2 сентября 1945 года закончилась Вторая мировая война, обозначившая новых лидеров международной политики
Дата 2 сентября не так широко отмечается, как День Победы в Европе 8 мая и особенно День Победы в России 9 мая, хотя именно в этот день закончилась самая кровопролитная и масштабная война в истории человечества. Точку в ней поставила церемония подписания на борту американского линкора «Миссури» Акта о безоговорочной капитуляции Японии. Этот день можно считать датой не только окончания войны, но и начала совершенно нового периода в мировой истории – периода противостояния двух идеологических и экономических систем, которого мир не знал прежде и которого не могло быть без Второй мировой войны.
Черный день
Датой начала Второй мировой войны принято считать 1 сентября 1939 года – день нападения гитлеровской Германии на Польшу, но с этим сегодня спорят многие историки. Выдвигается версия, что Вторая мировая началась в 1935 году, когда Италия – один из главных союзников Германии – начала войну против Эфиопии, по итогам которой провозглашается Итальянская империя. Есть и другое мнение: считать началом Второй мировой войны франкистский мятеж в республиканской Испании в 1936 году. Ведь по обе стороны фронта воевали не только испанцы, но и их союзники из обоих лагерей: коммунистического, представленного СССР и его сторонниками-добровольцами из разных стран, и антикоммунистического – прежде всего Италия и Германия. А кое-кто из историков предлагает брать за точку отсчета 1937 год, когда началась широкомасштабная оккупация Китая японской армией.
Какую точку зрения ни возьми, неизменно одно: Вторая мировая война стала неизбежной с момента, когда оформились два межгосударственных союза. Один – основанный на антикоммунизме и национал-социализме союз между Германией, Италией и Японией. Другой – между «законодательницей мировых мод» Великобританией, перехватывавшей эту роль Америкой и претендующей на нее Францией.
Советский Союз стал членом Антигитлеровской коалиции далеко не сразу. После Октябрьской революции Советская Россия, а позднее СССР не имели ни одного настоящего союзника на международной арене. Нашей стране, изо всех сил стремящейся сохранить себя, приходилось постоянно лавировать между интересами крупных держав, которые объединяла одна цель: уничтожение СССР. Эти игры кончились тем, чем не могли не кончиться – войной, из которой Советский Союз, даже понесший колоссальные потери, вышел державой с мировым статусом.
Игры патриотов
Итоги Первой мировой войны оставили многие страны неудовлетворенными, и прежде всего проигравшую Германию, что в итоге и привело к власти национал-социалистов во главе с Адольфом Гитлером, провозгласивших своей главной целью возвращение германского величия и расширение жизненного пространства. Расширять его планировалось в обе стороны. Начать Гитлер решил с запада, хотя особый его интерес всегда вызывал восток: лидер нацистской Германии считал, что без покорения Европы ему не стоит начинать войну с Советским Союзом. И все попытки втянуть СССР в «антиевропейский пакт» преследовали одну-единственную цель: обезопасить наступление на Западе. Советскому правительству в этой ситуации не оставалось ничего иного, как изображать готовность действовать в этом направлении, но… готовиться к неизбежной войне.
Будущие союзники по антигитлеровской коалиции в это время изо всех сил старались нацелить интересы Германии на восток. Чтобы понять это, достаточно вспомнить всего несколько событий, которые предшествовали 1 сентября 1939 года. Мюнхенский договор, который очень точно называют «Мюнхенским сговором», лишил Чехословакию поддержки ее формальных союзников – Англии и Франции – и обеспечил ее раздел, в котором активно участвовали Венгрия и Польша. Чуть раньше без серьезных протестов со стороны западных держав Германия осуществила аншлюс Австрии, еще раньше – заняла демилитаризованную Рейнскую область, похоронив Версальский договор. Германии давали понять, что ее действия не станут встречать протеста, если будут направлены в нужную сторону. Чего тогда не учли англичане и их союзники, так этого того, что Германия не рискнет нападать на СССР, оставляя за спиной непокоренную Европу: опыт войны на два фронта она хорошо помнила со времен Первой мировой.
Советский Союз в короткий промежуток между войнами – началом Второй мировой и началом Великой Отечественной – успел сделать довольно много для того, чтобы хотя бы попытаться обезопасить свои рубежи. Граница на Карельском перешейке отодвинулась далеко на запад; то же произошло с границей Польши (за счет чего СССР вернул территории, отторгнутые поляками в 1920 году). В Прибалтике страна приросла сразу тремя республиками, руководство которых попросило принять их в состав Союза. А на Дальнем Востоке после двух крупных локальных конфликтов – у озера Хасан в 1938 году и на Халхин-Голе в 1939-м – японская армия уже не стремилась начать новые боевые действия.
Все это позволило задержать войну, но не остановить ее. План «Барбаросса» разрабатывался с июня 1940 года, то есть уже при действующем Пакте о ненападении между СССР и Германией. Приказ не прекращать подготовку к возможной войне на востоке, невзирая ни на какие дипломатические шаги, германские военные получили еще раньше. Скрыть стягивание крупных пехотных и танковых соединений к советско-германской границе было невозможно, как и замаскировать постоянные разведывательные полеты немецких самолетов. В Москве прекрасно понимали, к чему идет дело, и начали ответное сосредоточение войск, которое не успели завершить.
Война народная
Что представляла собой карта Европы к 22 июня 1941 года? На ней остались или германские союзники, или оккупированные Германией страны, или созданные ею же протектораты, или «нейтральные» государства типа Испании, поддерживавшей Гитлера не на словах, но на деле. Движение Сопротивления только-только зарождалось и не представляло угрозы для немецких оккупационных войск. Фактически из европейских стран независимой осталась только Великобритания, но она уже была втянута в затяжную войну. Опасаться высадки немцев на своих берегах ей не приходилось до тех пор, пока Германия не разделается с СССР. И потому как только началась Великая Отечественная война, Англия немедленно предложила свою помощь Советскому Союзу.
Сегодня уже не подлежит обсуждению вопрос, справился бы СССР с нацистской Германией в одиночку или нет: можно лишь обсуждать, насколько позже это могло случиться и как могли увеличиться наши потери. Отрицать, что помощь союзников по антигитлеровской коалиции была своевременной и ценной, глупо. Поставки по ленд-лизу позволили и пополнить армию техникой, которой постоянно не хватало, и обеспечить ее топливом, и дать солдатам медикаменты и продовольствие, и обеспечить их доставку по железной дороге за счет американских паровозов.
Столь же глупо отрицать и тот факт, что именно Советский Союз и его вооруженные силы вынесли основную тяжесть войны с Германией. Об этом легко судить по таким цифрам. Красная армия разгромила и пленила 607 дивизий противника – союзники только 176, и три четверти потерь немецкой армии тоже пришлись на Восточный фронт. По данным Министерства обороны РФ, из 1418 суток существования советско-германского фронта активные боевые действия на нем велись 1320 суток, на итальянском из 663 суток – 492, на западном – 293 из 338 суток, на североафриканском – 309 из 973 суток. На советско-германском фронте было осуществлено 37 крупномасштабных наступательных операций со стратегическими целями, на западном – 6, на итальянском и североафриканском – по 3.
Как стать сверхдержавой
Этим, по сути, сказано все. Да, союзники вели свои войны: в Северной Африке, на Тихом океане, в Западной Европе. Но никто не сражался четыре года на своей земле и не заплатил за это такую цену, как СССР. Наша страна потеряла 26,6 млн человек, и это далеко не только те, кто сражался с оружием в руках: безвозвратные потери советских вооруженных сил составили почти 8,7 млн военнослужащих. Больше потерял только Китай – 35 млн человек, но он и воевал дольше всех стран антигитлеровской коалиции. Безвозвратные людские потери во Франции составили 600 тыс. человек, в США – 400 тысяч, в Великобритании – 370 тысяч. Все эти факты вынудили даже такого «заклятого друга» СССР и России, как Збигнев Бжезинский, признать: «Парадоксально, что разгром нацистской Германии повысил международный статус Америки, хотя она и не сыграла решающей роли в военной победе над гитлеризмом. Заслуга достижения этой победы должна быть признана за сталинским Советским Союзом, одиозным соперником Гитлера».
Колоссальная роль, которую Советский Союз сыграл в победе над Германией и Японией, привела страну не просто в лагерь мировых лидеров. Она сделала ее одной из двух супердержав. Причем нам это досталось гораздо более высокой ценой, чем нашему главному оппоненту по «холодной войне» – Америке, которая «не сыграла решающей роли в победе над гитлеризмом». Право главного среди победителей – а в 1945 году за СССР эту роль безоговорочно признавали все союзники – позволило Советскому Союзу ставить свои условия на переговорах, в ходе которых обсуждалось послевоенное устройство мира.
Произошло это в том числе и потому, что после окончания войны на карте Европы появилось достаточное число стран, вошедших в сферу непосредственного влияния СССР – все, которые позднее станут участниками Варшавского договора. Могучая страна, обладающая передовым по меркам того времени оружием (хотя до создания собственной атомной бомбы оставалось еще четыре года), получившая серьезных союзников в Европе, – не могла не быть в числе стран, влияющих на мировую политику. Точнее, Советский Союз стал одним из двух лидеров этого процесса.
Это же дало возможность СССР войти в число пяти стран постоянных членов Совета безопасности только что созданной Организации Объединенных Наций, получившей мандат на поддержание мировой безопасности. Создание ООН стало одним из важнейших итогов Второй мировой войны, поскольку эта организация по сей день обеспечивает мир на Земле. Мир, которого добилась в первую очередь наша страна и за который она заплатила самую высокую цену, кто бы и где бы ни пытался доказать иное.
Читайте нас: