К 1939 году уже никто в мире не сомневался, что в ближайшее время в Европе разразиться новая Великая война, которая обещала быть гораздо страшнее и кровавее. В прогнозах политики не ошиблись, но просчитались в другом – до войны оставались считаные дни. Такая ошибка дорого стоила армиям европейских государств, которые оказались к войне попросту не готовы.
Аналогично ситуация складывалась и в СССР. В 1941 году Иосиф Сталин и другие руководители готовили страну к неизбежной войне, однако также ошиблись в сроках её начала. Но промахи свойственно допускать всем, поэтому не меньше было удивлено и германское командование, когда их план блицкрига, отлично работавший в Европе, дал сбой.
Очевидно, что провал плана по захвату СССР стал результатом не чуда, а самоотверженности советских людей, вставших на защиту своей такой большой и разной, но всё же общей Родины. И оборона эта заключалась вовсе не в «закидывании трупами», как это любят представлять некоторые западные «историки».
Никто не станет спорить с тем, что армия Германии в начале Великой Отечественной войны была самой сильной военной машиной в мире и чтобы остановить такого монстра советские солдаты были вынуждены придумывать новые тактики ведения боя буквально на ходу. Одним из результатов таких «инноваций на ходу» стало появление необычного явления – снайперского движения.
Массово обучать наиболее метких стрелков снайпингу самые крупные армии мира начали обучать ещё в преддверии Первой мировой войны, но столь массового распространения как РККА снайпера больше нигде не получили. Причин для появления целой плеяды величайших снайперов именно в СССР было сразу несколько.
Во-первых, этому способствовало вооружение и сложившаяся обстановка на фронте. К началу войны основным оружием советского солдата была легендарная «мосинка» - пусть и простая, но надёжная, точная и чрезвычайно точная винтовка. В условиях же постоянного отступления снабжение частей боеприпасами было крайне затруднительно и солдаты берегли каждый патрон. По этой причине наиболее смекалистые бойцы, находясь под вражеским огнём, старались не просто поразить врага, а выбивали наиболее ценных бойцов вермахта – офицеров и пулемётчиков. Именно из таких стрелков и вырастали первые снайперы советской армии.
Во-вторых, среди бойцов на самых разных участках фронта среди бойцов начались негласные соревнования по отстрелу оккупантов. Командование эту идею поддержало, а самые эффективные стрелки «гонки» направлялись на курсы подготовки у профессиональных снайперов. Наиболее меткие стрелки довольно быстро становились настоящими легендами в своих подразделениях и им старались подражать во всём.
Это привело как к положительным, так и к несколько отрицательным последствиям. Стараясь попасть в ряды лучших из лучших, многие солдаты старались стрелять метко, выбирая наиболее опасных противников. Но так как это негласное соревнование находилось под строгим надзором командования, то в зачёт шли только достоверно подтверждённые попадания, в то время как германским, финским, итальянским и другим снайперам принято было верить на слово. Пристальное внимание командиров привело и к тому, что награды снайперам выдавались крайне неохотно, даже когда их счёт шёл уже на сотни, но именно благодаря этому сейчас мы можем проследить весь боевой путь лучших из лучших, ведь наградные листки на них направлялись буквально десятками.
Становлений снайпинга в красной армии можно проследить на примере Героя СССР Петра Гончарова. Свой боевой путь он начал простым пекарем, позже был переведён в обозные. Никто и не подозревал, что этот невзрачный мужчина в скором времени станет одним из величайших снайперов, а ведь на фронт он попал как простой ополченец из Сталинграда.
Фото: polkmoskva.ru
Накал боёв за его родной город был просто чудовищный, поэтому участвовать в них приходилось всем. В ходе одного из столкновений и проснулся дремавший в Гончарове талант снайпера. К концу сталинградской мясорубки на его счету было уже 64 немца, а до 1944 года, в котором он погибнет, Гончаров уничтожил более 400 врагов.
Похоже сложилась снайперская судьба Михаила Буденкова. Снайперскому делу он нигде не учился, а до войны был простым механиком. На фронт Михаил Иванович попал миномётчиком, и, казалось бы, к снайперскому делу не имеет ни какого отношения. Но меткая стрельба по врагам стала его своеобразным увлечением. После того как в ходе одного из сражений Буденков уничтожил 17 немцев, командование направило его в стрелковую роту. Он никогда не становился профессиональным снайпером, действуя то как автоматчик, то как командир подразделения, а снайпинг всё это время оставался увлечением. Так вот, отстреливая врагов «на досуге», довёл свой личный счёт до 437 уничтоженных врагов.
Иван Михайлович Сидоренко также начинал обычным миномётчиком, но война заставила его переключиться на простую «мосинку», когда в ходе одного из сражений расчёт Сидоренко на несколько дней остался без снарядов. Чтобы хоть как-то продолжить сдерживать врага Иван Михайлович начал выбивать немецких офицеров. И настолько хорошо у него это получилось, что командир полка попросил его выбрать ещё несколько метких солдат и переквалифицироваться в снайпера. За войну он подготовил несколько сотен снайперов и уничтожил более 500 врагов снайперским огнём.
Иной тип снайпера-аса представлял Владимир Пчелинцев. Он был потомственным военным и профессиональным снайпером. Ещё до начала войны стал мастером спорта по стрельбе и прошёл курсы снайперов в школе ОСОАВИАХИМа. Уже в самом начале 1942 года его представили к званию Героя СССР за выдающуюся стрельбу. Данные по убитым им немцам сильно разнятся от 156 до 456 по различным источникам. Первое число официально было объявлено ещё в 1943 году, когда Пчелинцева направили с дружеским визитом в США. Но даже минимальная цифра уже впечатляет, особенно если учесть, что на 156 нацистов он потратил лишь 158 пуль. И тут опять же нужно учитывать, что в зачёт шли только смертельные и подтверждённые попадания, а значит те две пули могли просто не быть смертельными.
Фото: picssr.com
Другой герой-стрелок Иван Кульбертинов воплощал собой классического советского снайпера – потомственный охотник из Якутии, бесценный опыт которого стал настоящим кошмаром для немцев. На фронт он ушёл только летом 1943 года, когда немецкие солдаты уже были отлично проучены первыми советскими снайперами и больше не ходили в полный рост по чистому полю. Но даже в таких условиях Кульбертинов умудрился настрелять 487 немцев.
Секрет его успехов крылся в охотничьем подходе и импровизации. Уже будучи закалённым бойцом он, обучая молодых снайперов, всегда советовал им не сидеть в окопах, а ходить в тыл к врагу и там устраивать на него засады. Кроме того, он призывал каждого непременно придумывать что-то своё. Опытный охотник подчёркивал, что только в таком случае враг не сможет приспособиться и выследить снайперов. Ярчайшим примером тактики якутского снайпера-эвенка стал случай, когда он всего одним выстрелом уничтожил более десятка врагов. Однажды, находясь в тылу врага он заприметил немецкий грузовик, гружёный боеприпасами. Дождавшись, когда солдаты его полностью разгрузят и усядутся на ящиках передохнуть, Кульбертинов сделал один-единственный выстрел зажигательным снарядом и вся гора боеприпасов взлетела на воздух.
Фото: tuva.asia
Настоящей снайперской легендой и одним из основоположников снайперского движения был Николай Ильин. Он отличался не только отличными снайперскими качествами, но и был бойцом переднего края – поднимал людей в атаку, организовывал штурмы и обороны. Так, во время боёв за Мамаев курган Ильин приспособил прицел своей снайперской винтовки к противотанковому ружью и открыл огонь по смотровым щелям вражеской бронетехники. Таким способом ему удалось подбить минимум два танка. Под Сталинградом Николай Яковлевич пошёл вместе со всеми в атаку и один ворвался во вражеский ДОТ, где убил трёх врагов ножом. Отметился он и в борьбе с авиацией, сбив из «мосинки» немецкий «юнкерс». Сражён Ильин был пулемётной очередью, когда в очередной раз повёл за собой соратников в атаку.
Прибалтийский фронт стал настоящим рассадником снайперов-асов. Особо отличились ученики ещё одного охотника из Якутии Героя Советского Союза Фёдора Охлопкова. Он лично уничтожил 429 нацистов, но ученики Охлопкова превзошли своего учителя. Два его воспитанника Василий Квачантирадзе и Кузьма Смоленский вместе уничтожили 948 врагов.
Величайшим же снайпером Второй мировой войны стал Михаил Ильич Сурков, чей счёт убитых солдат вермахта перевалили за 700. Вначале он был таким же простым бойцом, как и тысячи других снайперов и взял в руки винтовку лишь во время войны. Однако уже через несколько месяцев подготовки и практики Сурков стал грозой не только немецких офицеров, но и снайперов вермахта. На них он устраивал настоящую охоту, одного за другим уничтожая лучших стрелков врага.
Примечательно, что в СССР была отлично налажена подготовка профессиональных снайперов, но самые выдающиеся стрелки рождались на поле боя, когда в людях, даже не подозревавших о своих умениях, просыпался талант снайпера. Многие снайперы-асы были выходцами даже не из охотничьих семей Якутии и Сибири, а были самыми обычными крестьянами. Так, Василий Зайцев, записавший на свой счёт почти три сотни врагов всего лишь за один месяц, начал войну обычным писарем Тихоокеанского флота.
Но главной особенностью советских снайперов стала не только результативность, а наличие среди них сотен женщин. Снайперши РККА, желавшие отправиться на фронт, проходили специальные курсы подготовки. Имена Людмилы Павличенко, Лии Молдагуловой и Татьяны Костыриной и других девушек, многие из которых ушли на фронт в 16-17 лет, навсегда оказались вписаны в историю Великой Отечественной войны.
Фото: mmzone.co.kr
Очевидно, что запредельная результативность снайперского движения РККА связана отнюдь не с чудо-оружием и не с уникальной оптикой, никаких засекреченных спецпрограмм по подготовке солдат будущего тоже не проводилось. У этих героев было простое и надёжное оружие, талантливые учителя и непоколебимое желание защитить свою Родину от непобедимого врага.
Читайте нас: