Стена – обязательная составляющая почти любой конструкции. Обычно стены огораживают постройку с фронтов и подпирают крышу. Но в истории человечества бывало и так, что стеной приходилось отгораживаться от нежелательного внимания враждебных сообществ. В таких случаях под словом «стена», как правило, подразумевался целый вал защитных сооружений, служба его охраны и сигнализации. Давайте в хронологическом порядке рассмотрим, для чего были возведены, из чего состояли и зачем нужны были величайшие защитные стены в истории человечества.
Великая Китайская стена
Один из символов Китая, Земляной Дракон, начал своё зарождение в III веке до н. э. как несколько независимых друг от друга стен, возводимых разными китайскими государствами для защиты от кочевников с севера (в первую очередь от хунну) и немножечко от друг друга. Но воюющие царства, как и их линии укреплений, вскоре объединились под властью императора Цин Шихуанди, и стена стала не только мощным защитным барьером, но и символом монолитности китайского общества. Первая линия укреплений строилась из глинобитного кирпича, имела ров с внешней стороны и дорогу с внутренней, которая соединяла военные поселения.
Стену постоянно достраивали на протяжении двух тысяч лет – до 1644 года. При этом из-за различных внутренних и внешних факторов стена получилась «расслоенной», похожей по форме на каналы, оставляемые короедами в дереве (на иллюстрации это хорошо видно).
За все время строительства менялся, как правило, только материал: примитивную глину, гальку и утрамбованную землю сменяли известняк и более плотные породы камня. Но сама конструкция, как правило, не претерпевала изменений, хотя ее параметры варьируются: высота 5-7 метров, ширина около 6,5 метра, башни через каждые двести метров (расстояние выстрела стрелы или аркебузы). Саму стену старались проводить по гребням горных хребтов. Да и вообще активно пользовались местным ландшафтом в фортификационных целях. Длина от восточного до западного края стены номинально составляет около 9000 километров, но если считать все ответвления и расслоения, выходит 21 196 километров. На строительстве этого чуда в разные периоды трудилось от 200 тысяч до двух миллионов человек (то есть пятая часть тогдашнего населения страны).
Сейчас большая часть стены заброшена, часть используется как туристический объект. К сожалению, стена страдает от климатических факторов: ливни ее размывают, иссушающая жара приводит к обрушениям… Что интересно, до сих пор археологи обнаруживают неизвестные доселе участки укрепления. В основном это касается северных «прожилок», что на границе с Монголией.
Адрианов вал и вал Антонина
В первом веке новой эры Римская империя активно покоряла Британские острова. Хотя к концу столетия власть Рима, транслируемая через лояльных глав местных племен, на юге острова была безусловной, племена, живущие севернее (в первую очередь пикты и бриганты), неохотно покорялись иноземцам, совершая набеги и организуя военные стычки. Чтобы обезопасить подконтрольную территорию и не допустить проникновения отрядов налетчиков, в 120 году император Адриан распорядился о строительстве линии укреплений, получившую позже его имя. К 128 году работы были завершены. Вал пересекал север Британского острова от Ирландского моря до Северного и представлял собой стену длиной 117 километров. На западе вал был деревоземляным, имел ширину 6 м и высоту 3,5 метра, а на востоке – каменным, ширина которого составляла 3 м, а средняя высота – 5 метров. По обе стороны от стены были выкопаны рвы, а с южной стороны вдоль вала проходила военная дорога для переброски войск. На протяжении вала было сооружено 16 фортов, которые одновременно служили пропускными пунктами и казармами, между ними через каждые 1300 метров – башни меньшего размера, через каждые полкилометра – сигнализационные сооружения и бытовки.
Строился вал силами трех легионов, базирующихся на острове, причем каждый небольшой участок строило небольшое отделение легиона. Видимо, такой вахтовый метод не допускал, чтобы сразу значительная часть воинов была отвлечена на работы. Потом эти же легионы несли здесь караульную службу.
По мере расширения Римской империи, уже при императоре Антонине Пие, в 142-154 годах на 160 км севернее Андрианова вала была сооружена аналогичная линия укреплений. Новый каменный Антонинов вал был аналогичен «старшему брату»: ширина – 5 метров, высота – 3-4 метра, рвы, дорога, башенки, сигнализация. Но фортов было намного больше – 26. Длина вала была в два раза меньше – 63 километра, так как в этой части Шотландии остров намного уже.
Однако Рим не смог эффективно контролировать территорию между двумя валами, и в
Развалины укреплений сохранились до сих пор и являются выдающимся памятником Античности в
Засечная черта
Нашествие кочевников на Восточную Европу потребовало укрепления южных рубежей русинских княжеств. В XIII веке население Руси использует различные методы строительства защитных сооружений от конных армий, а к XIV веку уже складывается наука, как правильно строить «засечные черты». Засека – это не просто широкая просека с препятствиями в лесу (а большая часть мест, о которых идет речь, лесистая), это оборонительное сооружение, преодолеть которое было непросто. На засеке поваленные деревья, заостренные колья и прочие простые конструкции из местных материалов, непроходимые для конника, воткнуты в землю крест-накрест и направлены в сторону неприятеля. В этом колючем буреломе находились земляные ловушки, «чесноки», которые выводили из строя пеших воинов, если те попытались приблизиться и разобрать укрепления. А с севера от просеки располагался укрепленный кольями вал, как правило, с наблюдательными пунктами и фортами. Основная задача такой линии – задержать продвижение конной армии и дать время собраться княжеским войскам. Например, в
Со временем княжества Руси объединились в единое русское государство, которому было по силам строительство масштабных сооружений. Сменился и противник: теперь защищаться приходилось от крымско-ногайских набегов. С 1520 по 1566 годы была сооружена Большая засечная черта, которая протянулась от
По мере укрепления государства и расширения границ на юг и восток, на протяжении последующих ста лет строились новые укрепления:
Берлинская стена
После Второй мировой войны территория Германии была поделена между СССР и союзниками на Восточную и Западную зоны.
23 мая 1949 года на территории Западной Германии было сформировано государство Федеративная Республика Германия, присоединившееся к блоку НАТО.
Проблемой оставался Берлин: так же, как и Германия, он был поделен на восточную и западную зоны оккупации. Но после формирования ГДР Восточный Берлин стал ее столицей, а вот Западный, номинально будучи территорией ФРГ, оказался анклавом. Отношения между НАТО и ОВД накалялись во время холодной войны, и Западный Берлин был костью в горле на пути к суверенности ГДР. К тому же в этом регионе все еще находились войска бывших союзников. Каждая из сторон выдвигала бескомпромиссные предложения в свою пользу, но мириться с текущей ситуацией было невозможно. Де-факто граница между ГДР и Западным Берлином была прозрачной, в день ее беспрепятственно пересекали до полумиллиона человек. К июлю 1961 года через Западный Берлин бежало в ФРГ свыше 2 млн человек, что составляло шестую часть населения ГДР, и эмиграция усиливалась.
Правительство решило, что раз не может взять под контроль Западный Берлин, то просто изолирует его. В ночь с 12 (суббота) на
Фактически стена превратила Западный Берлин в резервацию. Но барьеры и ловушки делались с тем расчетом и в том направлении, чтобы именно жители Восточного Берлина не могли пересечь стену и попасть в западную часть города. И именно в этом направлении граждане бежали из страны ОВД в огороженный анклав. Несколько пропускных пунктов работали исключительно в технических целях, а охране разрешалась стрельба на поражение. Тем не менее всего за историю существования стены из ГДР успешно бежало 5075 человек, в том числе 574 дезертира. При этом чем серьезнее были укрепления стены, тем изощреннее были способы побега: дельтаплан, воздушный шар, двойное дно автомобиля, водолазный костюм, самодельные тоннели.
Еще 249 тысяч восточных немцев переехали на запад «легально». Погибли же при попытках пересечь границу от 140 до 1250 человек. К 1989 году в СССР кипела перестройка, а многие соседи ГДР открыли границы с ней, позволяя восточным немцам массово покидать страну. Существование стены становилось бессмысленным,
«Стена Трампа»
Первые заграждения на американо-мексиканской границе появились в середине XX века, но это были обычные заборы, и их часто сносили эмигранты из Мексики.
Сооружение же настоящей труднопреодолимой линии проходило с 1993 по 2009 год. Это укрепление перекрывало 1078 км из 3145 километров общей границы. Помимо сетчатого или металлического забора с колючей проволокой в функционал стены входят авто- и вертолетные патрули, датчики движения, видеокамеры и мощное освещение. К тому же полоса за стеной очищается от растительности. Впрочем, высота стены, количество заборов на определенном промежутке, системы наблюдения и использованные при строительстве материалы варьируются в зависимости от участка границы. Например, в некоторых местах граница проходит через города, и стена здесь представляет собой просто забор с заострёнными и загнутыми элементами сверху. Наиболее «многослойные» и часто патрулируемые участки границы-стены – те, через которые во второй половине XX века поток эмигрантов был наиболее велик. На этих участках за последние 30 лет он снизился на 75%, однако критики заявляют, что это просто заставляет эмигрантов пользоваться менее удобными сухопутными путями (что нередко приводит к их гибели из-за тяжелых природных условий) или прибегать к услугам контрабандистов. На действующем участке стены процент задержаний нелегалов достигает 95%. А вот на участках границы, где риск контрабанды наркотиков или переходов вооруженных банд низок, заграждение может вообще отсутствовать, что вызывает критику относительно эффективности всей системы. Также заграждение может быть в виде проволочного забора для скота, забора из вертикально поставленных рельс, забора из стальных труб определенной длины c залитым внутрь бетоном и даже завала из расплющенных под прессом машин. В таких местах основным средством защиты считаются патрули на автомобилях и вертолетах.
Возведение
И пока, к радости эмигрантов, судьба стены остается в подвешенном состоянии.
Читайте нас: