бы не испугаться, если по радио сообщают о страшном нападении коварных и злобных марсиан. И невдомек было доверчивым американцам, что Си-Би-Эс транслировало спектакль театра «Меркьюри» по роману Герберта Уэллса «Война миров». На следующий день режиссер спектакля Орсон Уэллс просил по радио у земляков прощения и недоумевал по поводу их легковерности. А мог бы поблагодарить за комплимент: художественное произведение, принятое за документальное, — бывает ли похвала режиссеру выше?
В 1803 году Николай Михайлович Карамзин был назначен придворным историографом Александра I с жалованием в две тысячи рублей в год.
Как-то на приеме он попросил слугу доложить: пришел историограф Карамзин. Тот, запутавшись в словах, объявил: "Карамзин, граф истории..." Но графом "Истории" в то время Николаю Михайловичу еще предстояло стать. Новое звание предполагало написание "Истории Государства Российского". Первые восемь томов увидели свет через 12 лет.
В 1941 году в ходе Великой Отечественной войны началась героическая оборона Севастополя, уже вторая в его истории города (первая была в Крымскую войну).
После провала попытки сразу овладеть Севастополем немецкое командование предприняло еще три крупных наступления на город - в ноябре и декабре 1941 года, а также в мае-июне 1942 года. Особенно мощной была третья атака. Противник имел двукратное превосходство в живой силе, более чем трехкратное в артиллерии, десятикратное в танках и самолетах. С 27 мая Севастополь непрерывно подвергался ударам немецкой авиации и артиллерии, а 7 июня началось наступление. Только 4 июля 1942 года немцы смогли оккупировать город, который был освобожден от них через два года - 9 мая 1944 года в ходе Крымской операции.
Оборона Севастополя продолжалась 250 дней. Она имела важнейшее военно-политическое и стратегическое значение, сковав крупные силы противника на южном крыле советско-германского фронта и не позволив ему развернуть наступление на Кавказ. В борьбе за город противник потерял около 300 тысяч человек убитыми и ранеными. Севастопольская оборона вошла в историю как пример массового героизма и самопожертвования защитников города. Более 30 человек были удостоены звания Героя Советского Союза. 22 декабря 1942 года учреждена медаль «За оборону Севастополя», которой награждено свыше 30 тысяч человек. В 1945 году Севастополь был назван городом-героем.
В 1961 году, в предпоследний день XXII съезда КПСС, на заполярном полигоне на Новой Земле советскими военными был осуществлен рекордный по силе за всю историю человечества взрыв мощностью 50 мегатонн по тротиловому эквиваленту (это примерно около трех тысяч хиросимских бомб!). Термоядерная бомба, разработанная под руководством Андрея Сахарова и собранная в сверхсекретном ядерном центре Арзамас-16, была сброшена со стратегического бомбардировщика Ту-15. Заряд номинальной мощностью 100 мегатонн был взорван в атмосфере на высоте 400 метров на половинной мощности, чтобы, как мило пошутил Никита Сергеевич Хрущев, "у себя (в Москве) стекол не повыбить".
30 октября 1979 года закончились съемки первого советского фильма-катастрофы «Экипаж».
Идея этой картины пришла к режиссеру Александру Митте в 1976 году под впечатлением голливудских постановок «Приключения «Посейдона», «Ад в поднебесье» и «Челюсти». Ничего подобного в Советском Союзе тогда не снималось. В качестве сценаристов Митта пригласил двух зубров отечественной кинодраматургии Юлия Дунского и Валерия Фрида, с которыми до этого сотрудничал на картинах «Гори, гори, моя звезда» и «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». 15 июня 1976 года соавторами была оформлена заявка на сценарий под названием «Запас прочности». Но когда через полтора года Митта пришел с готовым сценарием к министру гражданской авиации Борису Бугаеву, тот чуть ли не с порога заявил: «Никакого фильма-катастрофы не будет! Вы разве не знаете, что наша гражданская авиация работает без происшествий?!» Но едва Митта сообщил, что речь в фильме будет идти не о катастрофе «у нас», а о землетрясении «у них», сердце министра оттаяло: «Тогда валяй, снимай!» В главных ролях снялись Георгий Жженов, Леонид Филатов, Александра Яковлева, Анатолий Васильев…
«Экипаж» вышел в широкий прокат в июле 1980 года. Несмотря на то, что широкой рекламы не было, уже на второй день билетов было не достать, а у касс кинотеатров выстраивались очереди. Успех был ошеломительный: фильм стал лидером проката 1980 года, его посмотрели 71 миллион 100 тысяч зрителей. Он и сейчас, по прошествии двух с половиной десятилетий, смотрится не хуже, чем тогда. И почти не устарел: ни по драматургии, ни даже по трюковым съемкам, которые вряд ли «потянет» даже сегодняшнее российское кино.
В 1839 году в Париже в семье британского коммерсанта родился Уильям Сислей – талантливый живописец-пейзажист, один из создателей французского импрессионизма. Он писал, что музыкальная фраза составляет как бы часть его самого, поэтому вся его живопись музыкально окрашена.
Основные «герои» живописи Сислея – вода и небо. Затем идут земля, растительность, постройки, люди. Он запечатлел морское побережье, озера и реки с рыбачьими лодками в разные времена года, создав в живописи негромкую, но подлинную поэму вод Иль-де-Франса. А небо придает его пейзажам глубину, подвижно-изменчивым светом своим объединяя все вещи в природе.
В 1924 году в Свердловске родился актер театра и кино Владимир Гуляев - хулиганистый водитель Журченко из фильма "Весна на Заречной улице" и обаятельный, с чуть хладнокровным взглядом, водитель-оперативник из «Бриллиантовой руки». Помните сцену с участием никулинского Семена Горбункова и гуляевского милиционера Володи в салоне автомобиля? Семен Семенович высовывается из окна двадцать первой Волги и, видя за рулем другого автомобиля двойника своего соседа, с недоумевающим видом поворачивается в сторону Володи-первого. И тут Володя говорит Семену Семеновичу: «Так надо!»
Окончив в 1951 году ВГИК (курс Михаила Рома и Сергея Юткевича), Гуляев практически всю жизнь проработал в Театре-студии киноактера. Сниматься он стал сразу же. B 50-e годы его типаж простого советского парня очень приглянулся режиссерам. Ему доставались небольшие роли, но даже в них он мог отразить столько, сколько порой не удавалось выразить в более многословных, главных ролях его коллегам. Гуляев играл преимущественно друзей главных героев или их оппонентов. Немало на его счету и персонажей в погонах – милиционеры в комедиях «Зигзаг удачи» и «Операция «Ы», полицейский в «Опасных гастролях», капитан в фильме «Ко мне, Мухтар», тот же оперативник Володя в «Бриллиантовой руке». Режиссеров подкупала его стать и выправка, ведь Гуляев был в прошлом военным человеком, офицером, участником Великой Отечественной.
В 1942 году, в 17 лет, Владимир был принят в Пермскую авиашколу, которая выпускала лётчиков-бомбардировщиков. Затем прошел курс переподготовки на пилота-штурмовика. 6 ноября 1943 года 18-летний младший лейтенант Гуляев прямо с Красной площади отправились на фронт. Сперва попал в 639-й полк 211-й штурмовой авиадивизии, потом полк был передан во вновь формируемую 335-ю штурмовую авиадивизию. В дальнейшем воевал в небе Восточной Пруссии, совершая каждый день по несколько боевых вылетов.
24 июня 1945 года лейтенант Гуляев снова прошёл по Красной площади, вместе с сотнями соотечественников, победителей. Участие в Параде Победы с тех пор он называл самым главным событием в жизни.
Несмотря на увлеченность кино, Владимир Леонидович не мог забыть ту войну, на которой оказался совсем молодым юношей. Он написал книгу воспоминаний. Ее главный герой - молодой лейтенант авиации Ладыгин. Но, прочтя книгу, сразу угадываешь в Ладыгине самого автора.
Умер Владимир Гуляев 3 ноября 1997 года.
Сегодня день рождения Клода Лелуша, известного французского кинорежиссёра, сценариста, оператора, актёра и продюсера.
Он любуется миром и людьми. За это его называют сентиментальным. Его дебютная режиссерская работа в полнометражном кино — «Человеческая сущность» — особого успеха не имела. «Клод Лелуш... Запомните это имя сейчас. Больше вы о нем не услышите», - острили критики. Но вскоре его фильм «Мужчина и женщина» получил два «Оскара», Гран-При в Канне и мировую известность.
«Мужчина – тот, кто идёт до конца», - замечает он.- «Женщина – то же самое, только плачет больше».
«Жизнь самого Лелуша», - говорят о нем, - «это тоже фильм, который смотришь со слезами на глазах и теплой улыбкой».
Дэвид Боуи – один из немногих исполнителей, которые на протяжении вот уже более четырех десятилетий остаются в авангарде музыкальной моды и своим творчеством сами формируют ее. Влияние этого музыканта на поп-музыку поистине огромно, что и оценено по заслугам: в 1995 году в такой же день Дэвид Боуи был включен в Зал Славы Рок-н-Ролла.
Читайте нас: