Этот день в истории - 22 Марта

Сегодня годовщина кровавой трагедии в Хатыни. 22 марта 1943 года отряд немецких карателей внезапно окружил этот белорусский лесной поселок в 26 дворов. Фашисты согнали хатынцев в сарай и подожгли его, а тех, кто пытался спастись от огня, расстреляли из пулеметов. 149 человек, из них 76 детей, навечно остались в этой адской могиле. Людских жертв фашистам оказалось мало: были сожжены дотла и опустевшие дома. Лишь одному из жителей деревни, Иосифу Иосифовичу Каминскому, чудом удалось спастись. Именно он, держащий мертвого сына на своих мускулистых руках, стал прототипом бронзовой скульптуры «Непокоренного человека» - смыслового и эмоционального центра мемориального комплекса «Хатынь», открытого в 1969 году. С тех пор людской поток по направлению к Хатыни не уменьшается.
В такой же день 1951 года постановлением Совмина СССР на базе Московского телецентра на Шаболовке была создана Центральная студия телевидения - первая в стране программно-творческая телевизионная организация. Вначале она осуществляла ежедневное телевещание на Москву и Ленинград. Через пять лет советское телевидение стало многоканальным (началось вещание по второй программе) и только в конце 1950-х годов - общесоюзным. В 1964 году впервые в стране с помощью спутниковой связи была осуществлена трансляция Олимпийских игр из Токио. В следующем году состоялся обмен телепрограммами между Москвой и Владивостоком, а в 1966-ом - передача цветного изображения из Парижа в Москву. С 1967 года передачи цветного телевидения стали регулярными; в этом же году была создана спутниковая система распределения телепрограмм на сеть наземных приемных станций «Орбита». К началу ХХI века методы и принципы телевещания значительно изменились. Возникло кабельное и спутниковое телевидение. Появилась возможность значительно улучшить качество передаваемого изображения при помощи новейших цифровых технологий. Началось производство новых моделей телевизоров с плоскими экранами.
«Никто не забыт, ничто не забыто», - этот девиз стал смыслом жизни Сергея Смирнова, писателя-исследователя, рассказавшего миру о подвиге Брестской крепости. Он ушел из жизни в такой же день в 1976 году.Более десяти лет советский народ, одолевший гитлеровский фашизм, не знал о легендарной обороне в глубоком тылу врага – никто не осмеливался сказать Сталину о массовом героизме, вызванном просчетами командования в начале войны. Но почему молчали оставшиеся в живых защитники Брестской крепости? Потому что после освобождения из немецких лагерей они сразу же попали в сталинские. Их всех, живых и мертвых, защитил Сергей Сергеевич Смирнов, начавший в середине 50-х годов беспрецедентное историческое расследование. С выступлениями о своих поисках он выступал на радио и телевидении. Отклик был таков, что на имя Смирнова поступало больше писем, чем на все остальное Гостелерадио.
Вскоре в Бресте был открыт музей обороны, а в 1965 году форпосту мужества было присвоено звание "Крепость-герой". В том же году книга Сергея Смирнова «Брестская крепость» была удостоена Ленинской премии. Многие ветераны получили награды, двое из них – Петр Гаврилов и Андрей Кижеватов (посмертно) стали Героями Советского Союза.
«Казалось, уже одна эта крепость над Бугом могла стать делом всей жизни для любого из литераторов, а Смирнов пошел дальше, разыскал, исследовал и поведал миру о десятке других, не менее ярких, сложных и противоречивых историях войны, - писал в 1982 году Василь Быков. - В течение почти трех десятилетий он искал, хлопотал, восстанавливал забытое или утраченное и в самой деловой, лишенной всяких беллетристических прикрас форме свидетельствовал о фактах, непридуманная достоверность которых способна затмить самые изощренные выдумки… Мы уже не увидим его новых книг, но с нами навсегда останется то поистине замечательное, что успел создать он. Его бессмертная "Брестская крепость", потрясающие рассказы о госпитале в Еремеевке, этой маленькой советской колонии на оккупированной фашизмом земле, о героях Аджимушкая, самоотверженной краснофлотской Катюше, о безвестном русском парнишке, ставшем национальным героем далекой Италии, — обо всех этих и многих других героях будут с не меньшим восторгом и упоением читать наши потомки, и их души, равно как и наши сердца, будут полны восхищением перед мужеством их молодых предков».
«Религии рассеиваются, как туман. Царства рушатся. Но труд ученых остается на вечные времена» - так говорил Мухаммед Тарагай Улугбек, родившийся в такой же день 1394 года. Он был внуком великого полководца Тимура (Тамерлана) и главой династии Тимуридов. В годы правления Улубека Самарканд стал одним из мировых центров науки Средневековья. Он создал уникальную обсерваторию и астрономический каталог, известный под названием «Звездные таблицы Улугбека». На гравюрах эпохи Возрождения его изображения помещали по правую руку от аллегорической фигуры Науки, среди величайших ученых мира. Портреты парадные, аристократические, интеллектуальные. Горделивые позы, эффектные жесты. Библейские и мифологические сюжеты. Всего около девятисот произведений… Целая галерея образов. Надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины в тяжелых платьях. Особы королевской крови, принцы, принцессы, лорды, маркизы, сенаторы… Эти портреты принесли своему создателю славу, дворянский титул, золотую цепь рыцаря, звания «почетного декана» фламандских живописцев и «главного живописца на службе их величеств» в Англии.
Его называли мистиком, увлеченным «демоном поэзии», гением вне времени, олицетворением немецкого духа, великим германским патриархом, первым поэтом, патрицием среди классиков. 22 марта 1832 года в Веймаре этот могучий дух покинул свою земную оболочку. От него осталось 143 тома произведений, более 13 тысяч писем и недосягаемая вершина его поэзии и философии - образ доктора Фауста, восклицающего в конце жизни: «Мгновенье! О, как прекрасно ты, повремени!».
«Самое выносливое существо на свете - человек! – утверждал народный артист СССР Георгий Жженов. - Чего только ему не приходилось преодолевать: голод, холод, болезни, одиночество!.. Зверь гибнет - человек живет!.. Вся история народа российского есть бесконечная борьба за жизнь, за выживание...».Сам Жженов прожил жизнь, которую называют зеркалом русской истории ХХ века. Он родился 22 марта в 1915 году в Петербурге в семье владельца пекарни. Первый фильм, где он сыграл одну из главных ролей, был "Комсомольск". Но сразу же после съемок Георгия Степановича арестовали. Арест даже отложили на день, чтобы завершить картину. В 22 года судьба бросила его, начинающего актера, в мясорубку сталинских репрессий. Но он не потерял веру в себя, в жизнь, в настоящих людей.
Только в 40 лет Жженову удалось вернуться к любимому делу. Все помнят и любят его героев – шпиона Тульева в фильме «Ошибка резидента», честного милиционера в «Берегись автомобиля», авторитетного генерала в «Горячем снеге». А сколько образов создано на театральной сцене!
«О том, что случилось со мной в жизни, я не жалею – говорил Георгий Степанович – все, что я испытал, пригодилось в профессии…»
Он скончался в одной из московских больниц 8 декабря 2005 года на 91 году жизни, шесть из которых провел в Норильских лагерях. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
В 1943 году родился один из самых уважаемых певцов-инструменталистов, работающих в стиле фьюжн, Джордж Бенсон. Впервые он начал петь еще в четырехлетнем возрасте и даже несколько раз выступал по радио, а в 8 лет Бенсон научился играть на гитаре и больше с ней уже не расставался.














