День Победы – это, действительно, праздник со слезами на глазах… Слезами радости и горечи, счастья и печали, надежды и прощания. Но не было, наверное, горше слез, пролитых по павшим в последний день войны.
Перед вами – фотография пражанина Тибора Гонты, сделанная им 10 мая в Праге на похоронах советского воина и названная «Погиб в последние секунды войны». Истории известно немало случаев, когда имена неустановленных воинов, попавших в объектив, позднее, благодаря поиску, становились известными. Так произошло и в случае с фотографией Тибора Гонты: удалось не только установить, кто изображен на ней, но и установить факты героической биографии отважного воина. Скажу честно, рассказывать об этом мне особенно приятно, поскольку довелось приложить к этому и руку, и душу, и сердце.
А начиналось все с запроса Ольги Юрьевны Бердниковой, которая через общую базу данных «Мемориал» искала своего погибшего деда Сахарова Георгия Ивановича, погибшего в Праге 8 мая 1945-го. Этот запрос дал старт активной работе. Я еще с детства знал, что могила полковника Сахарова на центральной аллее киевского Байкового кладбища называлась могилой «последнего погибшего в Великой Отечественной войне». Но по младости лет тогда не придавал этому значения. И лишь совсем недавно, работая с материалами, посвященными 70-летию Великой Победы, вспомнил про этот факт.
…Это произошло во вторник 8 мая 1945-го, когда советские войска стремительным броском двигались на помощь восставшей Праге. В чешский городок Гротовицы прибыли передовые отряды 208-й самоходно-артиллерийской бригады, которой командовал полковник Сахаров. Внезапно появилась вражеская авиация. Во время бомбежки погибли более 30 советских воинов и среди них – командир бригады. Впоследствии выяснилось, что Сахаров был убит из стрелкового оружия: используя неразбериху и панику среди гражданского населения, снайперы противника произвели несколько выстрелов по офицерам.
Сначала местом захоронения стал городок Гротовица, затем чешская столица Прага, а впоследствии – Киев. Возникает вопрос, так где же истинное захоронение «погибшего в последние секунды войны»? Долгое время этим вопросом никто не задавался.
Впервые после войны о полковнике Сахарове вспомнили спустя четверть века в мае 1970-го. На 25-летие освобождения Праги в составе советской делегации в Чехословакию прибыл генерал-лейтенант Петр Федорович Тюрнев. Здесь он и увидел фотографию с подписью «Погиб в последние секунды войны», которая в то время часто публиковалась в чехословацких газетах и журналах. Генерал сразу же узнал на ней своего командира 208-й самоходно-артиллерийской Двинской Краснознаменной, ордена Богдана Хмельницкого бригады полковника Сахарова. Почему «своего»? Тюрнев был начальником политотдела именно этой бригады. К слову, будучи Героем Советского Союза, он утверждал, что готовилось представление к этому званию и на Сахарова, но в победной суете что-то «не срослось».
Уже хорошо, что тогда, в 1970-м, на мемориале погибших советских воинов в Гротовице появилась фамилия Сахарова, а чехословацкие журналисты оперативно рассказали о том, кто был на фото Гонты. Георгий Иванович Сахаров посмертно стал почетным гражданином Гротовицы.
Генерал Тюрнев объяснил, почему погибший полковник оказался похороненным в 1945-м в Праге. Когда получили приказ к атаке фашистских позиций и наступлению на Прагу, командир и его начальник политотдела взаимно пообещали, что теперь уж до Праги дойдут все – живыми или мертвыми... Сахаров погиб, а друзья выполнили свое обещание, и тело своего командира на танке привезли в Прагу. Здесь он был похоронен в братской могиле вместе с другими воинами на площади Красноармейцев.
Однако к удивлению всей советской делегации и самого Тюрнева в Праге на площади, где 10 мая 1945-го похоронили Георгия Сахарова, его могилы не оказалось, как не оказалось и его фамилии в списках захороненых. Лишь по прибытии в Москву Тюрнев, как и все остальные члены советской делегации, узнали, что останки полковника Сахарова были еще в 1940-е годы перевезены в Киев по прямому указанию Д.С. Коротченко, председателя Совета министров Украинской ССР.
В октябре 1947 г. Н.С. Хрущев был вновь избран первым секретарем ЦК Компартии Украины, а на его место был назначен Коротченко. В конце октября в Киев прибыла делегация чехословацких военных в составе генерала Фусека и Героя Советского Союза майора Тесаржика. Они хотели взять горсть украинской земли, где пролили свою кровь воины чехословацкого корпуса Людвига Свободы. 27 октября в Доме офицеров в торжественной обстановке и было проведено это военно-патриотическое мероприятие. После его окончания Рихард Тесаржик подошел к Коротченко и сообщил, что в Праге похоронен настоящий герой Праги киевлянин полковник Сахаров (в то время город Смела, в котором родился Георгий Иванович, входил в состав Киевской области, и чешские товарищи посчитали его киевлянином). Так у партийно-советского руководства Украины и возникла идея перевести останки героя и похоронить его на Байковом кладбище, на центральной аллее, ставшей местом упокоения выдающихся военных и государственных деятелей.
Благородная инициатива была поддержана на самом высоком уровне, и в мае 1950-го останки полковника Сахарова были торжественно захоронены на центральной аллее главной киевской усыпальницы. Теперь уже навсегда.
Памятник на могиле «Погибшего в последние секунды войны»
Кто он, полковник Сахаров? Георгий Иванович родился в сельской семье в городе Смела Киевской области (ныне Черкасской) 20 апреля 1908 года. До 1927-го, когда его призвали в ряды Красной армии, работал в родном городке. Георгий Сахаров во время службы показал себя не только исполнительным воином, но смышленым младшим командиром и в 1931-м, несмотря на то, что он имел лишь начальное образование, был направлен в Харьков для обучения в Школе червонных старшин. Затем после службы на должностях младшего командного состава окончил Киевскую объединенную артиллерийскую школу и курс Харьковского танкового училища. В должности начальника штаба танкового батальона принимал участие в «польском походе» в сентябре 1939-го. Во время советско-финской войны он – уже командир танкового батальона. В этой должности Сахаров и принял первый бой Великой Отечественной войны.
Командный состав 118-й танковой бригады, ставшей впоследствии 208-й самоходно-артиллерийской. Крайний слева во втором ряду – капитан Георгий Сахаров
В составе 118-й танковой и 208-й самоходно-артиллерийской бригад Георгий Иванович участвовал в оборонительных боях на Юго-Западном и Южном фронтах, в обороне Тулы. Затем, уже командуя 208-й бригадой с августа 1944-го, освобождал Белоруссию, сражался в Австрии и Венгрии. К трагическому дню 8 мая 1945-го за мужество и героизм, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, был награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденами Александра Невского и Отечественной войны, многими медалями. В наградном листе в представлении на орден Кутузова II степени о Георгии Ивановиче, в частности, отмечалось: «За боевые действия бригада тов. Сахарова 5 раз отмечалась благодарностями в приказах Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза тов. Сталина».
Представление к ордену Кутузова II степени подписан 11 апреля 1945-го. Эту награду полковник Сахаров получить не успел…
Сложно сейчас сказать, почему Г.И. Сахаров так и не был удостоен высшего отличия – звания Героя Советского Союза, но одно точно – он был настоящим героем и в летопись войны вошел не только как «погибший в последние секунды войны». В родном городе Смела одна из улиц названа его именем, а в школе есть музей памяти легендарного земляка.
В День Победы как со слезами на глазах не вспомнить о подвиге всех, кто спас мир от фашизма! Вместе с остальными героями вспомним и о советском полковнике, суровой судьбой предназначенном навечно остаться «погибшим в последние секунды войны».
Читайте нас: