Лента новостей

17:44
Россия пригрозила ударами по британским объектам на Украине
17:29
Франция назвала «дезинформацией» сообщения об отправке солдат Иностранного легиона на Украину
17:27
Россия пригрозила Великобритании ударами в ответ на украинские атаки
17:11
США ищут замену Зеленскому
17:06
Дебют амфибий ACV КМП США на Филиппинах
16:57
Удары ВКС РФ по энергосистеме Украины превратили страну из экспортера электроэнергии в её импортера
16:56
Польский судья сбежал от прозападной власти в Белоруссию
16:55
«Очаровательная Сергиетта» пыталась спастись от киевского режима в Румынии по паспорту сестры
16:54
На Украине продлевают военное положение и мобилизацию до осени
16:53
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 6 мая
16:24
Англосакские наследники германских, польских и японских биоубийц
16:17
Нацбанк Украины заложил в инфляционный отчёт резкое повышение тарифов на свет
16:16
Убийцы Рассела Бентли задержаны и дают показания
16:13
Греция и Турция единодушны по вопросу передачи своих систем С-300 и С-400 Украине
15:50
Кредит для покойника
15:38
Где поставить запятую в предложении «выдворить нельзя оставить». Страны ЕС «не рады» украинским мужчинам
15:37
Смена коней на переправе. Джо Байдена могут заменить женой Барака Обамы на выборах в США
15:36
«Сепарская гнида». Переселенцы с Донбасса так и не стали своими для киевских «патриотов»
15:28
Польский судья Шмидт попросил политубежище в Белоруссии
15:11
Будет ли переворот на Украине
14:59
В ГУР утверждают об уничтожении российского катера в бухте Узкой. Минобороны РФ опровергает
14:58
США подыскивают кандидата для смены Зеленского
14:31
НАТО провела для России две «красные линии»
14:23
Иванов намерен переехать из СИЗО на Рублёвку
14:22
На Харьковщине священник ПЦУ проиграл пожертвования в онлайн-казино, а во Львове — развращал несовершеннолетних
14:21
«Профурсетки и шалашовки останутся в стороне». Депутат Милонов инициировал создание на «Госуслугах» сервиса знакомств
13:42
Эрик Принс: Пентагон не способен побеждать
13:40
Американская помощь сама по себе не спасет Украину
13:37
Госдума одобрила запрет для иноагентов участвовать в выборах
13:28
Mysl Polska: Польша нуждается не в войне, а в мире
13:26
Пострадавшие в столкновении десантных катеров американские моряки вернулись к службе
13:15
Международные уголовники: Запад продвигает двойные стандарты
13:08
Учения ВС РФ с нестратегическим ядерным оружием направлены на отрезвление западных «инфантильных дебилов»
12:59
Путин поручил провести учения по использованию тактического ядерного оружия
12:58
Кремль объяснил проведение учений по применению тактического ядерного оружия
12:49
InfoBrics: Украина множит потери на поле боя
12:31
Бронь и отсрочка не спасают украинцев от мобилизации
12:30
В Москве задержана журналистка и писательница Надежда Кеворкова
12:28
Комментарии американских читателей к заявлению Макрона об отправке на Украину войск, «если Зеленский попросит»
12:21
СВР: Запад начал активно искать замену Зеленскому
12:19
Медведев предрек мировую катастрофу из-за отправки западных войск на Украину
12:15
В Санкт-Петербурге прошла генеральная репетиция Парада Победы на Дворцовой площади
12:09
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 6 мая, день
11:51
Украинские БПЛА атаковали два микроавтобуса в Белгородской области, погибли шесть человек, 35 ранены
11:17
Французские легионеры понесли первые потери под Часовым Яром
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»Архангельск – колыбель русского кораблестроения

Архангельск – колыбель русского кораблестроения


29 июня - День кораблестроителя, приурочен к годовщине указа от 1667 года царя Алексея Михайловича о строительстве корабля «Орел»

Русские люди научились строить суда еще в древние времена. Без судов выжить было практически невозможно, и вся наша история доказывает важность судостроения. Дорогами для наших предков долгое время оставались реки, а потому требовались большие и малые суда для перевозки товаров, переброски войск. Да и в гости отправлялись водными путями. Русские летописи поведали нам о многих походах, например, о том, как русские князья на сотнях судов угрожали стенам Царьграда.

o5Hx5kPz7qQA01dMLB96YG3Mf3XgXpi0e6Frxtin

Известно, что наши суда по мореходности не уступали европейским и азиатским кораблям. История сохранила немало примеров, свидетельствующих о мощи славянского флота, о готовности дать отпор и преподать агрессивным соседям хорошие уроки.

EOjFq9svS9d0uGuqXHjA4Kmr2UobreElgSys7lns

Толчком для развития судостроения стало освоение русского Севера. Рост рыболовства и увеличение добычи пушнины потребовали и создания новых промысловых судов. На берегах Белого моря стали появляться верфи, способные справиться с потребностями населения. Появились корабли, способные совершать длительные плавания и готовые устоять перед суровым характером северных морей. В XVII веке, сразу после Смутного времени, русскому государству потребовались военные суда.

Морским судам быть!

Первым русским военным кораблем стал «Орел», который построили в 1669 году голландцы в Дедино Коломенского уезда. В свое первое плавание он отправился в Астрахань, где был захвачен участниками восстания Степана Разина. Дальнейшая его судьба весьма туманна: то ли восставшие его уничтожили, то ли он был брошен и пришел в негодность.

2f2kaAG9nhiH3SaWvoTSmyM5kbq8qgTkU6IlOhUy

Дальше мы вспомним Петра I. В октябре 1696 года Боярская дума под нажимом молодого царя принимает историческое решение: «Морским судам быть». Правда, он еще раньше начал строить корабли в Переяславле, но к морским плаваниям они не были приспособлены.

Еще в 1693 году Петр I прибыл в Архангельск с целью наладить там кораблестроение. На тот момент Архангельск был единственным морским портом, который открывал дорогу в Западную Европу, и, главное, здесь уже освоили традиции западного судостроения.

qkspqZL9suNjri3tW9KJcF1HWo4mzg6499H7XkKD

Считается, что верфь под Архангельском основана 18 августа 1693 года, но еще раньше там специально для царя была построена двенадцатипушечная яхта «Святой Петр», на которой он совершил плавание до Кольского полуострова. Для верфи был выбран остров Соломбала, который и дал название верфи – Соломбальская, в дальнейшем остров стал одним из районов города Архангельска. Царь успел поучаствовать в закладке корабля «Святой Павел», а затем отправился в Москву.

Казенное морское судостроение

Архангельское кораблестроение стало государственным делом. Корабли строили не на речках, а на самом настоящем море, и испытания они проходили самые серьезные. Для охраны города и верфи был создан специальный отряд из кораблей, а охранять уже было что. В 1699 году спущены на воду шесть больших торговых кораблей, которые уже спокойно плавали в Западную Европу. В 1701 году Соломбальская верфь значительно увеличилась, к ней присоединилось еще две верфи. Возросло и количество спускаемых кораблей. Появилось Архангельское (Соломбальское) Адмиралтейство. В 1708 году верфь начала строить боевые корабли для Балтийского флота, а всего за первые 25 лет на воду было спущено 126 современных парусных кораблей различных типов.

cS4Xcq7ngif1F3x4YyMgjBnw2CWGXAOU5PN7JWdX

В середине XVIII века Соломбальская верфь превратилась в крупнейший судостроительный завод, оснащенный современным оборудованием. Именно здесь был построен первый сухой док для ремонта подводной части кораблей. Только за 40 лет для пополнения Балтийского флота было построено 85 кораблей, а всего со времени закладки верфи Петром I и до 5 марта 1862 года путевку в жизнь получили 450 боевых кораблей и судов. В 1825 году на воду был спущен один из первых российских пароходов «Легкий». Своим успехом Соломбальская верфь в первую очередь была обязана замечательным северным корабелам, славным русским мастерам. Русский флот очень многим обязан Михаилу Дмитриевичу Портнову, Андрею Михайловичу Курочкину, Василию Артемьевичу Ершову, Федору Тимофеевичу Загуляеву. Эти мастера не только освоили заморские премудрости, но и во многом опередили практику мирового судостроения.

2Rr8YqhfROqq2c1qZJbiJU3trHsMi6U6EQtrOe4A

Обо всех кораблях рассказать в рамках нашего повествования невозможно, но вспомнить самый известный корабль мы просто обязаны. Таким стал линейный корабль «Азов», который строили знаменитые мастера Н. М. Курочкин и В. А. Ершов. Командиром корабля стал капитан М. П. Лазарев. За подвиг в Наваринском сражении М. П. Лазарев получил звание контр-адмирала, а линейный корабль «Азов» был отмечен высшей наградой: ему был пожалован кормовой Георгиевский флаг.

gQRgcL79k16wYx6F6OU2hMnHHhsgiWAd8xYt22OC

Время не стоит на месте, и на смену парусным кораблям пришли пароходы. В 1862 году верфь была упразднена. Но корабельная история Архангельска на этом не закончилась. Славные традиции мастеров Соломбальской верфи продолжаются на заводе «Красная кузница» и на военных заводах Северодвинска.



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх