Отплытие Генриха VIII из Дувра. Неизвестный художник. Написана примерно в 1520–1540 гг. Галерея дворца Хэмптон Корт, Англия.
На этой яркой картине изображен Генрих VIII и его флот, отплывающие из Дувра в Кале 31 мая 1520 года на встречу с Франциском I на «Поле золотой парчи». Генрих VIII изображен стоящим на одном из кораблей с золотыми парусами на заднем плане. Отсутствие художественной уместности в изображении размеров кораблей может быть преднамеренным приемом, чтобы передать впечатляющий характер этого путешествия и подавляющее великолепие английского двора. Дуврский замок изображен в верхнем левом углу, а две круглые орудийные башни на переднем плане салютуют королевской эскадре. Картина не зарегистрирована в описях 1542 и 1547 годов, возможно, потому что она была установлена в стенах дворца Уайтхолл. Вероятно, она была заказана Генрихом VIII в память о таком событии, как встреча на «Поле золотой парчи»
«Я набрал множество войска
и приготовил военные корабли».
Первая книга Маккавейская, 15:3
и приготовил военные корабли».
Первая книга Маккавейская, 15:3
В случае с первой статьёй источниками нашей информации были средневековые миниатюры из манускриптов. А вот каким источником Нового времени могли бы воспользоваться мы, причем как текстовым, так и иллюстративным? И вот самый главный вопрос: а есть ли он, подобный источник и если есть, то каково его содержание?
И вот, как оказалось, именно такой источник по кораблям начала – середины XVI века у нас есть. Это так называемый «Свиток Энтони», и вот как раз сегодня мы с ним и познакомимся.
Вот так выглядит страница из второго «Свитка Энтони». Британская библиотека, Лондон
Рулоны
«Свиток Энтони» или «Энтони Ролл» (так называют этот документ англоязычные источники) есть не что иное как письменный отчет о судах английского
Первоначально в него входило три рулона пергамента, с изображениями 58 военных кораблей. Сообщалось также об их размерах, количестве членов экипажах и числе орудий, причем о каждом корабле. По словам Энтони, там было описано все, что бывает на корабле вместе с «боеприпасами, артиллерией и всем, что нужно для войны».
В первом свитке перечисляются каракки, а начинается он с самого большого из кораблей английского флота – «Генри Грейсе э’Дью».
Во втором списке перечислены галеасы – гибриды гребного и парусного судна, и туда же попала одна из галер.
Наконец, в третьем свитке описываются королевские пиннасы и «гребные баржи», по сути – уменьшенные версии галеасов.
Все три свитка имели примерно одинаковую длину, около 4,6 м, и, вероятнее всего, для того, чтобы рассматривать, их ставили на стол либо вешали на стену.
Флагманский корабль «Генри Грейсе э’Дью» или, как его ещё называли, «Грейт Гарри». Обращает на себя внимание характерная архитектура этого и других ему подобных судов, а именно – высокие надстройки на носу и на корме. Интересно, что все палубы корабля прикрываются «крышами» из сетки, сплетенной из канатов и укрепленной на стропилах. Такая сеть натягивалась для того, чтобы защитить корабль от абордажа. Ну, а высокие надстройки нужны были для того, чтобы иметь возможность сверху вниз обстреливать палубы более низкого корабля. Иллюстрация из «Энтони Ролл»
Все три свитка король Генрих VIII получил в 1546 году, после чего они попали в королевскую библиотеку. Но 1680 году король Карл II два свитка передал Сэмюэлю Пепису, который вроде бы работал над историей британского флота, и тот разрезал их, а затем переплел в виде книги, которая в настоящее время хранится в библиотеке Пеписа в Колледже Магдалины в Кембридже.
Что касается третьего свитка, то он оставался во владении короны, пока королю Вильгельму IV не пришло в голову отдать его своей дочери леди Мэри Фокс, а та продала его Британскому музею в 1858 году. Теперь этот свиток хранится в Британской библиотеке.
«Мэри Роуз» – корабль, своей архитектурой очень похожий на «Грейт Гарри». Обратите внимание на орудия, которые из передней башни смотрят назад, на палубу. Расчет был на то, что противник постарается взять на абордаж самое низкое место на корабле, то есть шкафут. И тогда на него можно будет обрушить огонь сразу с двух сторон – с полубака (надстройки на носу) и с надстройки на юте! Иллюстрация из «Энтони Ролл»
Корабли
«Энтони Ролл» – на сегодня представляет собой единственное, известное нам иллюстрированное сочинение, являющееся перечнем кораблей английского флота эпохи Генриха VIII. Как оказалось, описи, приведенные в его тексте, очень точны. Вот только большинство изображений кораблей весьма условны и явно сделаны по стандарту довольно примитивного свойства. Поэтому и уровень детализации конструкции корабля, и расположение вооружения, и особенно его такелаж – все это оказалось весьма и весьма приблизительным.
Но несмотря на это, именно благодаря изображениям в «Свитке» историки получили интересную информацию, касающуюся изучения геральдики, флагов и корабельного декора того времени.
Систершип «Мэри Роуз» – каракка «Питер Гранат»
Кроме того, рисунков таких кораблей, как «Генри Грейсе э’Дью» и «Мэри Роуз», больше просто нет, и мы только в «Энтони Ролл» и можем их увидеть. Очень важно, что «Мэри Роуз» после того, как она затонула в 1545 году, была успешно поднята в 1982 году, так что удалось провести сравнение информации из «Свитка» с артефактами с поднятого корабля, и это сравнение позволило по-новому взглянуть на военно-морскую историю эпохи Тюдоров.
Ещё одна боевая каракка тюдоровского флота с рядами пушечных портов по бортам – судно «Толстяк». По сути это были уже самые настоящие линейные корабли. Вот только тактика линейного боя тогда ещё не была разработана, и главная ставка в бою по-прежнему делалась на абордаж. Это приводило к тому, что на кораблях по бортам размещалось относительно мало тяжелых пушек. Но зато много малокалиберных казнозарядных орудий устанавливалось в надстройках. Именно оттуда по палубам неприятельских кораблей и вели самый сильный огонь. Иллюстрация из «Энтони Ролл»
Как уже отмечалось, автором и иллюстратором этого документа был Энтони Энтони (до 1530–1564 гг.) – государственный чиновник, имя которого и подпись встречается в документах той поры. Отцом Энтони был Уильям Энтони (умер в 1535 г.), фламандец родом из Мидделбурга в Зеландии, эмигрировавший в Англию в 1503 году. Занимался Уильям тем, что поставлял пиво для армии, и Энтони также пошел по стопам своего отца – не позднее 1530 года занялся поставками пива для флота.
Но 1533 году Энтони назначили артиллеристом в лондонский Тауэр, и это назначение стало первым шагом к его карьере в качестве государственного служащего, причем номинально он числился в этой должности вплоть до самой своей смерти. При этом он дослужился до надзирателя Артиллерийского управления, отвечавшего за обеспечение армии и флота артиллерией и боеприпасами, и именно на этой должности он как раз и составил свой список.
В 1549 году он стал «мастером», то есть получил должность начальника артиллерийского вооружения Тауэра, Кале, Булони и ряда других мест, то есть был назначен на очень ответственную по тому времени должность.
Изучая «Свиток Энтони», можно сказать, что он явно принадлежит к числу документов, которые были сделаны для того, чтобы выполнять двойную задачу.
Во-первых, «Свиток», вне всякого сомнения, мог служить «справочником» для короля и военного руководства, поскольку в нем перечислялись все корабли королевского флота вместе с их вооружением.
А во-вторых, он явно был хвастливым и живым отображением военной силы Тюдоров. При помощи этих трех свитков можно было тонко польстить королю, произвести впечатление своей рачительностью на придворных и одновременно показать иностранным послам военную мощь Англии на море.
С чего Энтони рисовал свои корабли?
Ну уж точно не с натуры, потому, что… тогда они бы выглядели явно по-другому. Очевидно, что у него был перед глазами какой-то источник. Помимо картины «Посадка в Дувре», известны ещё три полотна, которые могли бы послужить источником для иллюстраций Энтони. Это «Путь Анны Клевской из Нидерландов в Англию» (1539 г.), «Нападение французов на прибрежный форт» (дата написания неизвестна) и «Рейд французов на Брайтон» (июль 1545 г.). Изображения кораблей на этих картинах очень близки к тем, что мы видим на свитках.
Достоверно известно, что все три свитка были подарены королю в 1546 году. Включение в первый свиток «Мэри Роуз», затонувшей в битве при Соленте 19 июля 1545 года, совсем не кажется удивительным, ведь даже в 1549 году всё ещё считали возможным, что её удастся поднять. Галеасы, «Антилопа», «Олень», «Бык» и «Тигр», присутствующие во втором списке, тоже попали в список, хотя в марте 1546 года они всё ещё строились, а «Олень» не выходил в море вплоть до октября этого же года. Зато в списки почему-то не включена галера «Бланшар», захваченная у французов 18 мая 1546 года.
Пинасса «Саламандра». Иллюстрация из «Энтони Ролл»
Стиль
Стиль Энтони вполне может характеризоваться как любительский, но совершенно ясно, что он старался изобразить корабли как можно точнее и показать их во всей своей красе. Причем он дал волю своей фантазии. Корабельное дерево окрашено в светло-коричневый цвет, а вот украшения и якоря красные, а для орудий почему-то был выбран зеленый цвет. Контуры черные, а цвета моря самых разных оттенков от «серовато-зеленого» до «насыщенного синего».
Так что, с какой точки зрения ни смотри, а в качестве исторического документа «Энтони Ролл» просто уникален. Это единственный полностью иллюстрированный список королевского флота периода Тюдоров, дошедший до нашего времени, пусть даже его изображения и не отличаются скрупулезной точностью. В любом случае их рисовал современник той реальной жизни. Пусть даже и указанное в тексте количество пушек на отдельных кораблях лишь приблизительно соответствует их изображениям на иллюстрациях. Такелаж судов тоже изображен весьма условно, а многие детали корабельной оснастки на рисунках пропущены.
Сравнение с находками из «Мэри Роуз» дало возможность проверить точность записей, представленных в «Списке». Изображение корабля у Энтони дало историкам представление об основных конструктивных особенностях судна, таких как количество мачт и парусов. При сравнении с описью корабля 1514 года наблюдается близкое совпадение, что доказывает, что иллюстрация в значительной степени точна.
Однако изучение деталей конструкции показывает, что у Энтони наблюдается определенная художественная вольность.
Так, вооружение на нарисованном корабле выглядит явно преувеличенным. Количество артиллерийских портов на борту неточно, поскольку оно подразумевает два ряда по девять портов, слегка смещенных в шахматном порядке, в то время как на уцелевшем правом борту «Мэри Роуз» есть только один ряд артиллерийских портов на главной палубе с семью портами.
Точность бака было труднее установить, поскольку от него ничего не осталось. Список боеприпасов, стрелкового
Галера средиземноморского типа под названием «Тонкая». Один из наиболее тщательно и достоверно выполненных рисунков из «Свитка Энтони». Считается, что Генрих VIII питал особую привязанность к галерам и, может быть, именно поэтому-то она так старательно и нарисована… Иллюстрация из «Энтони Ролл»
Флаги
«Энтони Ролл» предоставляет нам и подробную информацию о флагах, используемых на кораблях.
По словам вексилолога Тимоти Уилсона, флаги и вымпелы, что изображены на рисунках из «Свитков», являются «наиболее подробным источником информации о флагах, развевающихся на кораблях короля Генриха VIII, и содержат больше визуальных деталей, чем все другие источники, вместе взятые».
Среди самых заметных и ярких – удлиненные вымпелы, развевающиеся на всех кораблях, но в разном количестве. На них изображен красный крест Святого Георгия на белом фоне у флагштока. А ещё все эти вымпелы снабжены очень длинным хвостом с зелено-белыми полосами. Все они раскрашены золотой краской на красном и зеленом фоне и серебряной (которая сегодня окислилась до черного цвета) – на белом. Этот художественный прием, скорее всего, применялся для того, чтобы показать использование металлических нитей в тех тканях, что были на вымпелах.
По бортам всех кораблей, особенно на больших каракках, мы видим ряды флагов с геральдическими изображениями, включая английский королевский герб, геральдические лилии французского герба, кресты Святого Георгия и монограмму Генриха VIII (HR). То есть благодаря «Свитку» мы теперь знаем и как выглядели флаги на кораблях тюдоровской Англии, и что на них обычно изображалось.
Так что при всей условности изображений «Свитка Энтони» его ценность трудно переоценить, это как своего род взгляд в прошлое, хотя и не совсем и не во всем точный.
Вячеслав Шпаковский
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: