Экспедиция Российского военно-исторического общества (РВИО) и Севастопольского государственного университета (СевГУ) по поиску санитарного транспорта «Белосток» пройдет в ближайшее время в акватории Черного моря. Активная фаза поисковой экспедиции начнется 10 июля.
Главная цель экспедиции – обнаружить точное место гибели в 1942 году последнего из ненайденных госпитальных транспортных судов «Белосток», на борту которого находилось (по разным подсчетам) от 680 до 800 членов экипажа и раненых военнослужащих Красной Армии.
- Это был последний транспорт, который буквально прорвался в Севастополь перед тем, как город был сдан в июле 1942 года. Это одна из трагедий, каких было немало, но транспорт до сих пор не найден, место его крушения не увековечено. И его поискам и, в случае обнаружения, его обследованию будет посвящена экспедиция, - рассказал руководитель экспедиции, доцент СевГУ, заведующий Центром Крымских исследований Института востоковедения РАН Виктор Лебединский.
- «Белосток» - последнее не обнаруженное крупное судно, затонувшее в этот период в водах около Севастополя. И тем важнее найти и увековечить память людей, которые погибли на этом судне. Это наша история, которую мы не должны забывать, – подчеркнул Научный директор РВИО Михаил Мягков.
Экспедицию проводят Российское военно-историческое общество и Севастопольский государственный университет при участии Министерства обороны Российской Федерации и Севастопольского отделения Русского географического общества. Большую помощь в техническом оснащении оказывает Черноморский флот и, в частности, Гидрографическая служба Черноморского флота.
Основной этап экспедиции пройдет с 10 по 22 июля 2021 года к югу от мыса Фиолент. В нём будут задействованы корабли Черноморского флота РФ, а также глубоководные аппараты Севастопольского государственного университета для обследования и фото- видеофиксации объектов на морском дне. Район будущих поисков был определен на основе данных о маршруте транспортного судна и примерных координатах места его гибели.
- Мы начнем постепенно: сначала возьмем квадрат 4 на 4 км, а потом будем район расширять. Ситуацию осложняет то, что точка, где, как мы предполагаем, находится «Белосток», приходится на край подводного плато, далее начинается свал глубин, которые доходят до 1,5 км, - пояснил руководитель Виктор Лебединский.
При выходах в море с помощью специального оборудования - гидролокатора бокового обзора - команда исследует дно и проверит область на наличие магнитных аномалий. Если «Белосток» будет обнаружен на плато, к нему будет спущен телеуправляемый подводный аппарат, который на глубинах до 350 м позволяет вести фото- и видеосъемку, а также может отобрать пробы грунта и других материалов. Если выяснится, что транспорт оказался глубже, будет использовано иное оборудование.
Как пояснил главный специалист Департамента проектной деятельности РВИО Андрей Семёнов, под эгидой Российского военно-исторического в ближайшие дни стартует еще одна подводная поисковая научная экспедиция. В Псковской области эксперты проведут работу по исследованию акватории Чудского озера в предполагаемом месте Ледового побоища.
Читайте нас: