Лента новостей

08:38
«Запад проигрывает России и Китаю»
08:34
СРОЧНО: Самолёт Ту-22М3 потерпел крушение в Ставрополье (ФОТО, ВИДЕО)
08:26
Министр обороны РФ проверил выполнение гособоронзаказа предприятием ОПК в Омской области
08:12
Запад опоздал с окатоличиванием
05:15
Основной взрыватель русской морской артиллерии периода Русско-японской войны. Трубка Бринка
05:05
Поражение Русской армии на реке Ялу
02:03
Дуализм германского милитаризма
00:20
Лакейство как бессознательный конструкт…
22:32
Важная помощь бойцам, наступающим у Часов Яра и Угледара, от читателей «Русской Весны» (ВИДЕО)
22:00
В Екатеринбурге задержана экс-глава свердловского отделения «Движения первых» Наталья Ермаченко
21:59
Кадыров призвал «гнать из структур» силовиков, задержавших главу чеченского МЧС
21:58
Аргентина захотела стать глобальным партнером НАТО
21:54
Дроны укрепят самый уязвимый район Украины из-за провала ключевой бригады
21:21
Шольц обещает Украине шесть систем Patriot от партнеров
20:51
Доллар разжигает Ближний Восток
20:44
Украина разработала дрон, который долетит до Сибири — The Economist
20:39
Огненные кадры: бесстрашные крылатые воины поддерживают десант в боях за Часов Яр (ВИДЕО)
20:07
В Сумской области ВСУшник застрелил четырех сослуживцев, которые угрожали ему изнасилованием
19:31
Розыском уклонистов по запросу военкоматов занялась полиция
19:30
Премьер Грузии заявил, что закон об иноагентах поможет предотвратить «украинизацию». На Украине оскорбились
19:29
Минобороны Украины внедрением гендерного равенства в ВСУ подготавливает общество к женской мобилизации
19:28
Украинские войска ведут обстрелы ДНР, Белгородской, Курской и Херсонской области. БПЛА атаковали Воронеж. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 18 апреля
19:20
«Нас приговорили к смертной казни»: украинцы прокомментировали новый закон о мобилизации
19:19
В Польше задержали подозреваемого в подготовке покушения на Зеленского
19:16
В Херсонской области задержали участника националистического крымскотатарского батальона
18:42
ПАСЕ приняла резолюцию о «деколонизации России»
18:13
Дания закупит оружие для Украины внутри Украины
18:12
В Москве мигрант убил русского из-за замечания о парковке на тротуаре
18:04
Аргентина попросилась в глобальные партнеры НАТО
18:03
Киев озаботился гендерным равенством в украинской армии
18:02
Столтенберг призвал Украину обеспечить себя солдатами без помощи НАТО
17:33
Великобритания селит украинских беженцев к убийцам, наркоманам и насильникам. Некоторые украинцы исчезают после этого
17:32
Германия испытывает на Украине ПВО IRIS-T
17:31
В Грузии прозападные силы готовят майдан с целью недопущения принятия закона об иноагентах
17:30
Киевский режим конфискует имущество Богуслаева
17:25
Доля евро в международных расчётах упала до исторического минимума
17:00
Непогода и наводнения охватили несколько стран
16:58
Неожиданно: зависимая от Запада Грузия сумела стать более суверенной
16:51
Зеленский пообещал ВСУ 10 САУ «Богдан» в этом месяце
16:43
Премьер Молдавии Речан объявил себя румыном
16:14
Байден призвал евреев не наступать на Хайфу
16:13
Поклонникам Зеленского - службу в ВСУ, УПЦ - свободу. Конгрессвумен Грин внесла правки в законопроект о финансировании Украины
16:12
ВСУ в агонии ударили HIMARS по больнице и станции переливания крови в Горловке. Ранены 8 человек
16:04
Иран пригрозил ударом по ядерным объектам Израиля
16:03
Украинцы раскритиковали жену Зеленского из-за улыбки после вопроса о потерях
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»Экспедиция особого назначения. Переход эсминцев с Балтики на Тихоокеанский флот

Экспедиция особого назначения. Переход эсминцев с Балтики на Тихоокеанский флот



Корабли экспедиции ЭОН-3, фото: geroisevera.ru


Ровно 85 лет назад 24 сентября 1936 года в бухту Провидения в Анадырском заливе вошли боевые корабли, перебрасываемые с Балтики на Тихоокеанский флот. Проводка двух эсминцев вошла в историю, как Экспедиция особого назначения под номером 3. Уникальность секретной экспедиции заключалась в том, что она стала первой успешной проводкой боевых кораблей с Балтики на ТОФ по Северному морскому пути за одну навигацию.

Экспедиции особого назначения


Экспедиции особого назначения (ЭОН) – это общее название для целой череды операций, представляющих собой длительные по времени переходы кораблей советского ВМФ с одного флота на другой. Данные операции активно проводились как в предвоенные годы, так и в годы Великой Отечественной войны и даже после её завершения.

Все экспедиции были номерными, их формирование происходило на основании приказов высшего военного руководства страны и флота.

Первая экспедиция, получившая название ЭОН-1, успешно прошла в 1933 году. Экспедиции ЭОН-1 и ЭОН-2 заключались в переброске боевых кораблей из Кронштадта в Мурманск по только что построенному к тому моменту Беломорско-Балтийскому каналу.

Эсминцы, сторожевые корабли и подводные лодки перебрасывались на север страны, где шел процесс создания Северного флота, на тот момент ещё Северной морской флотилии, образованной только 1 июня 1933 года.

ЭОН-3 стала первой экспедицией по переброске боевых кораблей с Балтики на Тихоокеанский флот.

Экспедиции особого назначения продолжались более 20 лет. Последние из них проводились уже в середине 1950-х годов. Так, в рамках экспедиции ЭОН-66, которая стала самой массовой в истории, в июне-сентябре 1956 года на Дальний Восток было переброшено 45 кораблей различных классов, в том числе два крейсера проекта 68бис: «Александр Суворов» и «Адмирал Лазарев».

Важность проводки боевых кораблей по Северному морскому пути


Активное освоение Северного морского пути (СМП) шло все 1930-е годы. В историю вошли походы ледокольного парохода «Сибиряков» в 1932 году и неудачная экспедиция «Челюскина» в 1933 году. Зажатый во льдах «Челюскин» в итоге затонул в Чукотском море, а спасение членов его экипажа стало настоящей эпопеей, которая широко освещалась в СМИ и подарила стране первых Героев Советского Союза.


Эсминцы типа «Новик», ноябрь 1915 года, фото: wiki.wargaming.net

В свою очередь, проводка по СМП боевых кораблей в 1936 году долгое время оставалась неизвестной для широкой аудитории. Операция по переброске двух эсминцев с Балтики на Тихоокеанский флот была засекреченной и очень сложной.

В 1936 году в мире уже разгорался пожар будущей Второй мировой войны. В Европе началась гражданская война в Испании, Германия ввела войска в Рейнскую область, Италия воевала с Эфиопией. Неспокойно было и на Дальнем Востоке, где с 1931 года периодически шли военные действия между войсками Китайской республики и Японии, в 1937 году они перерастут в полномасштабную Японо-китайскую войну.

В этих условиях СССР стремился усилить военное присутствие в неспокойных регионах у своих границ. Для этого на Дальнем Востоке необходимо было иметь боеспособный флот. Но в 1930-е годы в этом регионе у Советского Союза просто не существовало адекватной судостроительной промышленности, которая позволяла бы пополнять состав ТОФ новыми кораблями.

В этих условиях единственным путем пополнения состава Тихоокеанского флота была переброска боевых кораблей с других флотов. В 1936 году впервые в истории с Балтики во Владивосток за одну навигацию удалось провести два боевых корабля. Это были эсминцы «Войков» и «Сталин». Их проводка Северным морским путем вошла в историю, как Экспедиция особого назначения № 3.

Участники экспедиции ЭОН-3


Экспедиция по проводке двух эсминцев с Балтики на Тихий океан была достаточно масштабной и представительной. Но двумя главными действующими лицами были именно боевые корабли. В состав Тихоокеанского флота передавались эсминцы «Сталин» и «Войков». Это были эсминцы типа «Новик», представлявшие собой один из самых удачных проектов боевых кораблей Российского императорского флота.

Экспедиция особого назначения. Переход эсминцев с Балтики на Тихоокеанский флот
Отто Юльевич Шмидт, фото 1936 года, wikimedia.org

Эсминцы типа «Новик» активно строились перед Первой мировой войной и успели поучаствовать в морских сражениях, в том числе воевали на Балтике. Корабли оказались очень удачными, после завершения Первой мировой и Гражданской войн в России они остались на вооружении уже советского флота и неоднократно модернизировались, в частности путем усиления зенитного вооружения.

Всего в экспедиции ЭОН-3 принимало участие до 14 кораблей. Помимо эскадренных миноносцев, в состав экспедиции, учтя опыт походов «Сибирякова» и «Челюскина», были включены полноценные ледоколы. Это были ледоколы «Ермак», «Литке», «Красин», «Ленин», ледоходный пароход «Садко». Помимо этого, в экспедиции участвовали танкеры «Майкоп» и «Анадырь», транспорт «Лок-Батан» и другие суда.

В проведении боевых кораблей Северным морским путем приняли участие не только военные моряки, но и советские ученые и полярники, включенные в состав ЭОН-3. Активно привлекалась к проводке судов и полярная авиация. Группа самолетов Анатолия Алексеева занималась непосредственным изучением ледовой обстановки по маршруту следования экспедиции.

Командовал экспедицией капитан 1-го ранга Пётр Евдокимов. Это был опытный офицер, получивший военное морское образование ещё в царской России. При этом военные моряки не имели реального опыта совершения подобных ледовых плаваний, поэтому начальником экспедиции сделали известного ученого, математика и полярного мореплавателя Отто Юльевича Шмидта.

На тот момент имя Шмитда знал в стране любой школьник. С его именем были напрямую связаны все сколь-либо значимые советские арктические экспедиции того времени. Он принимал участие в плавании ледокольного парохода «Сибиряков» и парохода «Челюскин». К моменту проведения ЭОН-3 Отто Шмитд возглавлял Главное управление Северного морского пути.


Корабли экспедиции ЭОН-3, фото: geroisevera.ru

В помощь капитанам эсминцев «Сталин» (Виктор Обухов) и «Войков» (Максим Сухоруков) были определены опытные полярные капитаны гражданского флота – Павел Миловзоров и Николай Николаев. Все они были опытными моряками. Николаев был потомственным моряком, сыном известного полярного капитана Михаила Николаева. У Миловзорова был огромный опыт морской работы. Он стал штурманом дальнего плавания ещё в 1899 году, а свой первый арктический рейс совершил в 1911 году на пароходе «Колыма».

Кадровый состав экспедиции обеспечил её успешное выполнение. 29 июля 1936 года эсминцы в составе экспедиции ЭОН-3 вышли из Сороки (сегодня Беломорск) в Белое море.

На рассвете 24 сентября 1936 года, пусть и не без приключений, корабли прибыли в бухту Провидения, где их встречал командующий Тихоокеанским флотом флагман флота 1-го ранга Михаил Викторов. Там же в бухте на кораблях начали монтировать вооружение, которое отдельно перевозилось на транспорте экспедиции.

С какими сложностями столкнулись участники ЭОН-3


Задача по проводке на Тихоокеанский флот двух эскадренных миноносцев была поставлена перед командованием Балтийского флота в апреле 1936 года. На тот момент она была достаточно сложной, что подтверждалось суровостью климата, сложной ледовой обстановкой, а также походом парохода «Челюскин», который был раздавлен льдами и затонул.

До 1936 года боевые корабли никогда не переводись с Балтики на Тихий океан по Северному морскому пути в рамках одной навигации. Помимо объективных трудностей, связанных с проводкой кораблей в сложной ледовой обстановке, была и другая проблема – обеспечение секретности экспедиции.

ЭОН-3 была сверхсекретной операцией флота. На время похода с эсминцев демонтировали артиллерийское и торпедное вооружение, их экипаж был сокращен до минимума. С военных кораблей по соображениям секретности убрали их названия, спасательные круги на бортах были перевернуты надписями вовнутрь. Убрали название кораблей и с ленточек матросских бескозырок.


Корабли экспедиции ЭОН-3, фото: geroisevera.ru

Радиограммам экспедиции ЭОН-3 было присвоено кодовое название «Заря». После появления данного кода в радиоэфире всем северным радиостанциям приказывалось прекратить передачу радиограмм. При этом и саму радиосвязь между кораблями экспедиции предписывалось свести до минимума, она разрешалась только в чрезвычайных обстоятельствах.

Стоит отметить, что эсминцы типа «Новик» не были предназначены для действий в столь сложных северных условиях навигации, они не были кораблями ледового класса. Поэтому организаторам похода изначально пришлось решать сложную задачу, чтобы обезопасить тонкую обшивку боевых кораблей от возможного столкновения с льдинами.

Для защиты корпусов эскадренных миноносцев инженер Александр Дубравин предложил специальный проект по созданию деревянно-металлической «шубы», которая и должна была сохранить корпуса кораблей в целости и сохранности во время длительного похода во льдах.

Помимо сугубо военной цели по усилению боевых возможностей Тихоокеанского флота, экспедиция выполняла и гражданские задачи. Состав экспедиции и количество привлекаемых кораблей позволяли попутно решать вопросы и по снабжению северных регионов СССР различными хозяйственными грузами. В первую очередь портов и баз, расположенных на Северном морском пути.

Поход ЭОН-3 имел очень важное значение. Он доказал возможность проводки боевых кораблей во Владивосток и другие порты Дальнего Востока северным путем. Позднее до начала Великой Отечественной войны на ТОФ с Балтики перейдет ещё несколько подводных лодок. А уже в 1942 году начнется обратный процесс, когда по СМП в состав Северного флота с Дальнего Востока пойдут боевые корабли, которые окажутся нужнее на северном театре боевых действий.

Юферев Сергей


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх