Собор святого Александра Невского в Варшаве был освящен 2 июня 1912 года. Храм украшал столицу Польши всего несколько лет, как символ всего русского он был снесен.
Идею о создании кафедрального православного собора в столице Царства Польского, с 1815 по 1917 годы оно находилось в составе Российской империи, высказал генерал-губернатор Польши Иосиф Гурко. Генерал-фельдмаршал Гурко был одним из героев войны с Турцией, направленной на освобождение православных народов Балкан от османского гнета.
Как губернатор он видел существовавшую перед православными Варшавы проблему: в городе проживало 42 тысячи поданных православного исповедания, а столичные православные храмы могли вместить лишь десятую часть верующих. На имя императора генерал-губернатор подал записку, в которой изложил этот вопрос, и Александр III одобрил начинание Гурко.
Деньги на строительство нового храма собирали всем миром, среди жертвователей были простые люди, члены императорской фамилии и духовенство. Протоирей Иоанн Кронштадтский пожертвовал 13500 рублей, причем прозорливый священник предвидел, какая участь ждет этот собор. Конкурс на лучший проект храма выиграл архитектор Леонтий Бенуа – собор по его проекту начал возводиться летом 1893 года.
Польский историк архитектуры Пашкевич возведение храма назвал «апогеем сакрального строительства» в Варшаве. К 1900 году строительство фактически было закончено, работы по внутреннему убранству храма были проведены лучшими русскими мастерами – росписью храма занимался Виктор Васнецов, иконы писались в лучших русских иконописных школах. Колокола на 70-ти метровую колокольню – самое высокое строение в Варшаве отливались в Москве.
20 мая (2 июня) 1912 года Флавианом, митрополитом Киевским и Галицким собор был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского – небесного покровителя русских царей.
Величественный храм, построенный в русско-византийском стиле, стал архитектурной доминантой польской столицы.
Но храм лишь на короткое время смог стать духовным центром для православных Варшавы, разразившаяся Первая Мировая война привела к эвакуации русского населения. Собор перешел в ведение инославных, в нем совершали свои службы католики и протестанты.
Через три года, после обретения Польши независимости, собор вернули православной епархии, находившейся в юрисдикции Православной Российской Церкви. Но оказавшиеся вне влияния Москвы, поляки продолжили линию, которую на протяжении веков проводили правители Польши в отношении православных – политику религиозной дискриминации.
В 1918 году все православные храмы (за исключением двух) были закрыты, а подлинный архитектурный шедевр собор Александра Невского польские искусствоведы объявили не имеющим никакой художественно-исторической ценности.
Польские националисты выступали за снос собора, предлагались и более мягкие решения – передача его католикам под костел, создание в нем музея памяти жертв польского народа и т.д.
Голоса противников уничтожения собора оказались в меньшинстве. Польские националисты в христианском храме видели символ иной веры и чужого враждебного народа. На Сейме первого созыва лишь один депутат Николай Серебренников выступил против его сноса. Зеленкой Серебренникова не облили и в мусорный бак не посадили, как одного депутата на Украине, выступившего против раскольнической организации под названием Киевский патриархат, но пресса моментально заклеймила его как пособника русских.
Русофобскую и антихристианскую машину остановить было невозможно, ликвидацию православного храма превратили в общенациональную кампанию – муниципальные власти выпустили боны, «обеспеченные стоимостью материала, полученного в результате сноса» собора, чтобы «каждый поляк мог стать причастным к этому делу».
Этf акция была прямой противоположностью действиям, которые называют «именной кирпичик», когда имя жертвователя наносится на кирпич, закладывающийся в стену строящейся церкви, что символизирует общее соборное возведение храма. Здесь же коллективным стало разрушение храма.
Примечательно, что в то же время, когда в Варшаве «гуманно» уничтожали собор Александра Невского, в польском концлагере Березовой Картузе поляки уничтожали пленных красноармейцев, было замучено и убито свыше семидесяти тысяч человек!
Организатором сатанинских акций по сносу православных храмов и учреждению концлагерей для русских был глава правительства Юзеф Пилсудский – подельник старшего Ульянова в деле покушения на Александра III.
Величественный православный собор был разрушен. Христианская святыня была уничтожена людьми, называющими себя христианами.
То, что происходило в двадцатых годах в Польше, напоминает происходящее сегодня на Украине. Приходы Московского Патриархата объявляются вражескими, здания храмов захватываются, раскольники при поддержке националистов священников и паству изгоняют силой, в Раду вносятся законопроекты, направленные против канонической Украинской Православной Церкви.
Читайте нас: