Осенью 1944-го весь мир был впечатлён успехами советских войск по освобождению Восточной Европы. В октябре была завершена операция по освобождению Белграда, а после почти бескровного освобождения Болгарии советские войска вплотную подошли к довоенной болгаро-греческой границе.
Это сразу позволило коммунистической Народно-освободительной армии Греции (ЭЛАС) перейти от полупартизанских действий к наступлению и реальной борьбе за свободу родной земли. К концу ноября 1944 г. ЭЛАС практически без посторонней помощи, даже без бомбардировок союзников, полностью разгромила германские части в обширном регионе на севере Греции: между Салониками и Александруполисом.
Свободными стали восточные части греческой (южной) Македонии и сопредельной центральной Фракии. Полное поражение потерпели более двух германских пехотных дивизий, спецвойска СС, танковые и артиллерийские части. Их, ввиду приближения советских войск, планировалось эвакуировать через северную югославскую Македонию к сербскому г. Ниш юго-восточнее Белграда.
Тем самым командование вермахта пыталось воспрепятствовать наступлению Красной Армии на Белград. Но части ЭЛАС вовремя блокировали основные маршруты отхода и, прежде всего, железную дорогу Салоники — Скопье для переброски германских войск в Югославию. С севера эту операцию прикрывали войска Народно-освободительной армии Югославии под командованием Иосипа Броз Тито.
В операциях ЭЛАС в регионе, в том числе в греческой части Фракии, приняли участие и болгарские войска, которые с 11 сентября 1944 г. перешли в подчинение советскому военному командованию. Известно, что Болгария, пока оставалась союзницей нацистской Германии, с апреля 1941 г. оккупировала эту часть Греции с портом Александруполис.
Напомнить не всё
Здесь нельзя обойтись без ряда подробностей. Так, уже 20 сентября 1944 г. войскам 3-го Украинского фронта было приказано двигаться к границам Фракии в северо-восточной части Греции. А 30 сентября 1944 г. через болгарское военное министерство командованию 3-го Украинского фронта поступило письмо от руководства ЭЛАС с просьбой о вступлении советских войск в Грецию. С предложением совместных операций на севере и северо-востоке Греции.
Однако в силу известных договоренностей союзников по Балканам, Красная Армия в эту страну так и не вступила. Болгарские войска уже 12 сентября 1944 г., до полного перехода на сторону союзников, ушли с границы с Грецией. В этой связи интересны некоторые замечания Никоса Захариадиса (1903-1973), впоследствии главы компартии Греции – Хрущев и «неприсоединившиеся».
«Красная армия могла без боёв занять Фракию и продвинуться к Салоникам ввиду политических изменений в Болгарии и отступления вермахта из этих районов. Тем более что части ЭЛАС уже осенью 1944 г. контролировали почти всю Грецию.
Так что была реальная возможность создания народно-демократической власти в нашей стране. Но предпочли укрепить советское влияние в других балканских странах, хотя некоторую помощь оружием и другими средствами Красная армия оказывала ЭЛАС».
Захариадис, закончивший свои дни в заштатном советском Сургуте (на фото памятник на его могиле), не без веских на то оснований полагал:
Занятие граничащей с Турцией Фракии с Салониками сильнее повлияло бы на Анкару в связи с советскими требованиями (Турецкий маршрут – через Босфор в Дарданеллы, далее везде) по Босфору-Дарданеллам и восточным районам Турции, захваченным ею в 1918-21 годах.
Но получилось так, что англичане отказались на Балканах от своего влияния и в Албании в пользу СССР. Чтобы укрепить обещание СССР отказаться от активной политики в Греции. Вскоре англичане устроили резню коммунистов по всей Греции и спровоцировали у нас гражданскую войну (1946-49 гг., завершилась поражением коммунистов – Прим. Ред.).
Всё же, ещё 26 июля 1944 г. в главный штаб ЭЛАС была направлена группа советских офицеров (в основном из ГРУ) в составе 8 человек во главе с подполковником Г.М. Поповым. Известно также, что через южные районы Болгарии и Югославии частям ЭЛАС с осени 1944 г. поставлялись советские боеприпасы, вооружение, медикаменты...
Балканы и Кипр в придачу?
Однако в Лондоне, при не декларируемой поддержке из Вашингтона, планировали восстановить в тех странах монархические пробританские режимы, что исключало помощь коммунистическим армиям. Тем более, что ещё в феврале 1942 г. в британской столице было подписано соглашение, которое могло сильно изменить карту Юго-Восточной Европы.
Эмигрантские правительства Греции и Югославии, отнюдь не коммунистические, договорились о создании, ни много ни мало, греко-югославской конфедерации после войны. Такая конфедерация, разумеется, британская полуколония, с населением и экономикой как у Италии или Испании, в итоге не состоялась. Зато планы Лондона и лично премьера Уинстона Черчилля на Балканах тот документ обозначил вполне предметно.
12 октября 1944 г. вермахт покинул Афины, а со священной скалы Акрополя был спущен нацистский флаг. 4 ноября 1944 г. Грецию покинули последние подразделения гитлеровской армии: к тому времени под частичным или полным контролем ЭЛАС находилась уже 31 из 34 областей Греции.
Германскому командованию не удалось перебросить покинувшие Грецию соединения в Югославию, так как продвижение советской армии к Белграду оказалось «слишком быстрым», по признанию генерал-полковника Курта Цейтцлера, до того очень вовремя успевшего оставить пост начальника штаба ОКХ. Военные успехи ЭЛАС вблизи греко-югославской границы, нельзя не признать, тоже сильно помешали немецким планам.
Войска немцев были частично разгромлены, частично эвакуированы из Греции в центральную Италию и не только. Значительные силы оказались на оккупированных Италией ещё в 1913-м островах Додеканес в южной части Эгейского моря вблизи юго-западной Турции.
Эти острова с 1947 года они, по настоянию СССР, были включены в состав Греции. Хотя в Лондоне планировали передать их во «временное» управление британской военной администрации, а затем большинство этих островов передать Турции.
Характерно в этой связи, что в 1969 году, когда в период правления «чёрных полковников» (1967–1974 гг.) отмечалось 25-летие освобождения Греции от оккупации, высказывались официальные мнения о ключевой роли СССР в воссоединении страны с теми островами. И что на очереди был Кипр...