Лента новостей

08:37
Иностранным агентам не платим
08:01
Томография показала, что на сосуды действуют даже вейпы без никотина
07:40
Банда – традиционная форма украинской самоорганизации
05:38
Возврат Армии США к ручным самозарядным гранатомётам
05:30
Как виски погубил судно. Трагедия «Green Hill Park»
04:25
Свежая военная сводка от Юрия Подоляки на 26.11.2024: Российские войска давят врага, укрепления ВСУ рушатся
03:41
Схватка за ключевые рубежи: новости СВО от 26 ноября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1006-й день спецоперации России на Украине
02:28
Путин о межконтинентальном ракетном ударе: российские военные применили новый тип гиперзвуковой ракеты средней дальности в безъядерном оснащении
01:02
Северный Ледовитый океан: Канада и Норвегия, новые альянсы в Арктике – на подмогу НАТО
00:21
«Орешник» государства Российского
23:41
«Настоящее Definitive Edition»: новый трейлер GTA: Vice City Nextgen Edition воодушевил фанатов
22:40
Бывшая президент Тайваня призвала помогать в первую очередь Украине, потом Тайваню
22:06
Россия и Иран: стратегические взаимосвязи в нестабильном регионе
19:17
ВСУ ведут обстрелы республик Донбасса, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 25 ноября
19:12
«Зерно из Украины», или Нужен ли украинский опыт Африке?
19:08
Путин присвоил звание Героя России бойцу СВО Исбакиеву, отдавшему свою жизнь за Родину
18:57
Прямая линия с Путиным 2024
18:55
Очередная посылка для ребят на фронт.
18:50
Российские ученые разработали полимер для укрепления арктических дорог
18:28
Глава Одесской областной военной администрации Олег Кипер проиграл в казино Монте Карло бюджетные деньги
17:47
Российский космический грузовик «Прогресс» устроил газовую атаку на МКС
17:43
Никита Журавель, сжёгший Коран, получил 14 лет строгого режима за государственную измену
17:42
Украина снова ударила ATACMS, Курахово уже на подходе, готовится большой котел для ВСУ под Курском — Горячая сводка с фронта 25 ноября 2024 г.
17:41
«Одуван доиноагентился до уголовного дела». Прокуратура Москвы взялась за Илью Варламова
17:03
Мы живем в пушкинской России: слово года 2024
16:56
На Украине призвали отправить на фронт 100 тысяч пенсионеров
16:55
Чиновник НАТО признал бесполезность вооружения Украины
16:48
Западных инвесторов призвали готовиться к конфликту с КНР и Россией
16:37
Для австралийского флота выбрали дизайн нового десантного корабля
16:29
Экзошорты с электроприводом помогают вести активный образ жизни
16:10
GSC Game World раскрыла, когда выйдет первый патч для S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl и какие улучшения в него войдут
16:06
Меркель назвала правильным решением не принимать Украину в НАТО
16:05
Чиновника Минобороны приговорили к 17 годам заключения
16:04
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 25 ноября
16:03
Украинский депутат спрогнозировал выход США и ЕС из конфликта
15:58
Инфраструктурные войны: Запад осознал себя в новой реальности
15:54
Рябков допустил возможность размещения РСМД в Азиатском регионе
15:43
Война на Украине (25.11.24): Фронт местами рушится, пехоты не хватает — офицеры ВСУ...
15:41
Битва за Купянск - тут просто Ад
15:37
Игры S01E01 (часть 3)
15:25
Дать на орехи: почему на Западе забыли про «красные линии»?
15:11
Экс-глава ЧВК Blackwater констатировал, что Украина не сможет вернуть потерянные территории и призвал завершить конфликт
15:10
Офицер ВСУ: российские войска скоро вытеснят нас из Курской области
14:54
Корабль снабжения нового типа пополнил состав ВМС Франции
14:45
Свежая фронтовая сводка от Юрия Подоляки на 25.11.2024: Российские войска закрепляют успехи, фронт ВСУ рушится
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»Экспедиция особого назначения. Переход эсминцев с Балтики на Тихоокеанский флот

Экспедиция особого назначения. Переход эсминцев с Балтики на Тихоокеанский флот



Корабли экспедиции ЭОН-3, фото: geroisevera.ru


Ровно 85 лет назад 24 сентября 1936 года в бухту Провидения в Анадырском заливе вошли боевые корабли, перебрасываемые с Балтики на Тихоокеанский флот. Проводка двух эсминцев вошла в историю, как Экспедиция особого назначения под номером 3. Уникальность секретной экспедиции заключалась в том, что она стала первой успешной проводкой боевых кораблей с Балтики на ТОФ по Северному морскому пути за одну навигацию.

Экспедиции особого назначения


Экспедиции особого назначения (ЭОН) – это общее название для целой череды операций, представляющих собой длительные по времени переходы кораблей советского ВМФ с одного флота на другой. Данные операции активно проводились как в предвоенные годы, так и в годы Великой Отечественной войны и даже после её завершения.

Все экспедиции были номерными, их формирование происходило на основании приказов высшего военного руководства страны и флота.

Первая экспедиция, получившая название ЭОН-1, успешно прошла в 1933 году. Экспедиции ЭОН-1 и ЭОН-2 заключались в переброске боевых кораблей из Кронштадта в Мурманск по только что построенному к тому моменту Беломорско-Балтийскому каналу.

Эсминцы, сторожевые корабли и подводные лодки перебрасывались на север страны, где шел процесс создания Северного флота, на тот момент ещё Северной морской флотилии, образованной только 1 июня 1933 года.

ЭОН-3 стала первой экспедицией по переброске боевых кораблей с Балтики на Тихоокеанский флот.

Экспедиции особого назначения продолжались более 20 лет. Последние из них проводились уже в середине 1950-х годов. Так, в рамках экспедиции ЭОН-66, которая стала самой массовой в истории, в июне-сентябре 1956 года на Дальний Восток было переброшено 45 кораблей различных классов, в том числе два крейсера проекта 68бис: «Александр Суворов» и «Адмирал Лазарев».

Важность проводки боевых кораблей по Северному морскому пути


Активное освоение Северного морского пути (СМП) шло все 1930-е годы. В историю вошли походы ледокольного парохода «Сибиряков» в 1932 году и неудачная экспедиция «Челюскина» в 1933 году. Зажатый во льдах «Челюскин» в итоге затонул в Чукотском море, а спасение членов его экипажа стало настоящей эпопеей, которая широко освещалась в СМИ и подарила стране первых Героев Советского Союза.


Эсминцы типа «Новик», ноябрь 1915 года, фото: wiki.wargaming.net

В свою очередь, проводка по СМП боевых кораблей в 1936 году долгое время оставалась неизвестной для широкой аудитории. Операция по переброске двух эсминцев с Балтики на Тихоокеанский флот была засекреченной и очень сложной.

В 1936 году в мире уже разгорался пожар будущей Второй мировой войны. В Европе началась гражданская война в Испании, Германия ввела войска в Рейнскую область, Италия воевала с Эфиопией. Неспокойно было и на Дальнем Востоке, где с 1931 года периодически шли военные действия между войсками Китайской республики и Японии, в 1937 году они перерастут в полномасштабную Японо-китайскую войну.

В этих условиях СССР стремился усилить военное присутствие в неспокойных регионах у своих границ. Для этого на Дальнем Востоке необходимо было иметь боеспособный флот. Но в 1930-е годы в этом регионе у Советского Союза просто не существовало адекватной судостроительной промышленности, которая позволяла бы пополнять состав ТОФ новыми кораблями.

В этих условиях единственным путем пополнения состава Тихоокеанского флота была переброска боевых кораблей с других флотов. В 1936 году впервые в истории с Балтики во Владивосток за одну навигацию удалось провести два боевых корабля. Это были эсминцы «Войков» и «Сталин». Их проводка Северным морским путем вошла в историю, как Экспедиция особого назначения № 3.

Участники экспедиции ЭОН-3


Экспедиция по проводке двух эсминцев с Балтики на Тихий океан была достаточно масштабной и представительной. Но двумя главными действующими лицами были именно боевые корабли. В состав Тихоокеанского флота передавались эсминцы «Сталин» и «Войков». Это были эсминцы типа «Новик», представлявшие собой один из самых удачных проектов боевых кораблей Российского императорского флота.

Экспедиция особого назначения. Переход эсминцев с Балтики на Тихоокеанский флот
Отто Юльевич Шмидт, фото 1936 года, wikimedia.org

Эсминцы типа «Новик» активно строились перед Первой мировой войной и успели поучаствовать в морских сражениях, в том числе воевали на Балтике. Корабли оказались очень удачными, после завершения Первой мировой и Гражданской войн в России они остались на вооружении уже советского флота и неоднократно модернизировались, в частности путем усиления зенитного вооружения.

Всего в экспедиции ЭОН-3 принимало участие до 14 кораблей. Помимо эскадренных миноносцев, в состав экспедиции, учтя опыт походов «Сибирякова» и «Челюскина», были включены полноценные ледоколы. Это были ледоколы «Ермак», «Литке», «Красин», «Ленин», ледоходный пароход «Садко». Помимо этого, в экспедиции участвовали танкеры «Майкоп» и «Анадырь», транспорт «Лок-Батан» и другие суда.

В проведении боевых кораблей Северным морским путем приняли участие не только военные моряки, но и советские ученые и полярники, включенные в состав ЭОН-3. Активно привлекалась к проводке судов и полярная авиация. Группа самолетов Анатолия Алексеева занималась непосредственным изучением ледовой обстановки по маршруту следования экспедиции.

Командовал экспедицией капитан 1-го ранга Пётр Евдокимов. Это был опытный офицер, получивший военное морское образование ещё в царской России. При этом военные моряки не имели реального опыта совершения подобных ледовых плаваний, поэтому начальником экспедиции сделали известного ученого, математика и полярного мореплавателя Отто Юльевича Шмидта.

На тот момент имя Шмитда знал в стране любой школьник. С его именем были напрямую связаны все сколь-либо значимые советские арктические экспедиции того времени. Он принимал участие в плавании ледокольного парохода «Сибиряков» и парохода «Челюскин». К моменту проведения ЭОН-3 Отто Шмитд возглавлял Главное управление Северного морского пути.


Корабли экспедиции ЭОН-3, фото: geroisevera.ru

В помощь капитанам эсминцев «Сталин» (Виктор Обухов) и «Войков» (Максим Сухоруков) были определены опытные полярные капитаны гражданского флота – Павел Миловзоров и Николай Николаев. Все они были опытными моряками. Николаев был потомственным моряком, сыном известного полярного капитана Михаила Николаева. У Миловзорова был огромный опыт морской работы. Он стал штурманом дальнего плавания ещё в 1899 году, а свой первый арктический рейс совершил в 1911 году на пароходе «Колыма».

Кадровый состав экспедиции обеспечил её успешное выполнение. 29 июля 1936 года эсминцы в составе экспедиции ЭОН-3 вышли из Сороки (сегодня Беломорск) в Белое море.

На рассвете 24 сентября 1936 года, пусть и не без приключений, корабли прибыли в бухту Провидения, где их встречал командующий Тихоокеанским флотом флагман флота 1-го ранга Михаил Викторов. Там же в бухте на кораблях начали монтировать вооружение, которое отдельно перевозилось на транспорте экспедиции.

С какими сложностями столкнулись участники ЭОН-3


Задача по проводке на Тихоокеанский флот двух эскадренных миноносцев была поставлена перед командованием Балтийского флота в апреле 1936 года. На тот момент она была достаточно сложной, что подтверждалось суровостью климата, сложной ледовой обстановкой, а также походом парохода «Челюскин», который был раздавлен льдами и затонул.

До 1936 года боевые корабли никогда не переводись с Балтики на Тихий океан по Северному морскому пути в рамках одной навигации. Помимо объективных трудностей, связанных с проводкой кораблей в сложной ледовой обстановке, была и другая проблема – обеспечение секретности экспедиции.

ЭОН-3 была сверхсекретной операцией флота. На время похода с эсминцев демонтировали артиллерийское и торпедное вооружение, их экипаж был сокращен до минимума. С военных кораблей по соображениям секретности убрали их названия, спасательные круги на бортах были перевернуты надписями вовнутрь. Убрали название кораблей и с ленточек матросских бескозырок.


Корабли экспедиции ЭОН-3, фото: geroisevera.ru

Радиограммам экспедиции ЭОН-3 было присвоено кодовое название «Заря». После появления данного кода в радиоэфире всем северным радиостанциям приказывалось прекратить передачу радиограмм. При этом и саму радиосвязь между кораблями экспедиции предписывалось свести до минимума, она разрешалась только в чрезвычайных обстоятельствах.

Стоит отметить, что эсминцы типа «Новик» не были предназначены для действий в столь сложных северных условиях навигации, они не были кораблями ледового класса. Поэтому организаторам похода изначально пришлось решать сложную задачу, чтобы обезопасить тонкую обшивку боевых кораблей от возможного столкновения с льдинами.

Для защиты корпусов эскадренных миноносцев инженер Александр Дубравин предложил специальный проект по созданию деревянно-металлической «шубы», которая и должна была сохранить корпуса кораблей в целости и сохранности во время длительного похода во льдах.

Помимо сугубо военной цели по усилению боевых возможностей Тихоокеанского флота, экспедиция выполняла и гражданские задачи. Состав экспедиции и количество привлекаемых кораблей позволяли попутно решать вопросы и по снабжению северных регионов СССР различными хозяйственными грузами. В первую очередь портов и баз, расположенных на Северном морском пути.

Поход ЭОН-3 имел очень важное значение. Он доказал возможность проводки боевых кораблей во Владивосток и другие порты Дальнего Востока северным путем. Позднее до начала Великой Отечественной войны на ТОФ с Балтики перейдет ещё несколько подводных лодок. А уже в 1942 году начнется обратный процесс, когда по СМП в состав Северного флота с Дальнего Востока пойдут боевые корабли, которые окажутся нужнее на северном театре боевых действий.

Юферев Сергей


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх