Этот день в истории - 23 Марта
Дитя Французской революции, офицер наполеоновской армии, страстный любитель Италии, романтик, реалист, атеист. На вопрос, какая у него профессия, французский писатель, автор знаменитых романов «Красное и черное» и «Пармская обитель Анри Мари Бейль, более известный читающей публике как Стендаль, отвечал: «Наблюдать за поведением человеческого сердца».
«Он не верил в Бога и чурался простого народа», - скажут о нем после смерти, случившейся в Париже ровно 165 лет назад, 23 марта 1842 года. Согласно завещанию, на его могильной плите выбита надпись на итальянском языке: «Арриго Бейль. Миланец. Жил. Писал. Любил».

ий инженер-электротехник Павел Яблочков получил в Париже патент на изобретение «электрической свечи».
Свеча Яблочкова представляла собой два стержня, разделенных изоляционной прокладкой. Каждый из стержней зажимался в отдельной клемме подсвечника. На верхних концах зажигался дуговой разряд, и пламя дуги ярко светило, постепенно сжигая угли и испаряя изоляционный материал.
На родине ученого изобретение применения не нашло. Зато на выставке физических приборов в Лондоне оно произвело настоящий фурор, а через некоторое время лампочки "яблочкофф" стали освещать и Елисейские поля, и дворцы персидского шаха и короля Камбоджи. После демонстрации "свечи" на Всемирной выставке в Париже в 1879 году во Франции даже создали "Генеральную электрическую компанию" с капиталом в 7 миллионов франков. Компания получила все патенты Яблочкова и, таким образом, стала обладать монопольным правом на распространение «русского света» по всему миру. Сам Яблочков работал в компании скромным руководителем технического отдела.

Здание было куплено русским музыкальным обществом еще 23 года назад, но не было денег на реконструкцию. Когда выяснилось, что и с трудом собранных 245 тысяч рублей не хватает, академик Загорский, автор проекта, сделал за свой счет все мраморные ступени парадных лестниц. Инженеры Казаков и Группер на общественных началах выполнили расчет конструкции арки над эстрадой, а братья Морозовы оплатили меблировку зала...

Изначально рассчитанная на гарантированную работу в течение 5 лет, станция находилась в космосе 15 лет. За это время на борту комплекса побывало 96 человек, было выполнено 23 международные программы и более 16,5 тысячи экспериментов, многие из которых не имеют аналогов в мире. В 1995 году на «Мире» был установлен абсолютный мировой рекорд продолжительности непрерывного пребывания человека в условиях космического полета (врач Валерий Поляков провел на орбитальной станции 438 суток). По словам директора ЦУПа Владимира Лобачева, «Мир» мог проработать на орбите еще около 5 лет, однако тогда затраты на его ремонт могли бы свести на нет экономические прибыли от коммерческих проектов, осуществляемых на его борту.


Лаплас написал несколько классических трудов по теории вероятностей, по дифференциальным уравнениям, по теории капиллярности. Математик Фурье говорил: «Лаплас был рожден для того, чтобы всё углублять, отодвигать все границы, чтобы решать то, что казалось неразрешимым. Он завершил бы науку о небе, если бы эта наука могла быть завершена». Самый известный труд Лапласа - пятитомное сочинение «Трактат о небесной механике». Пришедший к власти Наполеон назначил Лапласа министром внутренних дел, но ученый продержался на этом посту только полгода. Строгий и взыскательный к себе, когда речь шла о науке, Лаплас не отличался твердостью гражданской позиции, переходя на сторону победителей. Наполеон писал о нем в воспоминаниях: «Великий астроном грешил тем, что рассматривал жизнь с точки зрения бесконечно малых». Вместе с тем именно Лаплас одним из первых подал голос за низвержение Наполеона.

В 17 лет он прочитал «Войну и мир» Льва Толстого. Роман произвел на него неизгладимое впечатление. Он понял, что сам хочет быть писателем.
Мартен дю Гар отличался особенной взыскательностью к своему творчеству, часто рвал или сжигал казавшиеся слабыми рукописи. И все же его литературное наследие огромно. Эпохальный труд – главный итог его жизни – роман «Семья Тибо», восемь томов которого выходили постепенно с 1922 по 1940 год. Говоря о «Семье Тибо», член Нобелевского комитета, представлявший лауреата, отмечал: «подвергнув человеческую душу скрупулезному и скептическому анализу, Мартен дю Гар в конце концов превознес идеализм человеческого духа».

После окончания Ленинградской военно-теоретической школы ВВС и Севастопольской школы морских летчиков он служил в строевой части ВВС Балтийского флота, затем был летчиком-инструктором в Ейской школе морских летчиков. Выйдя в 1933 году в запас, Ляпидевский работал пилотом в Дальневосточном управлении Гражданского воздушного флота. В 1934 году он принял участие в спасении челюскинцев. Опытный летчик совершил 29 поисковых полетов в пургу и ненастье, прежде чем 5 марта, обнаружив их лагерь, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек - 10 женщин и 2 детей. За мужество и отвагу, проявленные при спасении челюскинцев, ему первому в стране было присвоено звание Героя Советского Союза.
Во время Великой Отечественной войны Ляпидевский был заместителем командующего ВВС 19-й армии, начальником полевого ремонта 7-й воздушной армией в составе Карельского фронта, а с 1943 года - директором авиационного завода. После окончания войны Анатолий Васильевич работал главным контролером Госконтроля СССР, заместителем министра авиационной промышленности, занимал другие должности… Умер генерал-майор авиации Ляпидевский 29 апреля 1983 года, похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Этапными для его творчества стали фильмы "Пьяный ангел", "Семь самураев", "Расёмон". Несколько лент Куросава поставил по произведениям русских и западных писателей – «Идиот», «Трон в крови», «Рай и ад», «Дерсу Узала».
Вклад Акиры Куросавы в мировой кинематограф поистине бесценен, его творчество стало своего рода мостом между традиционным кино и модерном, между киноискусством Запада и Востока.
- Какова главная тема вашего творчества? – спрашивали у него.
- Уважение к человеку, - отвечал мастер, - стремление освободить его от всего наносного, вернуть его самому себе.
- А цель жизни?..
- Я режиссер... вот и все. Я знаю себя достаточно хорошо, чтобы понимать простую истину: случись мне разлюбить кино - я пропал. Кино - это моя жизнь.