Батуринская крепость. Современная реконструкция
Предыстория
В сентябре 1708 г. шведский король Карл XII, армия которого стояла у Старишей – пограничного городка, который располагался на большой дороге на Москву, в 14 верстах от Смоленска, отказался от похода на Москву. Очевидно, это было связано с приближением зимы и русской тактикой «выжженной земли», шведам просто не оставили провиант и фураж. Царь Пётр приказал вражеское войско «обжиганием и разорением утомлять».
Карл повёл войска на юг, в Малороссию. Шведы захватили Мглин и попытались взять Стародуб, но их отбросили. Шведы сначала двинулись к Новгород-Северскому, но не дойдя нескольких километров, повернули на юг.
«Войска Запорожского обеих сторон Днепра гетман» Иван Степанович Мазепа ранее уже вёл тайные переговоры с представителями шведского короля Станислава Лещинского. Обсуждая замысел перехода на сторону Швеции и образования из Малороссии «самостоятельного владения» под верховенством польского короля.
Мазепа, который отличался большой хитростью и изворотливостью, и уничтожил немало своих противников, решил, что пришло время для коренных перемен. Момент казался благоприятным. Шведы разгромили польско-саксонскую армию, вынудив курфюрста Августа отказаться от польского престола и разорвать союз с Россией. Царь Пётр остался без союзников. «Непобедимая» шведская армия готовилась идти на Москву.
Поэтому малороссийский гетман решил переметнуться на сторону Карла. Мазепа обещал шведам для зимних квартир укреплённые пункты в Северщине, обязывался снабдить их провиантом, склонить на сторону Карла запорожских и донских казаков, и калмыцкого хана Аюку.
«Верховный военный вождь запорожских казаков Иван Мазепа». И. Бернигерот. Немецкая гравюра первой половины XVIII века
Переход на сторону шведов
Мазепа окончательно решился 19-20 октября 1708 г. Гонцом к шведам гетман выбрал своего управителя поляка Быстрицкого. Одновременно Мазепа направил письмо графу Головкину, что сильно болен и едва жив.
20 октября Меншиков со своей кавалерией остановился в местечке Горск, на реке Снове. Туда прибыл племянник гетмана Войнаровский и привёз от дяди письма. Мазепа извещал светлейшего князя Ижорского, что он при последнем издыхании:
«От подагры и хирагры приключилась ему эпилепсия.»
Извещая об этом царя, Меншиков изъявлял сожаление о болезни гетмана.
Быстрицкий представился шведскому королю, который был на пути к Десне, и 22-го вернулся. 23 октября вернулся Войнаровский и сообщил, что вслед за ним в Борзну едет Меншиков.
«Умирающий» гетман, получив известие о прибытии Меншикова, тотчас «порвался как вихорь», по выражению современника, и поспешил в свою столицу Батурин. В Батурин он прибыл к ночи 23-го. Гетман поручил Батурин сердюцкому полковнику Дмитрию Чечелу (сердюки – казаки-наёмники пехотных полков, личная охрана гетмана, которую набили из иностранцев, в основном поляков, немцев и т. д.),
Мазепа форсировал Сейм, прибыл в Короп (городок на реке Короле). Утром переправился через Десну у Оболонья. С гетманом было 4-5 тыс. казаков. После переправы через Десну гетман объявил казакам, что ведёт их не против шведов, а против царя – «утеснителя козацкой вольности». Он сообщил, что царь утесняет Малороссию и хочет казаков превратить в солдаты.
Казаки выслушали эту речь молча. Но уже ночью началось массовое бегство. 28 октября Мазепа был принят передовым шведским постом, состоявшим из двух драгунских полков. Пока извещали шведского короля, Мазепа снова собрал казаков и велел им присягнуть для союза со шведами для освобождения Малороссии «от московского ига». Правда, у него осталось уже всего не более 1,5 тыс. человек, остальные уже бежали.
29 октября Мазепа был представлен королю и произнёс перед Карлом короткую речь на латинском языке. Он просил Карла оказать покровительство казакам и благодарил Бога за то, что посылает им избавление от «царского рабства».
Карл XII и гетман Мазепа после Полтавской битвы. Шведский художник Густав Олоф Седерстрём
Штурм Батурина
27 октября 1708 г. Пётр, стоявший в местечке Погребки на Десне около Новгород-Северского, получил извещение Меншикова об измене Мазепы. 28-го был написан манифест: царь извещал казацкое войско, а также духовные и мирские чины в Малой России, что гетман куда-то пропал и есть сомнение, нет ли тут вражеских «факций». Всем старшинам, полковникам и прочим начальникам приказывалось немедленно ехать в царский обоз для совета и возможного выбора нового гетмана.
К полудню 31 октября к Батурину прибыл Меншиков с 5 тыс. солдат. Ещё до подхода Меншикова сердюки по приказу Чечеля силой согнали многих жителей Батурина в крепость и сожгли предместья.
Князь направил в замок сотника Андрея Марковича, который убеждал мазепинцев открыть ворота и впустить царские войска. Ему ответили, что не могут этого сделать, так как гетман не приказал. Маркович сообщал, что гетман изменил, переехал к врагу. Ему ответили, что «тому поверить мы никак не можем».
Меншиков ещё некоторое время вёл переговоры с гарнизоном. Казаков уговаривали не прикидываться незнайками, предоставляли им доводы, что в царском войске все уже всё знают. Убеждения не помогли.
В ночь на 2 (13) ноября 1708 г. войска Меншикова штурмом взяли замок. При этом Батурин имел крепкие укрепления, которые состояли из двух рвов, валов с внутренними деревянными срубными конструкциями, бастионов, стен и башен из дубовых срубов, забитых глиной. В крепости было минимум 70 исправных пушек, озвучивается цифра в 350 пушек, плюс огромные запасы пороха и ядер, которые свезли со всей Малороссии. Для сравнения, у шведской армии было всего 30 пушек. Гарнизон крепости насчитывал 5-8 тыс. человек.
Как Меншиков, с меньшими или равными силами и без пушек, так быстро взял сильную крепость? Дело в том, что среди защитников не было единства. Основу гарнизона составляли сердюки – наёмники, всякий сброд. Поляки, немцы, молдаване, татары, беглые солдаты царской армии и т. д. Русские казаки их ненавидели и драться не хотели.
Атака заняла всего два часа, так как большая часть казаков во главе с полковым обозным Иваном Носом (он возглавил Прилукский полк, когда его командир Дмитрий Горленко бежал вместе с гетманом) сложили
После взятия крепости Меншиков казнил зачинщиков и сжёг крепость, так как не мог её оборонять. Он увёз с собой 70 пушек, остальные велел заклепать, взорвать и утопить.
Миф о массовой бойне
Сообщения о массовой резне были изложены в антимосковской работе «
У историка Николая Костомарова читаем:
«…приехал в Погребки Меншиков, и тогда состоялся военный совет, положивший взять Батурин и, в случае сопротивления, истребить его как главный притон силы, неприязненной царю Малороссии… В 6 часов другого утра Меншиков сделал приступ и приказал истреблять в замке всех без различия, не исключая и младенцев, но оставлять в живых начальников, для предания их казни. Всё имущество батуринцев отдавалось заранее солдатам, только орудия должны были сделаться казённым достоянием. В продолжение двух часов всё было окончено: гетманский дворец, службы и дворы старшин — всё было превращено в пепел. Всё живое было истреблено… Впрочем, многие успели уйти заранее и остаться целыми. Это видно из того, что впоследствии возвращались в Батурин многие обыватели на свои места… Общие свидетельства единогласно говорят, что над жителями Батурина совершено было самое варварское истребление. Сам Меншиков не писал о том к царю, предоставляя сообщить ему обо всем изустно.»
У малороссийского историка Николая Марковича:
«Сердюки были частью вырезаны, частью связаны в одну толпу верёвками. Мстя за вчерашнее, Меншиков поручил палачам казнить их разнообразными казнями; войско, везде и всегда готовое к грабежу, рассеялось по домам обывательским, и, не разбирая невинных от виновных, истребило мирных граждан, не пощадило ни жен, ни детей. «Самая обыкновенная смерть была живых четвертовать, колесовать и на кол сажать; а дальше выдуманы были новые роды мучений, самое воображение в ужас приводящие. Так объясняется наш летописец (автор «Истории Русов»); кончилось тем, что весь город, все публичные здания, храмы, присудственные места, архивы, арсеналы, магазины были зажжены со всех сторон; тела избиенных были брошены по площадям и по улицам; спеша отступлением, Меншиков покинул их для псов и для птиц, — «и не бе погребаяй». Обременённый бесчисленными богатствами, сокровищами народными и городскими, взяв в Батурине триста пятнадцать пушек, Полководец выступил из развалин. Везде на пути он обращал селы в пустыни и «Малороссия долго курилась после пожиравшего её пламени». Петр не мог ускромить свои войска; он даже не знал о происходящем.»
Украинские «историки» сообщают о 15-30 тыс. жертв, мирных украинцев, которых перебили царские солдаты.
Батуринская резня, бойня, трагедия и т. п. стали частью украинской мифологии. Так, бывший президент Украины В. Ющенко заявил:
«Для меня Батуринская трагедия ассоциируется с Голодомором 30-х годов…»
Портрет А. Д. Меншикова
А был ли мальчик?
В современной украинской мифологии, историографии «Батуринская резня» стала одним из основных символов «московского ига». Неслыханной жестокости русского царя Петра, которая залила кровью всю Украину и ошеломила Европу. Царь якобы пытался запугать украинцев, окончательно поработить их, когда гетман Мазепа решил объявить независимость Украины от России и заключить украинско-шведский союз. Поэтому «москали» показательно вырезали украинскую столицу.
Город Батурин полностью разрушили, всех его жителей, включая женщин и младенцев, вырезали. Казаков распяли на крестах, которые установили на плотах, которые пустили по реке Сейм. Мазепу и всех украинцев (которых, как мы знаем, в природе ещё и не было –
На самом деле приказа специально убивать мирных жителей не давали ни Меншиков, ни сам Пётр Первый. Более того, новый гетман Скоропадский упоминает об универсале князя Меншикова, который большую часть взятых в плен в Батурине сердюков и казаков приказал распустить по домам. Схватили и казнили только зачинщиков. В частности, Чечел смог бежать из Батурина, но в ближайшем селении его опознали и выдали Меншикову сами казаки.
А Малая Россия не поддержала предателя. Практически всё казачество осталось на стороне царя. Казаки в Глухове выбрали нового гетмана Скоропадского, бывшего полковника Стародубского. Митрополит киевский с двумя другими архиереями, черниговским и переяславским, торжественно предали Мазепу проклятию. 12 ноября проклятие Мазепе было провозглашено в Москве. Митрополит Стефан Яворский возгласил трижды:
«Изменник Мазепа за крестопреступление и за измену великому государю буди анафема!»
Прочие архиереи пропели трижды: «Буди проклят». Затем певчие на клиросах пропели многолетие великому государю и новоизбранному гетману Ивану Скоропадскому.
В то же время в Малороссии читали по всем церквам и прибивали к церковным дверям объявление малороссийских архиереев:
«Благочестивейшему монарсе нашему бывший гетман Иоан Мазепа изменил и пристал к еретическому королю шведскому, малороссийские отчизни отчуждился, хотя оную под иго работы лядской поддати и храмы божии на проклятую обратити унею…»
Изменники отлучались от церкви.
Проблема в том, что археологические раскопки в Батурине не обнаружили следов массовой резни. С 1995 года украинские учёные, при спонсорской помощи Канады, искали «жертв геноцида», но не нашли. Нашли сначала несколько скелетов, затем несколько десятков, у части есть следы насильственной смерти. Их и объявили «жертвами». Но следов бойни, в которой перебили тысячи людей, нет. Следы разрушенной крепости есть, а массовых убийств – нет.
При этом стоит помнить, что во время всех войн, штурмов и осад, прошлых и нынешних, всегда гибнут мирные жители. Достаточно посмотреть на современную кампанию на Украине, или в Газе и Ливане, где израильская армия методично сносит целые кварталы, поселения и города. Также люди умирают от естественных причин, несчастных случаев и т. д. То есть не все найденные скелеты – это «жертвы резни» или войны.
Украинские «историки» и публицисты объяснили это тем, что светлейший князь приказал всех убитых жителей и казаков распять, прикрепить к плотам и пустить по водам Сейма, Десны и Днепра для запугивания.
Однако у Меншикова не было времени для такой масштабной акции. Армия Карла XII стояла в одном дневном переходе от Батурина, и петровский любимчик, забрав лёгкие медные пушки (чугунные приказал затопить в Сейме), быстро отступил. А главное то, что на Сейме уже стоял лёд!
Как говорил доктор Геббельс, «ложь, повторённая тысячу раз, становится правдой». Так и кресты с распятыми украинцами, запечатлённые в десятках иллюстраций в школьных и вузовских учебниках и в кинофильмах, стали правдой для большинства жителей новой «самостийной» Украины.
Таким образом, миф о Батурине позволяет формировать общую украинскую идеологию, в которой Украина – не Россия и никогда не была ею. Формировать поколения «сознательных» украинцев, которые «помнят о Батурине» и ненавидят Москву и «москалей». Это символ разрушенного «золотого века» казацкой украйны, которую якобы уничтожили русские цари.
Правда же в том, что никакой истории Украины и не было. Это часть Русской Истории (
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: