Все слыхали о камикадзе – японских летчиках-смертниках. Не меньший страх у американских моряков вызывали японские смертники, оседлавшие торпеды.
Разгромленный японский флот
4-7 июня 1942 года у атолла Мидуэй японцы и американцы решали, чей флот будет хозяином на Тихом океане. Результат сражения ни у кого не вызывал сомнений: американцы потопили 4 японских авианосца, тяжелый крейсер, сбили 248 самолетов, потеряв при этом 1 авианосец, 1 эсминец и 150 самолетов.
В штабе японского императорского флота воцарило уныние: о борьбе с американским флотом на равных приходилось забыть. Решили, что теперь бороться с американскими авианосцами будут летчики и подводники. Бомбардировщики и субмарины должны были стать ужасом для американских моряков.
Изделие «93»
Одним из немногих технических достижений, в которых японцы обскакали американцев, была торпеда « Тип 93» - 500 кг. взрывчатки, дальность 40 км, скорость 48 узлов. Это была самая мощная, самая дальнобойная и самая скоростная торпеда Второй мировой войны.
Получив такой «подарок» в борт судно надолго выходило из строя, а при неудачном стечении обстоятельств (или наоборот, удачном – это с чьей стороны посмотреть) могло и пойти ко дну. Оставалось только попасть.
Но капитаны кораблей применяли противолодочные зигзаги и попасть с дальнего расстояния в такую «прыгающую « мишень было невозможно. Отдельные японские капитаны субмарин пытались подойти к цели поближе – и скоро его родственники получали извещение, что храбрый офицер отдал жизнь за императора.
Ах, если бы несущаяся к кораблю торпеда могла корректировать свой курс! Как все было бы красиво!
Предложение двух морских офицеров
В январе 1943 года на имя военно-морского министра Японии пришло необычное письмо – оно было написано кровью отправителей. Министр не мог такое послание не прочесть.
Два офицера флота мичман Нисино и лейтенант Курока предлагали решить проблему корректировки курса торпед, посадив в нее человека. К письму прилагались чертежи человеко-торпеды, в основе которой лежала все та же «93».
Да, они понимают, что пилот обречен на смерть – но разве мало в стране солдат, готовых умереть за родину? Если такое подразделение будет создано, они сочтут за честь быть зачисленными в него первыми. Министр счел это предложение слишком радикальным.
Но к 1944-му году его мнение изменилось.
Оружие спасения нации
В феврале 1944 года стартовал проект «Кайтен» (изменяющие судьбу). Специалистам военно-морских КБ было поручено доработать конструкцию человеко-торпеды, предложенной Нисино и Куроки, изготовить опытный образец и наладить серийный выпуск оружия спасения нации. Начальство торопило, и в конце июля первый аппарат был готов.
«Кайтен» представлял из себя торпеду длиной 14.7 и диаметром 1 метр с небольшой рубкой. Боевой заряд 1550кг, дальность хода 42 морских мили (78км), глубина погружения от 30 до 80 метров, скорость до 30 узлов. Торпеда могла быть выпущена на достаточно далеком расстоянии и, двигаясь на глубине, приблизиться к цели. Пилот всегда мог подняться на перископную глубину и скорректировать курс.
Спасение пилота не предусматривалось. В случае промаха он не мог покинуть торпеду, и его ждала смерть от удушья. Чтобы избавить смертников от такой участи, конструкторы установили в торпеде механизм самоподрыва. Для доставки использовались субмарины типа «И», специально переоборудованные для этих целей, каждая несла до 6 «кайтен», торпеды размещались на палубе.
На острове Оцудзима была создана школа подготовки будущих торпедистов-смертников, в ней проходили обучение 200 человек. Комплектовали ее из офицеров флота и летчиков, курсантов военно-морских и авиационных училищ. Все были добровольцами, уверенными, что сто «кайтен» потопят сто американских кораблей, и японский флот снова будет господствовать на Тихом океане. В списке личного состава первыми значились лейтенант Куроки и мичман Нисино.
20 ноября 1944 года 2 подлодки с 8 торпедами «кайтен» прибыли к атоллу Уилли с приказом атаковать стоявшие там корабли США. В кабине первой торпеды сидел мичман Нисино. Из восьми торпед две вышли из строя при пуске, две утонули, одна сбилась с курса и потом ее выбросило на берег, одна взорвалась, не дойдя до цели. И только одна достигла цели - и над танкером «Миссиссинева» поднялся столб дыма. Судно загорелось и начало медленно тонуть.
Хотя из 8 торпед к цели прорвалась только одна, операция была признана удачной, о чем и доложили императору. 9 января 1945 года последовала вторая атака – было повреждено несколько кораблей и потоплен десантный катер.
Японским генералам казалось, что планируемая цель близка: с воздуха американские авианосца атаковали летчики-камикадза, а из под воды – смертники-кайтены. Не может быть, что американский флот выдержит такое двойное давление.
Надежды, не оправдавшие ожиданий
Однако эйфория быстро сошла на нет. Американцы быстро научились охранять свои гавани и не подпускали к ним субмарины-носители. Смертники-подводники перенесли свои действия на коммуникации. Но оказалось, что «кайтены» плохо переносят длительные переходы – механизмы торпед быстро ржавели, двигатели отказывали заводиться, заклинивало рули.
Корпуса «катйтен» толщиной 6 мм не выдерживали погружения на большую глубину, их сминало. После атаки субмарины глубинными бомбами торпеды смертников выглядели, как будто по ним били гигантским молотом – ни о каком их использовании и речи быть не могло.
Японцы утверждают, что «кайтенами» было проведено 10 атак и потоплено 32 американских корабля. Американцы утверждают, что подводники-смертники пустили на дно не более десятка судов. Наверное, врут и те, и другие. Однако каковы бы ни были цифры, ясно, что своего громкого названия «кайтен» (изменяющие судьбу, потрясатели неба) смертники не оправдали.
Klim Podkova
Читайте нас: