Осада Пскова: илл. Бориса Чорикова из книги «Живописный Карамзин» (1836)
440 лет назад началась героическая оборона Пскова. Город осадила 50-тысячная армия польского короля Стефана Батория, в которой служили наемники и военные специалисты со всей Европы. Русский гарнизон во главе с Иваном Шуйским и горожане выдержали 143-дневную осаду, 2 решительных штурма и более 30 атак.
Успешная Псковская оборона имела стратегическое значение. Планы Батория по покорению Смоленска, Северской земли и Новгорода пошли прахом. Русь устояла, отразила очередной крестовый поход Запада. Истощенной в войне Польше пришлось заключить перемирие.
Ливонская война
Ливонская война началась с побед (1558 год). Русская армия в пух и прах разгромила ливонских рыцарей, взяла Нарву и Юрьев-Дерпт. Большая часть Ливонии была разорена и выжжена. Это вызвало опасения Швеции, Дании, Литвы и Польши, которые имели свои виды на ливонские земли. Ливонская конфедерация стала разваливаться. Земли ордена и владения архиепископа Рижского в 1559 году перешли под «клиентеллу и протекцию», то есть под протекторат Великого княжества Литовского. Ревель отошёл Швеции, епископ Эзельский уступил остров Эзель герцогу Магнусу, брату датского короля.
В 1560 году Ливония потерпела новые поражения от русских и развалилась. Ливонию разделили Польша и Литва, они потребовали вывода русской армии. Иван Грозный отказался. Образовались два новых фронта. Кроме того, с юга России угрожала Крымская орда, усиленная турками. Война стала затяжной и тяжелой. Однако в ходе Русско-литовской войны 1561–1570 годов русские нанесли поражение литовцам и отбили древнерусский Полоцк с прилегающей областью. Истощенное и разорённое войной Великое княжество Литовское вынуждено было заключить перемирие. Русское царство, связанное крымской угрозой, не смогло развить успех.
Литва, которая стояла перед угрозой полной военной катастрофы, в 1569 году заключает Люблинскую унию с Польшей. Создана мощная держава – Речи Посполитой (объединенная Польша и Литовская Русь). Под контроль польской короны переданы обширные территории Литовской Руси – Подляшье, Волынь, Подолье и Среднее Поднепровье. Литовско-русская государственность была поглощена польской, началась полонизация литовской и русской шляхты (дворянство). В Речи Посполитой начался период бескоролевья, которой сопровождался смутой. Образовалась даже прорусская шляхетская партия, которая предлагала передать польский стол либо Ивану Грозному, либо его сыну, чтобы объединить силы Речи Посполитой и России в борьбе против могущественной Порты и крымского ханства. Крымцы в это время были настоящим бедствием для южной части Литовской Руси и Польши, опустошая и уводя в рабство целые области.
Русские создают свой флот на Балтике под началом датчанина Карстена Роде, наносят удары по шведской и польской морской торговле. Иван Грозный начал создавать флот и на Белом море (в 1584 году по указу царя основан Архангельск). То есть русский государь Иван Васильевич сделал всё то, что затем приписали Петру I. В Ливонии в ходе упорной борьбы со шведами и ливонцами к 1576 году русские захватили практически всё побережье, кроме Риги и Ревеля.
В 1577 году русская рать осадила Ревель, но взять не сумела. В городе оборонялись сбежавшие со всей Ливонии самые непримиримые немецкие рыцари. Шведы успели переправить несколько тысяч наемников. Крепость была мощной, с сильной артиллерией. Лучший русский воевода Иван Шереметев был смертельно ранен в бою. После его смерти дела пошли плохо. Второй воевода Фёдор Мстиславский уступал Шереметеву в военном деле и не смог воодушевить ратников. Осаду сняли.
Польские дела
К сожалению, Россия не смогла завершить Ливонскую войну в свою пользу и закрепить за собой Прибалтику. Пока русские громили врага в Ливонии, новая угроза вызрела на Западе.
В Польше завершалась борьба за престол. Турция потребовала, что польская шляхта не выбирала в короли императора Священной Римской империи Максимилиана II или его сына австрийского эрцгерцога Эрнста, и в качестве претендента был назван вассал Порты трансильванский князь Стефан Баторий.
Крымское нападение 1575 года на Подолию и Волынь стало предупреждением для поляков. Одновременно за Батория развернули мощную агитацию, без счёта тратили деньги, поили шляхту. И помогали князю небольшой Трансильвании не только турки. Убедившись, что шведский Юхан и Сигизмунд безнадежно уступают, на Батория сделал ставку римский престол. Его кандидатуру поддержали епископ Краковский и коронный гетман Замойский.
Сам Баторий всячески подыгрывал шляхте, принимал любые обязательства, чтобы добраться до трона. Подтвердил Генриховы артикулы – документ об ограничении королевской власти в Речи Посполитой, утверждённый сеймом и подписанный королем Генрихом де Валуа в 1573 году (Генрих быстро сбежал во Францию, когда там освободился престол). Обещал прочный мир с турками и крымцами, что означало безопасность имений панов в южной Польше и Литовской Руси. Обещал войну с русскими в союзе с Турцией, открывая заманчивые перспективы грабежа России. Обещал даже жениться на пожилой сестре умершего короля Сигизмунда II, то есть давал гарантию, что у него не будет наследников.
В начале 1576 года на избирательном сейме произошел раскол. Паны добились, чтобы большинством голосов был избран Максимилиан. Но шляхта подняла мятеж. Закричали, что не хотят быть «под немцами», и выкрикнули Батория. Дело дошло до драки. Сторонники Максимилиана проиграли и бежали. Сторонники Батория заняли Краков, захватили королевские регалии. В результате было выбрано два короля. Выиграть должен был тот, кто будет решительнее и быстрее. Нерешительный Максимилиан, которому было что терять, остался в своих владениях. Князь Баторий, которому светила перспектива стать правителем огромной державы, немедленно выступил со своей дружиной и явился в Краков, где его провозгласили королем.
Картина Яна Матейко. «Стефан Баторий под Псковом»
Ситуация на юге
Избрание Батория означало войну Речи Посполитой против России. Также возникала угроза одновременного выступления против нас Турции и крымцев.
Действительно, приход Батория к власти воодушевил крымцев. Весной Девлет-Гирей вывел в Поле большую армию, впервые после разгрома крымско-турецких войск у Молодей. Но русская разведка вовремя обнаружила угрозу. Русские полки вышли на южную оборонительную линию. Сам Иван Грозный выехал в Калугу. В низовьях Днепра и Дона начали собираться отряды казаков, чтобы ударить по крымским тылам. Крымцы не решились штурмовать русские рубежи и повернули назад.
Отряд гетмана Богдана Ружинского при поддержке донских казаков осадил турецкую крепость на Днепре – Ислам-Кермен. Казаки подвели мины, взорвали стены и взяли крепость. Но Ружинский, который создал серьёзную угрозу для Крыма и Турции, погиб в этом бою. Крымцы перешли в контрнаступление и отбросили казаков. Однако казаки немедленно ответили рядом успешных набегов. Днепровские и донские опустошили окрестности Очакова, Аккермана и Бендер.
Баторий в это время начал переговоры о союзе с Портой и Крымским ханством. Но от турок и крымцев хлынул поток жалоб на его подданных – днепровских казаков. Турция и Крым требовали наказать виновных и выплатить убытки. Паны оправдывались, что набеги совершали лихие люди, беглецы из разных стран, и король за их действия не отвечает.
Одновременно правительство Батория попыталось расколоть казачество, вывести его из-под влияния Москвы и установить свой контроль. В 1576 году был издан универсал (закон) о принятии казаков на службу и введении реестра на 6 тыс. человек. Реестровым казакам давались свои регалии (знамя, бунчук, печать), гетман и старшина утверждались королем. Реестровым казакам платилось жалованье, выделялись земли. Создавалось военное сословие, которое со временем должно было уравняться в правах со шляхтой. А те, кто не попал в реестр, не признавались казаками и обращались в крестьянство. В результате Баторий смог подчинить себе часть казачества.
Паны не смогли подчинить всё казачество. Те, кто не вошёл в реестр, отказались повиноваться и создали Низовое Войско – будущее Запорожское. Само Запорожье ещё не было освоено. Низовые казаки жили у русских границ за Днепром. Станы казаков тогда были у Чернигова, на острове на р. Самаре (приток Днепра). Позже, когда главные силы казаков переместились в Запорожье, крепость на Самаре была превращена в Пустынно-Николаевский монастырь.
Большая политика: Польша, Священная Римская империя, Турция и Крым
Баторий однозначно собирался воевать с Москвой. При вступлении на престол он торжественно обещал вернуть все прежние владения Литвы, отбитые московскими государями. То есть собирался воевать за Полоцк, Смоленск и Северщину.
Правда, сначала польский король прикрывал свои агрессивные замыслы учтивой дипломатией. К Ивану Грозному было направлено посольство, которое убеждало царя в миролюбии Речи Посполитой, клялось соблюдать дружбу. Но Ивана Васильевича не титуловали царем, а Батория назвали «государем Ливонии». Поэтому польских послов приняли в Москве прохладно.
Русский государь выразил удивление, почему Баторий называет его «братом»?
Отметил, что он ровня только для высокородных князей – Острожских, Бельских и пр. От переговоров Москва не отказывалась, но потребовала отказаться от претензий на Ливонию.
В Москве хорошо знали о причинах «учтивости» Батория. О его переговорах с турками и крымскими татарами. Власть польского короля и великого князя литовского была ещё неустойчивой. Его не признавала Пруссия, восстал Гданьск. Многие паны продолжали считать законным государем императора Максимилиана. При его дворе собрались польские и трансильванские вельможи, враждебные Баторию, призывали императора начать войну.
В Литве сохраняла позиции прорусская партия, обращалась к Москве, предлагала прислать войска. Но Иван Васильевич не желал возобновления войны в Литве, выжидал, когда выступит Максимилиан. Габсбург собирался созвать рейхстаг по польскому вопросу, планировал заключить союз с Москвой против Батория. Пожилой и уже болевший Максимилиан II так и не выступил против Батория. Он скончался.
Его преемником стал Рудольф, воспитанник иезуитов. Он больше интересовался религией, искусством и оккультизмом, чем восточными делами. Политику проводил гибкую. В Москву писал, что готов заключить союз. Сам в это время признал Батория королем Польши, установил с ним дружбу и ввёл запрет на ввоз в Россию меди и свинца.
Но и Баторий не сразу смог выступить против России. Антирусский союз с Турцией не состоялся. В Иране скончался шах Тахмасп, в стране началась борьба за власть, междоусобица. Новый шах Исмаил, отличаясь крайней подозрительностью и жестокостью, перебил родных братьев и других родственников, начал репрессии против знати. Тем самым вызвал сильную оппозицию, его отравили. Новым шахом избрали Мухаммеда, слабого здоровьем и умом. Вся власть в стране принадлежала эмирам, начались межплеменные распри и междоусобицы.
Персия была крайне ослаблена. Османский султан Мурад решил этим воспользоваться. В 1578 году турки начали войну с Ираном. Война была успешной, османы легко разбили персов, погрязших во внутренних сварах, захватили Грузию, Азербайджан, юго-западное побережье Каспийского моря и другие области. Однако война была длительной, османы завязли в ней. Призвали на помощь крымские войска.
В Крыму скончался Девлет. Новый хан Мехмед-Гирей, чтобы укрепить свои позиции среди знати и воинов, организовал поход на север. Против Русского царства, имевшего крепкие оборонительные линии-засеки, и сильного царя идти было опасно. Поэтому рванули на Украину, подвластную Польше. Выжгли и опустошили Волынскую Русь.
Баторию пришлось выплатить большую дань, чтобы избежать новых вторжений. Новый крымский хан хотел «подоить» и Россию. Преподнёс свой разбойный поход как разрыв союза с польскими панами. Ради «дружбы» просил 4 тыс. рублей, отдать Астрахань, убрать казаков с Днепра и Дона. Хану отослали в подарок 1 тыс. рублей, понятно, что крымцы остались без Астрахани. Насчёт казаков ответили традиционной отпиской: днепровские – подданые польской короны, донские – беглецы из Литвы и России и никому не подчиняются.
В 1578–1581 годах крымско-татарские войска воевали в Закавказье. Для России поворот Турции и Крымской орды на восток был весьма кстати. Угроза столкновения с сильной османской армией отодвинулась. А польский король в это время увяз во внутренних проблемах. Ему пришлось формировать армию из наемников, в основном венгров и немцев, разбираться с Пруссией, осаждать Гданьск. Польские и литовские паны в это время выжидали, помогать Баторию не спешили. В это время в Москве надеялись завершить кампанию в Ливонии, а затем уже вести переговоры с Речью Посполитой с выгодных позиций.
Продолжение следует…
Самсонов Александр
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: