А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофей пью;
Преображая в праздник будни,
Кружу в химерах мысль мою…
Г.Р. Державин, ода «Фелица»
Впервые наши соотечественники попробовали кофе в годы царствования Алексея Михайловича…и остались недовольны! Любимый многими в наши дни напиток четыре столетия назад пили нехотя, как горькое лекарство. Европейский лекарь прописал царю кофе «от главоболения», и чудодейственный отвар, по-видимому, помогал справиться с тяжелой мигренью.
Кофе против водки
Первым русским правителем, «распробовавшим» кофе, стал Петр Великий. Во время открытия Кунсткамеры в 1714 году он приказал «…не только всякого пускать сюда даром, но если кто приедет с компаниею смотреть редкости, то угощать их на мой счет чашкою кофе либо рюмкою водки…». Увы, доподлинно неизвестно, кто из посетителей выбрал «беленькую», а кто – заграничный напиток. Сам государь пристрастился к кофе во время Великого посольства, когда гостил у бургомистра Амстердама Николааса Витсена. К концу XVII столетия голландцы владели кофейными плантациями в принадлежащих им колониях на Яве, Суматре и Цейлоне. Вот почему на протяжении всего XVIII века в Россию кофе попадал именно из Голландии. Петр I любил шокировать приближенных внезапным появлением у них дома с требованием срочно налить ему чашку горячего кофе, однако далеко не все могли угодить государю. Первые кофейные дома в Петербурге открылись уже под конец петровского правления. В 1724 году по указу императора в столице появилось пятнадцать трактиров, посетителям которых (в основном, иностранцам) подавали кофе.
В эпоху дворцовых переворотов кофе стал напитком русской аристократии. Отношение к нему, впрочем, было по-прежнему неоднозначным. Поэт Антиох Кантемир, к примеру, называл кофе «пойлом, что шлет Индия», но при этом в сортах «пойла» разбирался неплохо: «Всем уж у нас известно, что тот овощ, сжарив, смолов мелко и сваря в воде, вместо завтрака служит, а прихотливым и забавой после обеда. Лучший кофе приходит из Аравии, но и во всех Индиях тот овощ обилен». Под «Индиями» Кантемир имел в виду Ост- и Вест-Индию (Бразилию). Кстати, европейцы в те годы тоже относились к напитку двояко: англичане, французы и голландцы наслаждались его вкусом, а немцы запрещали потребление – порой даже законодательно.
Интересно, что прибывшая из прусского Штеттина София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская (она же – будущая Екатерина II) не в пример своим землякам кофе обожала и могла выпить до пяти чашек за утро. Заваривала напиток государыня самостоятельно – современники утверждали, что редкому человеку пришелся бы по душе настолько крепкий кофе. В годы царствования Екатерины Великой популярным развлечением аристократии становится гадание на кофейной гуще.
Услада для знатных особ
На протяжении XVIII века кофе оставался напитком «для избранных». В 1791 году, подписывая Ясский мир, российская делегация получила от турок дипломатический подарок: 37 пудов кофе и драгоценности. Подавляющее большинство жителей Российской империи в то время о кофе даже не знали. Напиток долго не «выходил» за пределы дворянских салонов и немногочисленных ресторанов. Все изменилось в годы наполеоновских войн. Когда в 1805 году русские войска оказались в Австрии, солдаты увидели, что местное население поголовно употребляет неведомый напиток. Знаменосец 2-го Московского мушкетерского полка Иван Бутовский рассказывал, что солдаты прозвали австрийский кофе «кавой» и хлебали его ложкой из больших тарелок – прямо как щи.
В Российской империи XIX века самый дорогой аравийский кофе стоил по 30 рублей за пуд, а дешевый бразильский – около 17 рублей. Серьезной конкуренции чаю он так и не составил. В начале двадцатого столетия импорт между этими напитками различался в десять раз. Кофе не стал народным напитком, зато полюбился представителям дворянства и творческой интеллигенции. Оперный певец Федор Шаляпин вспоминал, что попробовал кофе в 16 лет, когда подрабатывал писцом в суде: «Здесь я впервые испытал удовольствие пить кофе – напиток, до этого времени незнакомый мне. Давали кофе со сливками по пятаку за стакан. Я получал жалованья 15 рублей и, конечно, не мог наслаждаться кофе каждодневно…».
Непростые времена
За год до начала Первой мировой войны импорт кофе в Россию составлял 12 тысяч тонн в год. Напиток стал более доступным – одна чашка в кофейне стоила две копейки. Однако война резко изменила ситуацию. Правительство вводит повышенные пошлины на роскошь, и элитный напиток входит в число облагаемой высоким налогом продукции. После Февральской революции за чашку кофе просили уже 30 копеек, а в годы Гражданской войны напиток и вовсе был почти забыт. Правда, появилась дешевая альтернатива – так называемый кофе из желудей. Для приготовления напитка желуди очищали, нарезали, сушили на печи, заливали кипятком, а затем обжаривали на медленном огне. Получившуюся субстанцию измельчали кофемолкой и «приправляли» щепоткой настоящего дефицитного кофе – для запаха.
Импортный кофе вернулся в Россию в годы НЭПа, но был довольно дорогим. К 1930-м годам стоимость килограмма зерен составляла одиннадцать рублей, а во время войны напиток снова стал дефицитным. Любопытный эпизод произошел накануне Парада Победы 24 июня 1945 года. Советские солдаты вспоминали, что в ночь перед парадом их подняли и вручили каждому по стакану кофе для бодрости духа.
Расцвет кофейного потребления в Советском Союзе пришелся на брежневский период. Сам генсек был не прочь начать утро с чашки кофе, разбавленного молоком. Тогда популярность напитка возросла в полтора раза. Большая часть товара приходила из Бразилии, на втором месте шла Индия, а с 1972 года в СССР началось производство собственного растворимого кофе. Кофейные напитки носили разные названия – «Летний», «Балтика», «Новость» – но по составу были примерно одинаковы. Кроме самих кофейных зерен в них содержались цикорий, ячмень и соя. Кроме того, кофе продавали на развес в зернах, упаковывая в бумажные пакетики. На сегодняшний день кофе в нашей стране победил чай в борьбе за популярность: исследование 2019 года показало, что россияне выбирают его почти в полтора раза чаще.
Читайте нас: