18 апреля 1943 года в небе над островом Бугенвиль разгорелся воздушный бой. Это американцы проводили операцию «Месть», целью которой было уничтожение японского адмирала Ямамото.
День американского позора
7 декабря 1941 года 350 японских самолетов атаковали американскую военно-морскую базу в Перл-Харбор. Вместе с 4 линейными кораблями на дно ушли 3 крейсера, 3 эсминца, один минный заградитель и 2403 американских моряка. Американский Тихоокеанский флот оказался надолго выведен из игры. Президент Франклин Рузвельт назвал 7 декабря «символом позора».
Операцию разработал и осуществил главнокомандующий объединенным флотом адмирал Ямамото. После 7 декабря адмирал стал национальным героем Японии. В газетах его восторженно именовали «Морским богом». Американцы называли Ямамото «злым роком» и мечтали поквитаться за Перл-Харбор.
Сам Ямамото не радовался ни почитанию со стороны соотечественников, ни ненависти со стороны врагов. Он не гордился операцией 7 декабря и считал налет на Перл-Харбор крупной ошибкой Японии, за которую она заплатит дорогую цену.
Мирный адмирал
Будущий гроза янки Исороку Ямамото родился в 1884 году в семье самурая и с детства мечтал стать самураем. Однако его молодость пришлась на эпоху перелома, когда на смену рисовым полям приходили железные дороги, а отрядам самураев – регулярная армия. В сухопутных войсках для молодого Ямамото вакансии не нашлось и он выбрал флот.
В 1904 году Исороку окончил Военно-морскую академию и сразу же попал на русско-японскую войну. Молодой офицер принял участие в Цусимском сражении и за свой боевой опыт заплатил двумя пальцами левой руки.
Как говорили раньше «без отрыва от производства», адмирал окончил Гарвард и получил назначение военно-морским атташе в США. За время дипломатической службы он хорошо узнал Америку и вернулся в Японию с твердым убеждением, что война с Америкой будет губительной для его страны.
Приказ из императорской ставки начать разработку операции нападения на американскую базу он воспринял как катастрофу. Однако как верноподданный императора, молча склонил голову и принялся за работу, подготовил и образцово провел операцию. Когда 7 декабря подчиненные поздравляли адмирала с победой, он мрачно ответил: «Год мы будем наступать, а потом покатимся назад».
Адмирал ошибся: уже через полгода в июне 1942 года японский флот потерпел поражение в битве за Мидуэй, и военное положение Японии стало резко ухудшаться. Однако адмирал как истинный самурай продолжал сражаться, и отправлял янки на небеса сотнями и тысячами. И не было в американской армии солдата, моряка или офицера, не мечтавшего отправить проклятого самурая самого на встречу с его предками.
Группа OP-20-G
Созданная в составе Военно-морского флота группа OP-20-G занималась радиоперехватами. В 1941 году ее руководитель капитан Лоренс Саффорд получил приказ переключиться на Японию и заниматься исключительно ей.
Армейские - люди простые, главное для них отдать приказ, а где найти военно-морских офицеров, понимающих толк в радиоделе и при этом владеющих японским языком – об этом пусть подчиненный думает - выполнить и доложить! Саффорд взял под козырек, ответил «Йес, сэр!» и принялся набирать команду.
К концу 1941 года он сколотил группу из полутора сотен специалистов. «Звездой» был лейтенант-коммандер Джозеф Рочфорт, математик и аналитик, владевший японским, скоро ставший начальником OP-20-G. К середине 1942 года группа Рачфорта взломала секретный код японских ВМС, что в немалой степени предопределило поражение японцев в битве за Мидуэй.
Расшифрованная радиограмма
- Сэр! Мне кажется, это представляет интерес, - офицер подал Рачфорту листок с текстом расшифрованной радиограммы.
Рачфорт пробежался по ней глазами:
- Черт возьми! – и поднял телефонную трубку, - срочно свяжите меня с адмиралом Митчером.
- Господин адмирал! Ямамото 18 апреля отправляется в инспекционную поездку на Бугенвиль. Вылет из Рабаула в 6:00. Сопровождение – 6 истребителей.
- Спасибо за важную новость, Джозеф, – адмирал положил трубку и снова поднял ее. – Соедините меня с президентом.
Рузвельт выслушал сообщение и сказал:
- Прикончите его, Митчер.
- Есть, сэр!
-Парни! – майор Джон Митчелл смотрел на стоявших перед ним 18 пилотов – лучшие летчики его 339-й эскадрильи. – Это важное и ответственное задание. Предстоит преодолеть 425 миль до Бугенвиля и там найти и сбить бомбардировщик «Бетти», в котором летит важная шишка. 14 истребителей составляют группу прикрытия, их задача – связать боем истребители противника, которые будут сопровождать бомбардировщик. 4 истребителя – группа киллеров, их задача – уничтожить бомбардировщик. Постарайтесь уложиться в 5-10 минут. Если бой продлится дольше – вы не вернетесь назад, у вас не хватит топлива. Однако никто не имеет права выйти из боя, пока боевая задача не будет выполнена. В полете сохранять радиомолчание. Группу поведу я.
18 апреля в 07:25 с Гуадалканала взлетели 18 дальних двухмоторных истребителей Р-38 «Лайтнинг». Только четверо из 18 знали, на какую «большую шишку» идет охота.
За два часа в режиме абсолютного радиомолчания группа преодолела 430 миль. Два истребителя из-за технических неисправностей вернулись на базу. В 09:33 американцы засекли японские самолеты.
Командир группы нарушил радиомолчание:
- Самолеты противника сверху на 10 часов. Атакуем!
- Сэр, бомбардировщиков два! В каком летит «шишка»?
- Сбиваем оба!
«Лайтинги» сбросили опустевшие дополнительные баки и пошли в атаку.
Бомбардировщики начали снижаться и взяли курс на ближайшую японскую базу. Лейтенант Рекс Барбер, не обращая внимания на огонь японских истребителей, вышел на дистанцию стрельбы. Поймав один из самолетов в перекрестие прицела, он нажал гашетку. Залп 20 мм пушки и 4 пулеметов оторвал у бомбардировщика левое крыло и самолет полетел вниз. Второй (в нем летели офицеры штаба Ямамото) упал в море.
Смерть «Морского бога»
На следующий день спасательная команда вышла к месту падения самолета и нашли тело адмирала. Он сидел пристегнутый в кресле, его правая рука в белой перчатке сжимала рукоять катаны. Ямамото погиб еще в воздухе: две пули попали ему в плечо, третья в голову.
Больше месяца хранил Токио молчание и только 21 мая объявил народу о гибели «Морского бога». Сообщение это стало ударом для японцев – считалось, что лишь герой Перл-Харбора способен эффективно бороться с американцами. В среде флотских офицеров воцарило уныние.
В американской армии известие о смерти Ямомото встретили с ликованием. Всех летчиков наградили, повысили по службе. Но подробности операции журналистам по понятным причинам не рассказывали.
Klim Podkova специально для Мирового обозрения
Читайте нас: