Лента новостей

17:28
Киевские власти собрались восстанавливать школу за 337,2 млн гривен в 15 км от границы с Россией
17:27
Во Франции набирают безработных для участия в конфликте на Украине за €1970 в месяц. Власти отрицают свою причастность
17:26
Глава МИД Латвии Кришьянис Кариньш подал в отставку
17:25
Журналист из Японии опроверг украинские фейки о Мариуполе, лично посетив российский город
17:24
ВС РФ продвигаются на всех направлениях. Горящие Abrams уже обыденность
17:16
Asia-Plus: семью подозреваемого в теракте увезли из дома в Таджикистане
16:49
В ООН сообщили о пытках на Украине российских пленных. Украинские фашисты 25 раз казнили россиян
16:48
Власти Турции заявили о том, что теракт в «Крокусе» был проведён при помощи иностранной разведки
16:47
Дроны-камикадзе на службе Отечеству. Бойцы Угледарского фронта просят помочь в увеличении поголовья «птиц». Объявляем сбор средств
16:39
Ле Пен обвинила власти в намерении «обчистить» карманы французов
16:38
На странице Пенсионного фонда Украины появилась откровенная фотография
16:11
Украина заставит беженцев платить налоги с европейских пособий
16:10
В Харькове «Герани» уничтожили более 50 боевиков, в том числе, РДК
15:42
Данилова убрали ради снятия Зеленского?
15:35
Польша заберет у украинских беженцев еду, а Канада визы
15:34
Интим с военкомом. Начальника Ровенского военкомата засняли в момент пикантного «рекрутинга»
15:28
Россия поможет Африке избавиться от колониальных путей сообщения
14:59
В рядах ВСУ эпидемия игромании. 9 из 10 ВСУшников спускают деньги на онлайн-казино
14:58
Эксперт: новый секретарь СНБО не спасёт ВСУ от поражения на фронте
14:50
Украинские военкомы хотели забрать силой отца-инвалида пятерых детей на фронт
14:30
США возмущены темпами роста производства в Китае
14:22
Не противоречит международному праву. МИД Швеции не против вербовки наёмников посольством Украины
14:13
Захарова: из Армении пытаются сделать инструмент реализации опасных планов Запада
13:42
Замышляемый как рекламный вояж Кисиды в КНДР в ближайшее время маловероятен
13:39
NYT: США скрыли от России информацию об угрозе теракта в «Крокусе»
13:37
В Кремле ответили на вопрос о версиях теракта в «Крокусе»
13:11
Покинувшие Россию компании потеряли более $107 млрд
13:10
Восстановление «Крокуса» зависит от мнения Путина, Воробьева и общественности — Эмин Агаларов
13:01
МИД Швеции: Украина может вербовать шведов в ВСУ
13:00
В Польше заработала созданная для Украины «коалиция бронетехники»
12:56
Японский журналист рассказал о жизни в Мариуполе
12:48
В Приморье создадут судостроительный кластер
12:38
В ООН заявили о пытках российских военных на Украине
12:30
Польского генерала, отвечавшего за подготовку солдат ВСУ, отстранили от должности
12:25
Блиндаж за блиндажом: FPV-дроны уничтожают врага (ВИДЕО)
12:21
Граждан Киргизии предупредили о вербовке террористов через социальные сети
12:10
СМИ узнали о разработке в Китае зенитной ракеты дальностью свыше 2000 км
11:53
В Киеве анонсированы рейды и облавы на «российскую агентуру»
11:44
Путин призвал беречь единство народа России
11:13
Боятся всего и вся: страх и ужас в Америке
11:10
В ООН подтвердили пытки российских военнопленных на Украине
10:54
Штрафбаты Киеву не помогут
10:48
Запад втягивает себя в войну
10:41
МИД РФ готовит ответ Латвии на высылку российского дипломата
10:33
Шольц: спецслужбы ФРГ не знали о готовящемся теракте в «Крокусе»
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»«Сущий ад». Как погиб меч Ямамото – 1-е ударное авианосное соединение

«Сущий ад». Как погиб меч Ямамото – 1-е ударное авианосное соединение


«Сущий ад». Как погиб меч Ямамото – 1-е ударное авианосное соединение

Авианосец «Йорктаун», поврежденный японскими бомбардировщиками в ходе битвы за Мидуэй


На Мидуэй


После сражения в Коралловом море (Как произошёл перелом в ходе войны на Тихом океане) японская Ставка не отказалась от планов развития наступления на австралийском направлении. 18 мая 1942 года японская Ставка направила директиву 17-й армии и Объединённому флоту об организации совместных действий по захвату Порт-Морсби, Новой Каледонии, Фиджи и Самоа. Японцы хотели нарушить коммуникации между США и Австралией. Но предварительно было решено провести операцию по захвату атолла Мидуэй, чтобы организовать более сильную противовоздушную оборону самой Японии.

Атолл Мидуэй располагается в центральной части Тихого океана. В атолл входят острова Сэнд (Песчаный) и Истерн (Восточный), а также небольшой островок Спит между ними. Атолл находится в западной группе Гавайского архипелага. Острова с 1867 года официально принадлежат США. Своё название (от англ. Midway – середина пути) атолл получил потому, что находится на полпути между Америкой и Японией. Перед войной здесь находился пункт заправки топливом для межконтинентальных авиаперелётов.

В ходе мировой войны острова получили стратегическое значение, так как были плацдармом США для сдерживания японского наступления далее на восток, к Гавайям, и для наступления самих американцев в центральной части Тихого океана, и против самой Японии. Японское командование стремилось захватить атолл, чтобы укрепить оборону Японских островов с востока и для развития экспансии в Тихом океане.


Японское верховное командование, планируя захват атолла Мидуэй и других островов в центральной части Тихого океана, выдвинуло идею совместить территориальные захваты с уничтожением в генеральном сражении основных сил американского флота, чтобы сохранить господство на море. К концу марта 1942 года в штабе Объединенного флота был составлен предварительный план операции.

Правда, морской Генштаб возражал, так как нельзя было достичь внезапности, как во время удара по Пёрл-Харбор. А американцы смогут использовать авиацию берегового базирования из-за близости атолла к Гавайям. Под нажимом главнокомандующего Объединенным флотом адмирала И. Ямамото морской Генштаб был вынужден дать согласие на проведение операции.

5 мая 1942 года, ещё до схватки в Коралловом море, японская Ставка отдала директиву по проведению операции, в которой Объединенному флоту во взаимодействии с сухопутными силами приказали осуществить оккупацию о. Мидуэй и ключевых пунктов в западной части Алеутских островов. Высадку десанта назначили на 6 июня. Основная часть операции – захват атолла, должна была начаться 4 июня с подавления вражеской обороны ударами морской авиации. Захват западной части Алеутских островов назначили на день раньше, чтобы отвлечь крупные силы американского флота на север. Предусматривался перехват и уничтожение главных сил вражеского флота, если они попытаются помешать десанту.

Чтобы исключить внезапное появление американского флота, между Гавайями и атоллом Мидуэй заранее разворачивались подлодки. В случае выхода американских кораблей из Пёрл-Харбора, они обнаруживались и подвергались атакам подводных лодок. Затем в бой вступали авианосцы, и довершали разгром противника линкоры.

Японцы старались обеспечить внезапность нападения, большое внимание уделяли маскировке и соблюдению тайны. Однако американцы давно уже вскрыли шифры японцев, осуществляли радиоперехват, и их разведка раскрыла замысел противника.


Японские палубные самолеты взлетают с авианосца «Хирю» накануне сражения у атолла Мидуэй


Истребители «Уайлдкэт» и бомбардировщики «Донтлесс» на палубе авианосца «Хорнет». Утро 4 июня 1942 г.

Японские силы


Для проведения этой стратегической операции на двух направлениях штаб Объединенного флота собирался привлечь максимальное количество сил. Всего, включая транспортные и вспомогательные силы, для проведения операции было выделено свыше 200 кораблей и судов. Включая главные силы японского ВМФ – 11 линейных кораблей, 8 авианосцев (4 тяжелых и 4 лёгких), 4 авиатранспорта, 22 крейсера (13 тяжелых и 9 лёгких), 66 эскадронных миноносцев и 21 подводную лодку. Также около 700 самолетов. Это была самая большая концентрация ВМС в истории Тихоокеанского региона. Эти силы были сведены в шесть соединений: четыре основных соединения, передовое соединение подводных лодок и соединение базовой авиации под общим командованием адмирала Ямамото.

На центральном направлении было создано авианосное ударное соединение под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо в составе 4 тяжелых авианосцев, 2 линкоров, 3 крейсеров, 12 эсминцев. Это был ударный авиационный кулак Японии. На борту авианосцев находились одни из самых опытных и закаленных в боях летчиков мира. Десантное соединение (силы вторжения на Мидуэй) под командованием вице-адмирала Нобутакэ Кондо, в состав которого вошли 15 транспортов (5 тыс. десантников), легкий авианосец, 2 авиатранспорта, 2 линкора, 10 крейсеров и 21 эсминец.

Для захвата Алеутских островов – Атту и Кыска – выделялось северное соединение вице-адмирала Мосиро Хосогая. В него входили 2 легких авианосца, 6 крейсеров, 12 эсминцев, 6 субмарин, 4 транспорта (2,4 тыс. солдат) и ряд других боевых кораблей и судов.

Главные силы японского Объединенного флота под командованием адмирала Ямамото разворачивались в 600 милях к северо-западу от атолла Мидуэй и должны были действовать так, чтобы одновременно обеспечить поддержку сил на центральном и северном направлениях. В их состав входили 7 линкоров, легкий авианосец, 3 крейсера, 21 эсминец, 2 авиатранспорта (они несли малые подлодки). В ходе операции из состава этих сил для прикрытия высадки десантов на Алеутские острова выделялось соединение прикрытия, в которое входили 4 линкора, 2 крейсера, 12 эсминцев.


Горящие судно и нефтяные резервуары на базе ВМС США Датч Харбор после японской бомбардировки


Горящие резервуары с топливом и разрушенные здания американской военной базы на Мидуэе


Один из уцелевших истребителей F4F-3 «Уайлдкэт» корпуса морской пехоты США после воздушного боя у атолла Мидуэй

Американские силы


Американцы знали о вражеской операции, поэтому своевременно осуществили развёртывание сил и подготовились к обороне. Однако, ввиду значительного превосходства сил противника, американцы считали, что потерпят поражение. Но собирались нанести максимальный урон японскому флоту, особенно авианосцам, и попытаться сорвать высадку десанта.

Еще за три месяца до начала сражения американцы стали энергично готовиться к схватке. Главнокомандующий Тихоокеанским флотом США Нимиц в начале мая посетил Мидуэй. Были приняты меры по усилению гарнизона атолла и строительству новых оборонительных сооружений. К началу сражения авиация на атолле была усилена 16 пикирующими бомбардировщиками корпуса морской пехоты, 7 истребителями, 30 летающими лодками морской авиации, также 18 тяжелыми бомбардировщиками Б-17 и 4 Б-26 из состава армейской авиации.

Всего на Мидуэе насчитывалось более 120 самолетов. Но этого было мало, чтобы отразить массированную воздушную и морскую атаку. Беда в том, как отмечал Нимиц, что атолл мог принять ограниченное число самолетов, примерно столько, сколько имел один авианосец.

Гарнизон составлял 3 600 человек. Значительно была усилена ПВО, полевая и противотанковая артиллерия. Прилегающие воды и побережье заминировали, установили проволочные заграждения. На атолл прибыло несколько торпедных катеров для патрулирования побережья. Подводный флот (около 20 субмарин) создал три дозорные линии в виде дуг на удалении 100, 150 и 200 миль от атолла. Авиация вела дальнюю разведку – до 700 миль.

Против вражеского флота адмирал Нимиц заблаговременно развернул два оперативных соединения в составе 3 тяжелых авианосцев (233 самолета), 8 тяжелых крейсеров и 14 эсминцев под командованием контр-адмиралов Ф. Флетчера и Р. Спрюэнса. Американцы успели восстановить боеспособность авианосца «Йорктаун», который был сильно повреждён в битве в Коралловом море. Для обороны Алеутских островов, кроме местных сил, было выделено 5 крейсеров, 14 эсминцев, 6 подлодок и большое количество авиации берегового базирования под общим командованием адмирала Р. Теоболда.

Нимиц принял смелое решение: он приказал оперативной группе линейных кораблей оставаться у западного побережья США. Грозные, но более медленные линкоры сковывали маневренность более быстроходных авианосцев. Также американцам не хватало самолетов, чтобы прикрыть свои линкоры с воздуха. То есть Нициц отказался от доктрины, что основу боевой мощи флота составляют линкоры.

Таким образом, американцы уступали противнику главным образом в крупных артиллерийских кораблях (линкорах и крейсерах), огневой мощи. Однако они не сыграли большой роли в сражении. Превосходство японцев в самолетах на авианосцах было компенсировано американской авиацией берегового базирования. Американцы смогли подготовиться к битве, избежать лобового столкновения, которое вело к катастрофе. Японцы же находились в неведении относительно сил и планов противника.

Кроме того, японские субмарины заняли свои позиции с опозданием на трое суток, только 4 июня. Американские авианосцы в это время уже пересекли линию завесы и скрытно развернулись в районе, расположенном в 300 милях северо-восточнее от атолла. Это оказало серьёзное влияние на ход сражения.


Американский авианосец «Энтерпрайз» идет на полном ходу в море в первый день битвы за Мидуэй, 07:25. Снимок сделан с борта тяжелого крейсера «Пенсакола». Справа на заднем плане виден тяжелый крейсер «Нортхэмптон»

Начало сражения


24–27 мая 1942 года японский флот вышел в море. Главные силы Ямамото, авианосцы Нагумо и десант Кондо вышли из внутреннего Японского моря, северное соединение – из Оминато.

Боевые действия, как и планировали японцы, начались 3 июня 1942 года на алеутском направлении. С японских авианосцев «Рюдзё» и «Дзунё» поднялись самолеты для удара по американской базе Датч-Харбор. На следующий день японцы повторили удар. База была сильно разрушена. 7–8 июня японцы высадили десант на острова Кыска и Аттау. Он прошёл без особых проблем, так как на островах не было гарнизонов. Только через несколько дней американская авиация стала бомбить вражеский десант. Появление противника на американской земле вызвало большой резонанс в Америке.

3 июня американская воздушная разведка в 600 милях к западу от атолла обнаружила вражеский десантный конвой. После полудня его атаковали бомбардировщики Б-17, поздним вечером – летающие лодки, вооруженные торпедами, но без успеха. Повредили только один танкер. Эти атаки вызвали тревогу у Ямамото и его штаба на борту линкора, шедшего в составе главных сил. Но о них не сообщили адмиралу Нагумо и его авианосному соединению.

В результате Нагумо по-прежнему рассчитывал на эффект внезапности. Считал, что враг не знает об их присутствии и что вражеские авианосцы ещё далеко на востоке (подлодки о них не сообщили). Поэтому японцы, прежде всего, готовились к атаке и мало уделяли внимания поиску и разведке. Если бы все разведывательные самолеты взлетели вовремя, то они имели бы возможность обнаружить вражеский авианосец.

На рассвете 4 июня японские авианосцы подошли с северо-запада на 240 миль к Мидуэю. А после 4 часов утра в воздух было поднято 108 самолетов первой волны – 36 бомбардировщиков, 36 пикирующих бомбардировщиков и 36 истребителей эскорта. 9 истребителей висели в воздухе, прикрывая корабли, ещё 9 остались на палубе «Акаги». Вскоре японские самолеты были обнаружены американцами в 150 милях, а корабли – в 180 милях от Мидуэя. Японцы смогли пробиться к острову, нанесли серьёзный урон: уничтожили цистерны с топливом, взорвали склад с боеприпасами, разрушили здание электростанции на Истерне, лишив остров электроэнергии, и т. д. Было сбито 25 самолетов. Американцы потеряли почти все истребители. По японским данным, они потеряли во время атаки на остров 4 бомбардировщика и 2 истребителя.

Но японцы не смогли решить главную задачу – уничтожить американскую бомбардировочную авиацию, сохранилась и взлётная полоса. Также сохранялись артиллерийские позиции, то есть американцы могли нанести серьёзный урон десанту. Американские бомбардировщики и торпедоносцы вовремя поднялись в воздух и направились для удара по японским кораблям. Атаки начались около 7 час. 10 мин. и продолжались более часа. Но воздушные удары из-за несогласованности действий нескольких атакующих групп и отсутствия истребительного прикрытия не привели к успеху. Американские ВВС понесли тяжелые потери во время этих атак. Оставшиеся самолеты вернулись на остров, многие имели сильные повреждения.


Американские торпедоносцы Дуглас TBD-1 «Девастейтор» из 6-й торпедоносной эскадрильи готовятся к взлету с авианосца «Энтерпрайз» во время битвы за Мидуэй. Время 07:30–07:40 4 июня 1942 года. На снимке видны одиннадцать из четырнадцати «Девастейторов», взлетевших с «Энтерпрайза». Ещё три «Девастейтора» и десять F4F «Уайлдкэт» ожидают подъема на палубу

Битва титанов


В это время разведка сообщила Нагумо, что обнаружен вражеский авианосец. Тогда же вторая волна самолетов Нагумо уже находилась на взлетных палубах авианосцев «Акаги» и «Кага». А первая волна была ещё в воздухе. Нагумо решил очистить палубы от самолетов второй волны и посадить первую волну, чтобы заправить их горючим и боеприпасами, затем нанести массированный воздушный удар и уничтожить возникшую угрозу. «Акаги» и «Кага» должны были быть готовы к запуску самолетов к 10 час. 30 мин., «Хирю» и «Сорю» – не позднее 11 час. Это внешне правильное решение стало роковой ошибкой. В 9 часов Нагумо получил сообщение разведчика о приближении вражеских самолетов.

Тем временем адмиралы Спрюэнс и Флетчер, получив сообщения патрульных самолетов с Мидуэя о замеченных японских авианосцах, повернули корабли на запад-юго-запад навстречу противнику. В 7 часов они приняли сообщение об атаке противника на атолл. Американцы подсчитали, что около 9 часов японские самолеты вернутся на свои корабли. Можно было подловить врага, пока все авианосцы будут принимать и заправлять самолеты. На трёх американских авианосцах для удара по врагу подняли 126 бомбардировщиков и торпедоносцев, 26 истребителей. Но многие из них не смогли обнаружить противника и вернулись назад, так как Нагумо, приняв самолеты первой волны, повернул корабли на северо-восток.

Только три эскадрильи торпедоносцев практически случайно обнаружили и атаковали японские авианосцы. Японские истребители сбили 15 торпедоносцев с «Хорнета». 14 торпедоносцев с авианосца «Энтерпрайз» вышли к цели около 10 часов, но сброшенные ими торпеды прошли рядом с японскими кораблями. Третью торпедную атаку в этом бою провела эскадрилья торпедоносцев с «Йорктауна». Она также не смогла добиться успеха. Из 41 торпедоносца «Девастейтор» (устаревшая к этому времени машина) только четыре побитых машины вернулись на свои авианосцы.


Пикировщики SBD-3 «Донтлесс» 6-й разведывательной эскадрильи под командованием лейтенанта Эрла Галлахера вскоре после взлёта с авианосца «Энтерпрайз». Примерно в 7:45 4 июня лейтенант-коммандер Кларенс Маккласки с авианосца «Энтерпрайз» повёл свои самолёты в сторону японского флота. С ним шла 6-я разведывательная эскадрилья лейтенанта Эрла Галлахера и 6-я бомбардировочная эскадрилья лейтенанта Ричарда Беста, всего 30 пикировщиков «Донтлесс». Кроме этого, лейтенант-коммандер Макс Лесли поднял 17 пикировщиков «Донтлесс» из авиагруппы «Йорктауна». Это была 9-я американская атака японского авианосного соединения. Результатом этого вылета было обнаружение и атака японского флота с последующим потоплением авианосцев «Акаги», «Кага» и «Сорю»

«Сущий ад»


Однако вскоре противника обнаружили 50 пикирующих бомбардировщиков с авианосцев «Йорктаун» и «Энтерпрайз». Атака оказалась внезапной и сокрушающей. Все японские истребители в это время кружились низко над морем около «Хирю», отражая последнюю атаку торпедоносцев, и еще не успели набрать высоту. Пикирующие бомбардировщики на высоте 6 600 метров, укрывшись в надвинувшихся облаках, незамеченными вышли на ударную позицию прямо над «Сорю», затем перешли в крутое пике. Американцы добились нескольких попаданий в авианосцы противника.

В обычных условиях попаданий нескольких бомб было бы недостаточно, чтобы вывести из строя такие гиганты. Но корабли были застигнуты в тот момент, когда их лётные палубы были заполнены вооруженными и заправленными горючим самолетами, а другие самолеты в том же состоянии находились ниже. К тому же у японцев не хватило времени вернуть крупные 800-килограммовые бомбы в оружейные погреба. Вызванные огнем и детонацией взрывы боеприпасов и топлива, а также вспыхивающие один за другим самолеты, стоявшие крылом к крылу на палубе, вскоре превратили «Акаги» и «Кага», по словам капитана Футиды, «в сущий ад».

В течение 5 минут американцы смогли уничтожить 2 тяжелых авианосца противника – «Кага», «Акаги», а «Сорю» получил тяжелые повреждения. Повреждённый «Сорю» был добит американской субмариной. Погибло 137 японских самолетов. Американцы потеряли 69 самолетов.

Японский авианосец «Хирю» в это время находился значительно севернее и не был обнаружен противником. С него подняли 24 самолета, и они атаковали «Йорктаун». Американский флагман получил сильные повреждения. Затем последовала вторая атака, американский авианосец получил новые повреждения. 6 июня его атаковала японская субмарина. 7 июня «Йорктаун» затонул. Сам «Хирю» 4 июня попал под удар американских самолетов и был сильно поврежден. 5 июня японцы сами затопили авианосец. Командир 2-й дивизии авианосцев контр-адмирал Ямагути и командир авианосца «Хирю» капитан 1-го ранга Каку отказались покинуть тонущий корабль и погибли вместе с ним.


Американский авианосец «Йорктаун», поврежденный японскими бомбардировщиками в ходе битвы за Мидуэй. Фотография сделана с американского тяжелого крейсера «Астория». Авианосец получил 3 бомбовых и 2 торпедных попадания. Днем 6 июня 1942 года поражен еще двумя торпедами с японской подводной лодки I-168, утром следующего дня перевернулся и затонул, уже покинутый экипажем.


Команда покидает тонущий американский авианосец «Йорктаун», получивший два попадания японских авиационных торпед Тип 91. Справа стоит наготове эсминец «Бэлч»

Адмирал Ямамото собирался продолжить сражение и уничтожить главные силы противника. 5 июня он отменил высадку десанта на Мидуэй. Транспорты были направлены на северо-запад, а корабли 2-го флота должны были нарастить главные силы. Для этой же цели были отозваны авианосцы с алеутского направления. Но было уже поздно, американские корабли ушли на восток. 6 июня японские корабли повернули на юг, чтобы перехватить противника. Этот манёвр не дал результатов, 7 июня японский флот повернул к Японии.

Американцы не стремились продолжить сражение. Они только смогли добить один тяжелый крейсер противника. В ночь на 5 июня во время перестроения 7-й дивизии крейсеров, начатого из-за появления американской субмарины, крейсер «Могами» был протаранен крейсером «Микумой». На «Могами» была смята и загнута почти на 90° носовая оконечность вплоть до первой башни главного калибра, «Микума» получил лёгкие повреждения корпуса.

«Могами» и «Микума» утром 5 июня подверглись налёту 12 пикировщиков и 8 Б-17, но те в цель не попали. 6 июня три волны самолетов с авианосцев «Энтерпрайз» и «Хорнет» добились по 5 попаданий 500-фунтовых (227-кг) и 1 000-фунтовых (454-кг) бомб в каждый из крейсеров. «Могами» получил тяжёлые повреждения, на нём была разрушена пятая башня главного калибра, но смог уйти. «Микума» же лишился третьей башни главного калибра и потерял ход. К полудню пожар в машинных отделениях на нём дошёл до торпедных отсеков и вызвал взрыв снаряжённых торпед. Корабль был оставлен командой. На «Могами» погибло 90 человек, на «Микуме» – около 700.


Американские пикировщики «Донтлесс» подлетают к японскому крейсеру «Микума»



Горящий «Микума» при Мидуэе, 6 июня 1942 года

Итоги


Таким образом, американцы вскрыли замысел японцев, были готовы к битве и смогли нанести ВМФ и ВВС противника серьёзный урон. Японцы потеряли 4 авианосца, 1 крейсер, 332 самолета (в том числе 280 с потонувших авианосцев), около 2,5 тыс. человек личного состава (потеряны лучшие пилоты морской авиации). Потери США: 1 авианосец, 1 эсминец, 150 самолетов, около 300 человек.

«Пёрл-Харбор частично отмщен»,

– заявил адмирал Нимиц в своем первом коммюнике о битве.

«Возмездие не будет полным, пока японская морская мощь не будет сведена на нет. Мы достигли существенного прогресса в этом направлении».

Особенность сражения в том, что бои шли за пределами дальности действия корабельной артиллерии. Главные силы противников сближались на дистанцию не более 150 миль. Основной ударной силой выступили самолеты, в основном с авианосцев. Американцы не смогли добиться хорошего взаимодействия разных родов авиации. Боевые группы действовали разрозненно, без прикрытия истребителей. В итоге США в значительной мере просто повезло, бог войны был на их стороне.

В частности, адмирал Нагумо на борту «Акаги» имел в качестве двух главных помощников двух талантливых специалистов-летчиков: начальника оперативного отдела штаба 1-го авианосного флота капитана Гэнда Минору, автора тактического плана атаки Пёрл-Харбора, и капитана Футида Мицуо, боевого летчика, возглавлявшего воздушный удар в декабре 1941 года. Но перед решающим сражением Футида лежал в лазарете – в первый же день выхода флота в море у него вырезали аппендицит, а затем тяжело заболел Гэнда – воспаление легких. Так, накануне решающей битвы адмирал Нагумо остался без двух главных помощников, специалистов воздушной войны, на которых он привык полагаться.

Японцы слишком большие надежды возлагали на внезапность удара (хотели повторить Пёрл-Харбор), недооценили противника. Разведывательных данных было мало, операция велась почти вслепую.

«Мы практически не имели никаких разведывательных данных о противнике, – сказал адмирал Нагумо после Мидуэя. – До самого конца мы так и не узнали, где находится противник и какова его численность».

Ошибочным было решение распылить силы флота на два операционных направления. Авианосцы не были сконцентрированы в одном ударном соединении, чтобы создать подавляющее превосходство над врагом. Американцы, наоборот, смогли выставить свои главные авианосные силы.

Для японцев умерла легенда о непобедимости. 1-е ударное авианосное соединение – меч Ямамото и гордость нации – было разбито.

Успех на алеутском направлении не мог исправить поражение в районе атолла Мидуэй. В результате этой неудачи соотношение сил в Тихом океане менялось в пользу США, особенно в главной ударной силе флота – авианосцах. У Японии остался 1 тяжелый и 4 лёгких авианосца, у США – 3 тяжёлых. Японцы строили 6 авианосцев, американцы – 13 тяжелых и 15 эскортных. Япония лишилась возможности предпринять большое наступление на море, и довольно быстро утратила стратегическую инициативу. США получили возможность перейти в контрнаступление на Тихоокеанском театре.


Горящий японский авианосец «Хирю». 4 июня 1942 года авианосец был поврежден бомбами американских палубных пикирующих бомбардировщиков. Фотография сделана лейтенантом Киёси Онива с самолета японского легкого авианосца «Хосё». После попыток спасти авианосец команда покинула «Хирю», и он был потоплен торпедой с японского эсминца «Макигумо». Затонул 5 июня 1942 года, при этом погибли многие члены экипажа, оставшиеся на авианосце

Самсонов Александр


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх