В 1941 году закончилось строительство национального мемориала США на горе Рашмор в Южной Дакоте. Монумент представляет собой высеченные в граните головы четырех президентов США - Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Авраама Линкольна и Теодора Рузвельта. Они олицетворяют соответственно рождение, философию, объединение и экспансию нации. Высота голов – около 18 метров. Работа длилась 14 лет, причем 7 из них ушли на ожидание хорошей погоды и поиск денег.
Создать такой памятник придумал местный историк Доан Робинсон, чтобы привлечь в городок туристов. В 1924 году ему удалось заинтересовать своим проектом скульптора Гатсона Борглема, который учился у самого Родена. Работа началась в 1926 году, в это время Борглему было 56 лет, и до конца жизни ваятель ничем другим больше не занимался. Он умер за 8 месяцев до окончания строительства, монумент завершал уже его сын. Строительство обошлось в 1 миллион долларов, причем общественность пожертвовала на него только 200 тысяч, остальное оплатило государство. Борглем за свою работу получил 170 тысяч долларов.
Национальный мемориал США на горе Рашмор – видимо, самый большой в мире памятник. Высота лиц президентов - 18 метров, каждый глаз - в 3, 5 метра, а длина носов более 7 метров – так что, когда начинался дождь, рабочие прятались в ноздрях. Монумент никогда не моют - эту работу, как и полировку лиц, выполняют природные осадки, но зато каждый год барельеф тщательно обследуют на предмет трещин. Считается, что за 100 тысяч лет эрозия "съест" не более 2,5 сантиметров поверхности.
В 1925 году ушел из жизни председатель Реввоенсовета СССР и нарком по военным и морским делам Михаил Фрунзе.
В 20-летнем возрасте Фрунзе приговорили к смертной казни за революционную деятельность, но помиловали. А в сорок лет его, по всей вероятности, убили на операционном столе соратники по этой самой революционной деятельности. На похоронах Михаила Васильевича Сталин произнес: «Может, так и нужно, чтобы старые товарищи так легко и просто спускались в могилу...»
Историю уничтожения Фрунзе рассказал, не называя имен, писатель Борис Пильняк в "Повести непогашенной луны". И за это тоже поплатился жизнью.
Осиротевших детей Михаила Фрунзе, Тимура и Татьяну, усыновил Клемент Ворошилов.
31 октября 1958 года - через семь дней после объявления о присуждении Борису Пастернаку Нобелевской премии - состоялось собрание писателей Москвы. Рассматривался вопрос «О действиях Бориса Пастернака, несовместимых со званием советского писателя».
Приведу фрагменты из стенограммы.
Председательствующий Сергей Смирнов: «В течение сорока лет скрытый враг жил среди нас, и мы делили с ним наш хлеб».
Критик Зелинский: «Произнести имя Пастернака на собрании прогрессивных писателей – всё равно, что издать неприличный звук в обществе».
Сергей Баруздин: «Народ не знал Пастернака как писателя, но узнал его как предателя».
Сам Пастернак на заседании не присутствовал. Он прислал письмо, которое закончил словами: «Не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выслать, сделать все, что угодно. Я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. И помните, все равно через некоторое время вам придется меня реабилитировать. В вашей практике это не в первый раз».
Резолюцию с просьбой к правительству лишить Пастернака советского гражданства приняли единогласно.
В последний октябрьский день 1922 года, в городе Вязьма Смоленской области родился народный артист СССР Анатолий Папанов.
Особенно много он снимался в 60-х годах, причем в самых разных ролях и жанрах. Это - психологическая драма «Наш дом», киноповесть об ученых «Иду на грозу», лирические комедии: «Приходите завтра» и «Дети Дон-Кихота», сатирическая комедия «Дайте жалобную книгу», культовые теперь картины: «Берегись автомобиля» и «Бриллиантовая рука». Особняком в этом ряду стоит фильм «Живые и мертвые», где Папанов убедительно показал, что он может играть не только бытовые и комедийные образы, но и героев трагедии.
К сожалению, роли высокой драмы и трагедии, практически, обошли актера стороной. Лишь к концу жизни Анатолий Дмитриевич сыграл центральную роль в знаменитой остросюжетной драме «Холодное лето пятьдесят третьего». Зато огромную популярность артисту принесло озвучивание мультфильмов. Неповторимый говорок Папанова полюбился зрителям всех поколений в серии мультфильмов «Ну, погоди!»
В жизни Папанов был простым, добрым, честным человеком. Много раз его звали вступить в коммунистическую партию, обещая взамен награды и звания. Но он отказывался. С детства Анатолий Дмитриевич был верующим человеком, всю жизнь посещал храм. Очень близких друзей у него было немного, все свое время актер отдавал семье и работе.
В молодости Папанова чуть не сгубила водка. Он несколько раз бросал пить и начинал снова, а окончательно завязал с алкоголем после смерти матери. Популярность стесняла его. Уезжая на дачу, Папанов одевался в обычные джинсы, простую рубашку, чтобы его не узнавали, и в одиночестве колесил по подмосковным местам на велосипеде.
Если не считать фронтового ранения, которое мучило Папанова всю жизнь, то на здоровье он не жаловался. Мог купаться в холодной осенней воде. Очень много работал. Летом 1987 года он начал сниматься, как оказалось, в своем последнем фильме. Это была одна из первых перестроечных лет о сталинских репрессиях, о нашем прошлом – «Холодное лето пятьдесят третьего». Театр в это время был на гастролях в Прибалтике. Отыграв свои роли на гастролях, Папанов вернулся в Москву.
В начале августа в квартире не было горячей воды. Разгоряченный Папанов встал под ледяной душ, и сердце его не выдержало. Дома никого не было... Похоронили Анатолия Дмитриевича на Новодевичьем кладбище.
В 1835 году родился Кришьянис Барон – человек, благодаря многолетним стараниям которого, латышские народные песни – дайны, как древнеиндийские "Веды", греческие "Илиада" и "Одиссея", как немецкие сказания о Нибелунгах и карело-финская "Калевала", уже никогда не исчезнут. Похоже, фольклорист и сам осознавал значение сделанного им, ибо в свеем поэтическом завещании писал:
Надгробия не ставьте мне,
Не надо для него камней.
Мой памятник уже стоит.
Из золота он дайн отлит.
Их было двое. Первый - прагматик и виртуоз, хладнокровная «машина», не ведающая сбоев и поражений. Второй - творец, экспериментатор, художник и артист, «гений комбинации». Их поединок стал событием XX века.
31 октября 1892 года, в Москве родился шахматный маэстро Александр Алехин - художник, победивший машину в матче с недосягаемым Хосе Раулем Капабланкой.
Он выигрывал красиво. «Для меня шахматы не игра, а искусство», - говорил Алехин. Он стал четвертым в истории шахмат чемпионом мира и ушел из жизни непобежденным.
В 1996 году умер великий французский режиссер Марсель Карне.
Еще в 1984 году, за месяц до своей собственной смерти, его младший современник Франсуа Трюффо заявил: "Я отдал бы все свои 23 фильма за одни "Дети райка".
"Дети райка", снятые в годы войны на исходе французской оккупации, стали высшей точкой творчества Карне в сотрудничестве с поэтом и сценаристом Жаком Превером. Этот костюмный фильм об актерах XIX века с участием Арлетти, Жана Луи Барро и Пьера Брассера удостоился в 1979 году специального "Сезара" как "лучший звуковой французский фильм всех времен".
Марсель Карне дебютировал в 1936 году, когда и познакомился с Превером. Их дальнейшие работы - "Набережная туманов", "Северный отель", "День начинается" - создали в истории кино такое понятие, как "поэтический реализм", никогда и никем больше не воплощенный.
Читайте нас: