В 1783 году предприниматели и изобретатели братья Жозеф и Этьенн Монгольфье на рыночной площади маленького французского городка Аннона впервые публично испытали аэростат. Воздушный шар с оболочкой из холста и верёвочной сетки поднялся на высоту 1.800 метров. Экипажа не было.
В сентябре того же года на "монгольфьере",- так стали называть такие шары,- в воздух были подняты баран, петух и утка, которые приземлились в полном здравии. А 21 ноября 25-минутный полёт впервые совершили люди: французы Пилатр де Розье и его друг маркиз де Арланд.
В такой же июньский день 1527 года Парацельс вывесил на доске объявлений университета в Базеле программу своих лекций. Преподавание началось со скандала. Во-первых, Парацельс пригласил на лекции всех желающих и рассказывал им абсолютно всё, что знал, в то время как его коллеги-врачи считали, что искусство врачевания надо окружать тайнами. Во-вторых, Парацельс читал лекции на немецком, а не на латыни, как это было принято тогда. Врач считал, что главное - это не традиция, а чтобы студенты поняли, о чем рассказывает им преподаватель. Ну и, в-третьих, на первой же лекции Парацельс перед глазами изумленной аудитории сжег сочинения врачей Галена и Авиценны. В то время Гален и Авиценна считались непререкаемым авторитетом, а вот Парацельс объявил, что даже завязки его башмаков знают больше, чем эти древние «мокротники». Вдобавок к этому лектор предпочитал учить студентов не в классах, а у постели больного, потому что считал, что главное для врача - это опыт и практика.
У блестящего лектора, конечно, нашлась куча завистников. Узнав о том, что интриганы собираются натравить на него инквизицию, Парацельс спешно уехал из университета и начал кочевать по странам Европы.
Уже в 33 года его называли великим врачом и все благодаря тому, что свои знания он получил не из старинных книг, как тогда было принято, а во время своих путешествий. В качестве врача он участвовал во многих сражениях, побывал почти во всех странах Европы, в Африке, на Востоке, на Руси, даже в татарском плену. Во время походов Парацельс общался с цирюльниками, кузнецами, пастухами, цыганами и старыми знахарками, и узнал много приемов народной медицины. Парацельс вылечивал тех, от кого отказывались другие медики. Многие считали его гениальным врачом, но были и те, кто утверждал, что он обманщик и шарлатан. Тем более, что за словом он в карман не лез, был остер на язык и слыл задирой и дуэлянтом.
Немало врагов у Парацельса было и среди аптекарей, потому что он произвел своего рода революцию в лекарствах - отказался от веками принятых, сложных в составлении, дорогих и при этом не очень эффективных препаратов. Аптекари хорошо наживались на их изготовлении, Парацельс же применял недорогие, простые, но сильно действующие средства. Он активно использовал целебные травы, добавлял в лекарства химические вещества, ввел в хирургию понятие стерильности и усиленно рекомендовал естественные средства лечения: свежий воздух, покой, диету и целебные минеральные воды. До конца своих дней, несмотря на все происки недругов, Парацельс лечил, исследовал, учил, ставил алхимические опыты и проводил астрологические наблюдения. Всё свое имущество он завещал бедным.
В 1965 году в Англии чествовали русскую Сафо... В этот день Оксфордский университет присудил почетную степень доктора литературы "величайшему из современных русских стихотворцев - 76-летней Анне Ахматовой, чья поэзия и собственная судьба отразили судьбы русского народа",- так писали в те дни английские газеты. Между тем, волшебную музу Ахматовой Советская власть долгое время не признавала. Настоящая слава пришла к ней лишь после смерти.
Торжества начались в Москве 5 июня богослужением в Богоявленском соборе Свято-Данилова монастыря и продолжались до 12 июня — дня памяти всех русских святых. Всю неделю в московских храмах шли торжественные богослужения, а 11 июня во всех службах православной церкви произошло всенощное бдение. Затем торжества прошли в Киеве, Ленинграде и Владимире, а после 18 июня — в епархиях.
После распада СССР теперь уже суверенные республики никак не могли определиться с критериями истинности гражданства. Так, 5 июня 1991 года в Молдавии и Грузии вышло два документа, по-разному решавших этот вопрос. В Молдавии, например, гражданами страны были признаны те, кто проживал в ней до 1940-го года. А в Грузии в этот день был принят закон, в соответствии с которым гражданами признавались только те, кто владел грузинским языком.
В 1798 году родился Алексей Львов, скрипач и композитор, автор музыки первого российского гимна — «Боже, царя храни!»
Он окончил институт инженеров путей сообщения, был секретарем шефа жандармов Александра Бенкендорфа. Музыкальные способности Львова приметил император Николай I и летом 1833 года поручил ему написать музыку государственного гимна. Долго ничего не получалось, но однажды вечером поручение монарха было выполнено буквально за несколько минут. В конце 1833 года Российская империя обрела свой первый и последний гимн на слова Василия Жуковского. В 1837-м Львов возглавил придворную певческую капеллу и стал генерал-майором императорской свиты. В 1846 году композитор неудачно упал с лошади, стал терять слух и в конце концов оглох. В декабре 1870-го он скончался в своем имении под Ковно.
В 1898 году в городке Фуэнте-Вакерос в испанской провинции Гранада в семье андалузского землевладельца родился будущий испанский поэт и драматург Федерико Гарсиа Лорка.
Автор «Цыганского романсеро», «Поэта в Нью-Йорке», «Дома Бернарды Альбы» и «Кровавой свадьбы» стал кумиром не одного поколения писателей и почитателей литературы.
«Я ненавижу орган, лиру и флейту. Я люблю человеческий голос, одинокий человеческий голос, измученный любовью».
Это был его выбор и знание своей судьбы.
Он говорил: «Самая печальная радость – быть поэтом. Все остальное не в счет. Даже смерть».
Когда умру,
схороните меня с гитарой
в речном песке.
Когда умру…
В апельсиновой роще старой,
в любом цветке.
Когда умру,
буду флюгером я на крыше,
на ветру.
Тише…
когда умру!
19 августа 1936 года, близ Гранады, Лорка был расстрелян испанскими фашистами. После этого до самой смерти генерала Франко в 1975 году книги Лорки были в Испании запрещены.
В 1935 году родился народный артист Грузинской ССР, звезда Тбилисского академического театра имени Шота Руставели Кахи Кавсадзе.
В кино он начал сниматься в конце 50-х годов, а всесоюзную известность ему принесла через десять лет роль Абдуллы в фильме «Белое солнце пустыни». Владимиру Мотылю с большим трудом удалось пробить в инстанциях красавца Кавсадзе на роль сугубо отрицательного персонажа.
Затем, в 1974 - 80 годах, на Грузия-фильм по сценариям Резо Габриадзе был снят цикл короткометражных комедийных фильмов о веселых приключениях трех дорожных мастеров – «Бабочка», «Три рубля», «Удача» и т.д. В этих лентах, очень популярных в свое время, Кахи играл сильного, но добродушного Каху. Немало восторженных рецензий и призов собрал сериал «Житие Дон Кихота и Санчо», в котором Кавсадзе исполнил роль легендарного рыцаря. Съемки «Дон Кихота…» проходили в очень сложных условиях: «Если еще раз сняться так, как я снимался тогда, я умру на половине фильма, - говорит актер. - Это были абсолютно нечеловеческие условия. Первое - нас ничем не кормили. То, что я кушал, делал сам. Когда меня позвали на пробу, я весил сто десять килограммов, а в конце фильма - семьдесят восемь».
Кахи Давидович не любит смотреть фильмы со своим участием. Удивительно, но картину «Белое солнце пустыни» он впервые посмотрел лишь в 2000 году! И после просмотра сказал: «Посмотрел, потому что хотел понять, что же людям здесь так нравится. Толя Кузнецов - фантастический, Луспекаев - фантастический, Мишулин - замечательный. И про меня говорят, что я тоже неплохой. Но главная заслуга принадлежит режиссеру Мотылю».
Читайте нас: