В 1819 году был зарегистрирован первый в истории случай гемотрансфузии, то есть переливания крови от человека к человеку.
Лечить при помощи крови пытались с древнейших времен. Гиппократ назначал внутреннее применение человеческой крови душевнобольным, так как считал, что в крови здоровых людей содержится и здоровая душа. Подобно древним римлянам, ассирийцы и иудеи рекомендовали пить свежую кровь. Особенно «полезной» считалась кровь умирающих гладиаторов. Ходило поверье, что таким образом можно сделать людей храбрыми и великодушными. Однако непосредственным переливанием крови от человека-донора к человеку-реципиенту занялся лишь в начале XIX века английский врач Джеймс Бланделл. Впервые оно было сделано больному, страдавшему раком желудка. После процедуры пациент стал значительно бодрее и крепче, самочувствие его улучшилось. И, несмотря на то, что окончательного исцеления так и не произошло, изучением и применением гемотрансфузии занялись всерьез.
В 1924 году состоялась премьера фильма «Аэлита», по одноименной повести Алексея Толстого.
Бытовые сцены московской жизни первых лет НЭПа причудливо переплетались на экране с фантастическими эпизодами - полетом на Марс, встречей "земного" инженера с правительницей Марса Аэлитой, попыткой восстания "пролетарской части" марсиан против марсиан-угнетателей.
В ходе работы над сценарием сюжет романа претерпел некоторые изменения. Так, весь полет на Марс превратился в сон инженера Лося. Режиссером-постановщиком фильма стал только что вернувшийся после четырехлетней работы на лучших студиях Франции и Германии Яков Протазанов.
25 сентября 1926 года пьеса Михаила Булгакова "Дни Турбиных" была официально разрешена к постановке Московским художественным театром. Это стало возможным благодаря поддержке члена Политбюро Климента Ворошилова. Год спустя Константин Станиславский в специальном письме Ворошилову писал: выражаю "сердечную благодарность за помощь Вашу в вопросе разрешения пьесы "Дни Турбиных" - чем вы оказали большую поддержку в трудный для нас момент".
Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, --
Точно в пропасть с обрыва --
И ни дна ни покрышки.
И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей…
Так начинается знаменитое стихотворение Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом». Написано оно на реальной основе. Его герой — Владимир Петрович Бросалов. Матери Бросалова прислали похоронку, в которой говорилось: «Ваш сын, красноармеец Бросалов Владимир Петрович в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 25 сентября 1942 года. Похоронен на восточной окраине деревни Бершево Зубцовского района Калининской области».
Однако, позднее выяснилось, что Бросалов жив и с тяжелым пулевым ранением в ногу находится в госпитале имени Бурденко. Как-то навестить раненых пришел Александр Твардовский. В тот же день в госпиталь к сыну пришла мать. Она показала Александру Трифоновичу извещение о смерти сына и рассказала историю, приключившуюся с ними. Прочитав похоронку, Твардовский сказал, что обязательно напишет стихи о боях за Ржев и слово свое сдержал: вскоре "Я убит подо Ржевом" прозвучало на всю страну.
Ржев - важнейший железнодорожный узел, открывавший путь к Москве; за город шли ожесточенные бои. Полку, в котором служил Бросалов, было приказано любой ценой взять высоту. Приказ был выполнен ценой огромных потерь - от полка осталось полтора десятка бойцов. Не сумев выбить наших солдат с ходу, фашисты бросили на подмогу "юнкерсы". Перед очередным заходом пикировщиков Бросалов приметил бревенчатый накат с толстым слоем земли и бросился туда. Но в это мгновение внезапный разрыв оборвал сознание. Боец был завален глиной, фактически погребен заживо…
…Я - где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я - где облачком пыли
Ходит рожь на холме.
Где травинку к травинке
Речка травы прядет…
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю:
Наш ли Ржев наконец?
Бросалова нашли на вторые сутки: кто-то увидел торчащий из земли кусок сапога.
- Да он шевелится! - закричал солдат.
Его откопали, Бросалов наотрез отказался от госпиталя, отлежался в своем взводе несколько дней – и снова в строй. Потом он был тяжело ранен и направлен в госпиталь. Потом врачи разыскали мать, уже похоронившую своего сына. А потом появилось и стихотворение Твардовского.
25 сентября 1979 года в свет вышел очередной студийный альбом американской группы Eagles «The Long Run». Лучшим произведением на нем, по единодушному признанию критиков и слушателей, была нежная баллада «I Can't Tell You Why», которую написал и сам же спел новый бас-гитарист группы Тимоти Шмит.
В 1866 году родился Томас Хант Морган, американский генетик, нобелевский лауреат 1933 года «за открытия, связанные с ролью хромосом в наследственности». Хромосомную теорию наследственности Морган экспериментально обосновал с помощью плодовых мушек-дрозофил.
Это был такой же прорыв в науке XX века, как раскрытие тайн атомного ядра в физике, освоение человеком космоса, развитие кибернетики и вычислительной техники. Первым на механизм наследования обратил внимание чешский монах Георг Мендель, проводивший опыты с горохом и сформулировавший в 1865 году законы наследования родительских признаков, названные его именем.
Всерьез наука занялась этими вопросами только в следующем столетии, и именно Морган внес решающий вклад в развитие генетики, экспериментально обосновав свою теорию с помощью опытов над плодовыми мушками-дрозофилами. Научные бои в те времена нередко носили идеологический характер, чему свидетельством приведенные ниже характеристики. «Морганизм - молодое учение, но обосновывается на целом арсенале фактов... Работы с мухой-дрозофилой решительно подтверждают правильность этого положения» - говорила в 1930 году Малая Советская Энциклопедия. Но в 1954 году в Большой Советской Энциклопедии уже совсем иные строки: «Морган - основоположник реакционной хромосомной теории, которая экспериментально опровергнута трудами советских биологов, а на сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук 1948 года была вскрыта полная несостоятельность его теории» (конец цитаты). А в 70-е годы та же Большая Советская Энциклопедия вновь утверждает, что установленные Морганом и его сотрудниками закономерности полностью разъяснили механизм законов Менделя и послужили стимулом к разработке генетических основ теории естественного отбора. Почти 30 лет генетика в СССР считалась лженаукой, судьбы многих ученых были искалечены, а ущерб от приоритета идеологии над наукой вряд ли поддается подсчету.
В 1906 году в Санкт-Петербурге родился выдающийся русский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
Его отец, инженер-химик, был страстным любителем музыки, мама - одаренной пианисткой, она и привила сыну навыки игры на фортепиано. На редкость талантливый подросток обратил на себя внимание директора Петроградской консерватории Александра Глазунова и в 13 лет стал студентом. В 1923 году Шостакович окончил консерваторию как пианист, а в 1925-ом - как композитор. Итогом консерваторских лет явилась дипломная работа – Первая симфония девятнадцатилетнего композитора. Произведение оказалось едва ли не единственным образцом советской симфонической музыки 20-х годов. Она успешно выдержала проверку временем, и поныне занимает место в концертном репертуаре. В 20-е годы в ней ценили легкость и свободу воображения, обаятельную эксцентричность, светлые «весенние» тона. В 30-е стало ясно, что симфония не столь уж безоблачна, что в ней есть и скорбные эпизоды, траурные краски, драматизм. А в 50-е о ней уже писали как о сочинении, впервые сформулировавшем героико-трагическую тему всего творчества Шостаковича.
Во время войны до октября 1941 года композитор работал в блокадном Ленинграде, где создал Седьмую (Ленинградскую) симфонию, ставшую музыкальным памятником Великой Отечественной войне. "Этот человек сильнее Гитлера", - написала Ольга Берггольц в дневнике, услышав эту симфонию в 1942 году.
Жизнь музыканта была полна драматических событий. Шостаковича запрещали, потом "реабилитировали" и даже произвели при жизни в классики. Столько наград и почетных званий нет ни у одного композитора в мире. Однако творить в системе "художник - власть" ему было очень нелегко... Зло, по Шостаковичу, довольно широкое понятие. "Это не только убийство, клевета, ложь. Это и фанаберия, нелюбовь к ближнему и эгоизм". "Его даже воздух ранил, - утверждал Андрей Вознесенский. - Если права теория о неземном происхождении жизни, то Дмитрий Дмитриевич был клочком трепетного света, невесть почему залетевшим в наш быт..."
Шостакович является автором 15 симфоний, опер «Нос», «Игроки», балетов «Болт», «Золотой век», музыкальной комедии «Москва - Черемушки». Он написал музыку к 35 кинолентам (среди них - «Гамлет», «Новый Вавилон», «Златые горы», трилогия о Максиме), став первым русским композитором, «внедрившим» в кинематограф симфонический оркестр, играющий специально написанную для фильма музыку.
Читайте нас: