Во времена СССР азартные игры не приветствовались, но это не означает, что их вообще не было. Самой массовой и популярной в народе стала лотерея «Спортлото» – в каждом тираже участвовало до 10 млн билетов, в целом в игру было вовлечено 70% советских граждан! Да, да! И я помню уговаривал родителей купить билетик и сам зачеркивал номерки на полочке у киоска.
Когда интерес к лотерее начал угасать, на экраны вышел фильм Леонида Гайдая «Спортлото-82», который сейчас назвали бы скрытой рекламой. В чем же заключался секрет успеха «Спортлото», и почему комедия, названная критиками провальной, стала лидером проката?
Долгое время в СССР отношение к разного рода азартным играм и лотереям было однозначным: это пережитки буржуазного общества, которым нет места в советской реальности! Это отношение изменилось, когда советский спорт потребовал больших финансовых расходов в связи с проведением Олимпиады. Чтобы сэкономить средства из государственного бюджета, нужно было искать дополнительный источник дохода. Опыт зарубежных стран, в том числе из «социалистического лагеря», показывал, что существенным подспорьем могут стать общегосударственные лотереи.
Заместитель председателя Спорткомитета СССР Виктор Ивонин стал создателем первой советской лотереи «Спортлото». Он рассказывал: «Наш главный вопрос был: насколько лотереи соответствуют кодексу строителя коммунизма?
Появление «Спортлото» стало ответом: игра имела огромный резонанс, люди откликнулись, а финансовые результаты были такие, что Спорткомитет в конце концов отказался от бюджетных денег и полностью перешёл на самофинансирование при помощи «Спортлото». Эта лотерея, по сути, содержала советский спорт». Первый розыгрыш по формуле «6 из 49» (нужно было отгадать 6 цифр из 49 возможных) провели 20 октября 1970 г. в качестве эксперимента, и этот эксперимент оказался очень успешным! К первому же тиражу удалось реализовать 1,5 млн билетов стоимостью по 30 копеек каждый. При этом 50% выручки от лотереи государство направило на финансирование спорта, а вторую половину – на выплату выигрышей.
Чтобы ни у кого из советских граждан не возникало сомнений по поводу того, что это не просто азартная игра, а помощь спорту, каждому номеру лотереи присвоили свой вид спорта, а на розыгрыши приглашали известных спортсменов. Инициатор эксперимента Виктор Ивонин рассказывал: «На одно из первых телешоу (они появились в эфире с января 1974 года) мы пригласили королеву конного спорта Елену Петушкову. Члены тиражной комиссии должны были внушать доверие, поэтому присутствие на розыгрышах известных спортсменов, которых уважала страна, стало неизменной традицией «Спортлото».
Первой обладательницей максимального выигрыша стала инженер-экономист из Москвы, которой посчастливилось угадать все 6 цифр из 49 и получить 5000 рублей – огромную по тем временам сумму! Позже максимальный выигрыш увеличился вдвое – до 10000 рублей. По теории вероятности, такой «джекпот» выпадал один на 14 млн комбинаций! Максимальные выигрыши получали не больше 10 человек ежегодно, но желающих попытать счастья от этого не убавлялось – напротив, с каждым годом их становилось все больше. Чтобы увеличить вероятность выигрыша и привлечь новых «игроков», позже запустили тираж с формулой «5 из 36» – в таком случае вероятные комбинации сокращались до 370 тысяч вариантов, а возможность выигрыша возрастала.
Сначала розыгрыши проходили один раз в 10 дней, а их результаты участники узнавали из газет. Со временем эта игра становилась все более массовой, и с 1974 г. тиражи стали проводить еженедельно в студии Центрального телевидения. Эту передачу смотрели все, даже те, кто не участвовал в лотерее. В первое время для розыгрышей использовали прозрачный барабан, из которого вручную извлекали шары с номерами, а позже в конструкторском бюро Академии наук Эстонской ССР создали для этих целей первый лототрон, в котором шары перемешивались и избирались механически, что исключало возможные подозрения в нечестности игры.
Накануне 1980 г. «Спортлото» стало как нельзя более актуальным – в СССР готовились к проведению Олимпиады, для чего было необходимо получить большие средства. Вот тогда и ввели розыгрыши по облегченной формуле «5 из 36», и количество участников лотереи возросло. В итоге на вырученные от лотереи средства провели значительную часть мероприятий Олимпиады. А всего за 20 лет существования «Спортлото» принесло государству 500 миллиардов рублей! Начальник Ростовского управления «Спортлото» Георгий Кануков рассказывал: «На деньги «Спортлото» были построены крупнейшие наши спортивные объекты. Гребной канал и школа Олимпийского резерва в Ростове, легкоатлетический манеж в Шахтах, бассейн в Азове».
На съемках фильма *Спортлото-82* | Фото: back-in-ussr.com После проведения Олимпиады лозунг «Выигрываете вы – выигрывает спорт!» стал менее актуальным, и интерес к лотерее начал угасать. Вот тогда Леонид Гайдай и приступил к съемкам своей новой комедии «Спортлото-82» о случайно потерянном призовом билете. Сценарий фильма был написан за полгода, еще столько же времени понадобилось на доработку и утверждение картины, и летом 1981 г. режиссер приступил к съемкам в Крыму.
После этого миллионы советских зрителей снова поверили в то, что в принципе каждый из них может стать обладателем крупного выигрыша. Когда фильм вышел в прокат, многие снова начали скупать лотерейные билеты, при этом часто выбирали ту же комбинацию цифр, которую зачеркнула в билете главная героиня фильма – от 1 до 6.
Сейчас этот фильм называют скрытой пропагандой лотереи, а также самой талантливой и изобретательной советской рекламой. Говорили, что Леонид Гайдай, помимо гонорара за работу, получил 100 лотерейных билетов от дирекции «Спортлото» за явную рекламу лотереи. Правда, критики назвали этот фильм провальным: Гайдаю ставили в вину то, что он сделал попурри из собственных же комедий: «А тут ну просто всё до капли знакомо – сюжет, персонажи, трюки… Так зачем Шурика нарёк Костей, а пленницу – Таней? Зачем новых актёров пригласил – ведь старые со своими обязанностями справлялись?.. Выходит, и кино – та же лотерея для зрителя. Надежд каждый раз много, а выигрыш – если он не случаен – довольно редок. И в данном случае нам, увы, опять не повезло – билет оказался «пустой».
Тем не менее, у зрителей фильм пользовался огромным успехом – тогда он стал лидером кинопроката 1982 г., его посмотрели 55,2 млн зрителей! Возможно, залогом его успеха стала не только громкая фамилия режиссера, но и злободневность самой темы – ведь в эту игру в свое время играли почти все.
Читайте нас: