Хара-Хота. Пограничный город на границе со степью. Его обнаружил русский путешественник П. К. Козлов, благодаря которому мы имеем самую большую в мире библиотеку текстов на тангутском языке.
Си Ся была первой империей на территории Китая, на которую обрушился меч монголов, объединенных в единый кочевой союз Чингисханом.
Накануне
Еще в 1091 году на Си Ся напали татары, разграбив пограничье. У тангутов были постоянные отношения с монгольскими племенами, многие из которых имели вторые тангутские имена. В конце XII века Си Ся вмешалось, возможно, невольно в борьбу монгольских племен за гегемонию в степи. В 1193 году к ним бежал вначале хан найманов Гур-хан от Ван-хана, а затем лютые противники Чингисхана – кереиты и сын их Ван-хана, Нилха-Сангум.
При императоре Чунь-ю (1193–1206) на севере страны после разгрома татар соседями тангутов стали объединенные силы монгольских племен под предводительством Чингисхана. Китайцы империи Сун перенесли более традиционное для них наименование монгольского племени татар, которых уничтожил монгольский племенной союз под руководством Чингиза, на последних. Они называли их татарами, да-да, или монголо-татарами, мэн-да.
«Белое Высокое Великое государство Ся» оказалось первым оседлым государственным объединением, на котором испробовал свой меч Чингисхан.
Важным поводом для многих войн и походов в доиндустриальный период была «
Повторюсь, для ментальности того времени такого рода месть была сама по себе важным поводом. Так было в войне с кипчаками, которых монголы «преследовали» по всей Евразии, обрушившись на половцев, никак не связанных с событиями на Дальнем Востоке. Так было при завоевании империи Цзинь. Сам Чингисхан заявил, что мстит за своих далеких предков, подвергшихся казни прибиванием к деревянному ослу. Так было и в случае с Си Ся.
Итак, первым оседлым государством, которое было подвергнуто атаке объединенных сил монгольских племен, стало государство тангутов.
Фреска. Си Ся. XII в. Пещера Юйлиньку. КНР
Начало войны против Си Ся
В 1205 году монголы только разграбили западные территории, это был кочевой поход-набег. В набеге была получена добыча, существенно отличающаяся от прежней, когда война велась против таких же, не имеющих излишних материальных ценностей, кочевников.
В 1207 году начался поход с великим ханом во главе. Население, которое скрылось в укреплениях, оказалось в безопасности: монголы не умели брать города. Сила войск тангутов была такова, что они даже смогли заблокировать в горах Хэланьшань монголов, которые там не унывали, а разграбили всю территорию. Тем не менее императору Чунью пришлось откупаться, чтобы спасти от разграбления земли. Что стоило ему престола.
Монголы же, заключили этот договор к своей огромной выгоде, так как племенное ополчение должно было срочно возвращаться в степь против найманов и меркитов.
В Си Ся же решили, что это вторжение было разовой акцией, правительство предполагало, что кочевники больше не вернуться, и выплаты даней можно прекратить. Монголы сочли, что тангуты не выплачивали дани, как следовало, и «не высказывали [должного] уважения», как записал Рашид-ад-Дин.
Буддийская икона. Си Ся. XII в. Хара-Хота. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия.
Весной 1209 года начался новый поход Чингисхана. Вопреки бытующему мнению, успех не всегда сопутствовал ему. Произошло два сражения, в первом победили монголы, а во втором – Си Ся. Но не тот противник был великий хан. Тангуты не закрепили успеха, и он, конечно же, воспользовался этим.
В октябре 1209 года степняки начали длительную осаду столицы тангутов – города Чжунсин на реке Хуанхэ (совр. Иньчуань). Они уже могли осаждать города, набрав в этом походе специалистов-китайцев, живущих в Тангуте. Аньцюань (или Ань Цюань) пытался создать союз против северных кочевников, обратился к чжурчжэням, но не нашел поддержки у империи Цзинь, в которой считали, что лучше бы и монголы, и тангуты перебили или ослабили друг друга. Хотя при дворе императора Золотой империи Вэй-шао-вана были советники, понимающие, что после Си Ся очередь дойдёт и до них.
Неудача кочевников под стенами столицы спасла Западное Ся. Во время обильных дождей монголы согнали огромное количество пленных для того, чтобы они запрудили Желтую реку и затопили столицу тангутов. В столице понимали, что за этим последует, а вода в реке поднималась все выше и выше, что наблюдали осаждённые со стен обреченного города. Но китайская «Мать-река» распорядилась по-другому, прорвав плотину и залив лагерь степняков. Прагматичные монголы согласились на мирный договор.
Император Аньцюань признал себя «чэнь» – данником, отдал свою дочь Чахэ в жены великому хану и в рамках даннических отношений обещал стать «правой рукой и отдать все силы». По свидетельству «Сокровенного сказания», тангуты заявили монголам так:
Сделай-ка нас ты своею прислугой.
Много верблюдов тебе мы пригоним,
Вырастив их на ковыльных просторах.
Сукон и тканей тебе мы доставим,
Соколов будем прилежно учить мы,
Лучшую птицу тебе высылая.
Гигантская дань верблюдами была выплачена.
Много верблюдов тебе мы пригоним,
Вырастив их на ковыльных просторах.
Сукон и тканей тебе мы доставим,
Соколов будем прилежно учить мы,
Лучшую птицу тебе высылая.
Гигантская дань верблюдами была выплачена.
Это была первая, огромная победа Чингисхана за границами монгольского мира, еще и над земледельческим государством.
Монголы ловко использовали глобальные этнические противоречия в стане врагов. Полиэтнические империи на севере Китая, такие как Тангутская империя, имели много проблем в этой области, что способствовало переходу в стан врага племен и этносов. Как это случилось с уйгурами, обладавшими большим воинским потенциалом и принявшими активное участие в войнах против Западного Ся и походах Чингиза на запад.
Новая война
Приемник Аньцюана, как данник монголов, вынужден был принять участие в монгольских войнах против Китая, империи Цзинь, что существенно ослабляло силы двух северных китайских государств. Пройдя грозой по территории Цзинь, Чингисхан понял, что с наскоку такую страну не захватить и принудил Си Ся начать войну в 1214 году.
Тем не менее в 1217 году монголы снова вторглись в пределы Си Ся. Современные исследователи считают, что всё это происходило в рамках «экзоэксплуатации», когда кочевое общество монголов осуществляло получение прибавочного продукта посредством дани, грабежа, вымогательства «подарков», войны.
В отношении тангутов использовались именно такие механизмы.
Император Цзунь-сян перенес столицу в г. Силян (совр. Увэй).
Оборона столицы шла успешно, и коварный воин Чингисхан снова предложил переговоры, а основным условием было выполнение тангутами своих даннических отношений кровью, участием в походе на запад, против Хорезма.
Он обратился к бурхану Цзунь-сяну:
«Ты обещал быть моею правой рукой. Так будь же ею теперь, когда я выступаю в поход на Сартаульский народ, который порвал мои златые бразды».
Не успел еще Бурхан дать ответу, как Аша-Гамбу и говорит:
«Не имеешь силы, так незачем и ханом быть!»
И не дали они подкрепления, воротив посла с высокомерным ответом.
Тогда Чингисхан сказал:
«Мыслимо ли стерпеть подобное оскорбление от Аша-Гамбу? За подобные речи, что стоило бы, прежде всего, пойти войною на них? Но отставить это сейчас, когда на очереди другие задачи! И пусть сбудется это тогда, когда, с помощью Вечного Неба, я ворочусь, крепко держа золотые бразды. Довольно!»
Не успел еще Бурхан дать ответу, как Аша-Гамбу и говорит:
«Не имеешь силы, так незачем и ханом быть!»
И не дали они подкрепления, воротив посла с высокомерным ответом.
Тогда Чингисхан сказал:
«Мыслимо ли стерпеть подобное оскорбление от Аша-Гамбу? За подобные речи, что стоило бы, прежде всего, пойти войною на них? Но отставить это сейчас, когда на очереди другие задачи! И пусть сбудется это тогда, когда, с помощью Вечного Неба, я ворочусь, крепко держа золотые бразды. Довольно!»
Пока монголы были в походе
Пока великий хан был в походе на западе, новый правитель тангутов вел войну с империей Цзинь. Си Ся и Южной Сун заключили союз и осуществили поход против чжурчжэней в 1019 году и в 1020 году, тангуты захватили земли в Шэньси. В 1221 году монголы заставили их идти на Цзинь в совместный набег, но чжурчжэни разбили союзников и в 1221, и в 1222 годах. А полководец тангутов Ебу-Ганьбу перешел к монголам.
Монголы обвинили в этих поражениях тангутов и опустошили пограничные области Ся. В 1223 году император Цзунь Сян хотел воевать против Гунчжоу (вблизи совр. Чжэнчжоу), но с докладом к нему обратился Лян Дэ-и:
«Страна воюет уже более десяти лет. Поля её опустели, народ оказался в тяжелом положении. Хотя даже женщины и дети знают, что государство находится на краю гибели, сановники во дворце распевают хвалебные песни, а по ночам устраивают пиры».
В этих условиях к власти пришел новый император, противник монголов, престарелый Дэ-ван. Он в 1224 году прекратил войну с Цзинь и вошел в союз с кочевыми племенами к «северу от песков» (Гоби), которые в отсутствие Чингисхана решили, видимо, отделиться от монгольского объединения и искали себе союзников. В ответ монголы атаковали тангутов, они захватили Иньчжоу, ограбив окрестности, но отступили от Шачжоу.
Эта ситуация, «неповиновение» Ся и Цзинь, их союз, попытка вмешательства в степные дела, вынудила Чингисхана срочно вернуться из Средней Азии.
Историки, сравнивая Си Ся с государством шахиншаха в Средней Азии, указывали, что первое существенно уступало по материальным возможностям. Но дело в том, что такой подход был чужд средневековому мышлению, важнейшим для него было понимание, какое количество войск или союзников может собрать противник. Очевидно, что именно это принимал во внимание Чингисхан, возвращаясь в степь, не забыл он и высказывание тангутов:
«Не имеешь силы, так незачем и ханом быть!»
При этом сложно сказать, что было первично, что вторично. В мышлении людей этого периода превалировали личные мотивы, а не рациональные расчеты, которые сегодня пытаются применить сторонники линейных и формалистических подходов в истории.
Последняя война Великого государства Белого и Высокого
Чингисхан для соблюдения традиции послал к императору Ся послов, естественно, с неприемлемыми предложениями. На требование монгольского посольства выдать в заложники сына Дэ-ван ответил отказам.
Начались приготовления к обороне, был подготовлен ряд проектов на этот счет. До нас дошел проект Чан Гун-пу.
Началось вооружение армии, упор предполагалось делать на собственные тангутские силы, а не на проживающие на территории Ся иные кочевые племена и китайцев, которые часто изменяли и переходили на сторону противника.
План войны предполагал нанесение удара по территории Монголии с целью организации раздора в среде кочевников. Но Чингисхан потому и вошёл в историю как великий стратег и полководец, что он не дожидался у Синего озера погоды, а отрядил в поход огромные силы, чтобы потребовать ответа с императора Великой Ся.
В конце 1225 года войско кочевников обрушилось на тангутов, в сражениях за город Хара-Хото последние потеряли десятки тысяч воинов. В 1226 году монголы, пережидая жару, совершали набеги, а затем двинулись на г. Сучжоу, уничтожив в нём всё население, кроме 106 семей.
Одновременно с нашествием на Си Ся обрушилась страшная засуха.
Со взятием Ганьчжоу, очередного города на пути кочевников, связана следующая история: когда руководитель обороны города оказался отцом тысячника и любимого слуги Чингисхана. Этот тангут и вымолил у великого хана прощение городу.
Сражаясь, монголы продвигались к столице. На пути к ней произошло грандиозное сражение у г. Линжоу, тангуты снова были разбиты. Про подробности этой битвы ничего не известно.
Дальше началась осада столицы. Чжунсин оборонялся около года, за это время сам Чингисхан завоевал остальные районы тангутской державы. Жара отсрочила падение города, еще один месяц отсрочки попросили тангуты, но тут заболел великий хан, который повелел в случае своей смерти казнить и императора Ся, и всё население столицы. Так его воины и поступили после сдачи столицы.
Вся Си Ся была уничтожена и разрушена, монголы не оставили камня на камне, назвав эту территорию Нинся, усмирённая Ся:
Название Нинся сохранилось до наших дней, так называется автономный район КНР – Нинся́-Хуэйский.
Государство тангутов исчезло, но спустя некоторое время Марко Поло, уже упомянутый мной при описании земли тангутов, рассказывал, что этот край очень богатый. А многие чиновники и воины Си Ся приняли участие в завоевании, а потом и в управлении всего Китая.
Причины поражения Великого Ся, как и большинства стран, которые имели огромный потенциал, в отличие от малых стран, всегда имеют внутренние истоки.
Наличие множества этносов, у которых были различные интересы, часто отличные от интересов правящего народа, способствовало поражению тангутов.
Вторая причина – это переход тангутов к оседлости, то есть каждый раз, когда кочевые или полукочевые племена переходили к оседлости, то они сразу же теряли военный потенциал.
Продолжение следует…
Список литературы:
Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Том I. Кн. 2. М., 1952.
Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. под названием Mongol-un niruca tobciyan. М., 1941.
Козлов П. К. Монголия и Амдо и мертвый город Хара-Хото. М., – Петроград. 1923.
История Востока. Т. II. М., 1993.
Кычанов Е. И. Очерки истории Тангутского государства. М., 1968.
Кычанов Е. И. История Тангутского государства. СПб, 2008.
Ващенко Э.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: