Лента новостей

15:25
Шольц назвал применение РФ «Орешника» пугающей эскалацией
15:21
Ситуация на линии фронта обостряется, но инициатива в наших руках
14:46
Польские фермеры устроили блокаду на украинской границе
14:41
Неизвестный дрон-разведчик следил за британским авианосцем в порту Гамбурга — Bild (ФОТО)
14:00
Литва профинансирует производство дрона-ракеты «Паляница»
13:59
Командующего Южного военного округа ВС РФ сняли с должности
13:36
Прорыв обороны Украины: Подоляка рассказал о штурме Торецка и Южно-Кураховском успехе! Последние новости от Юрия Подоляки на сегодня, 23.11.2024, свежая сводка из зоны СВО
13:30
Экипажи штурмовиков Су-25 нанесли удары по позициям ВСУ в курском приграничье — видео
13:06
Коготок увяз – всей птичке пропасть, или Киев вцепился в Сеул мертвой хваткой
12:52
Европа в шоке от Орешника, но они еще Новатор не видели - Новости
12:38
Для освобождения Херсона необходимо полное господство ВКС РФ в воздухе
12:24
Оппозиция Абхазии призвала протестировать в республике единую валюту России и Белоруссии
12:23
Российские войска бьются за Часов Яр в ДНР. Треть города освобождена от украинских оккупантов
12:07
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 23 ноября, день
12:00
Сводки с фронта: ключевые события и карта боевых действий на Украине, Донбассе и в Курской области 23 ноября 2024 года
11:55
«Возросшее мастерство Советской армии»: Минобороны РФ опубликовало документы о Моонзундской операции
11:11
«Ростех» налаживает массовый выпуск кварцевых генераторов
11:01
Мир в тени «Орешника» – настал ли момент истины?
10:48
Меркель призвала не проводить переговоры о мире без Украины
10:46
России требуется скорейший мир, так как солдаты заканчиваются и у нее
10:25
Российская армия отражает атаки ВСУ в Курской области: детали утренних событий 23 ноября
10:19
«Практически организовано»: Путин заявил о принятии решения по серийному производству ракетных систем «Орешник»
10:14
Медики из США поделились «детективной историей» о синдроме Рапунцель
10:04
Германия должна выплатить России все до копейки
09:47
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 23.11.2024
09:35
Последние новости с фронтов СВО от Юрия Подоляки на утро, 23.11.2024: активное наступление российских войск
09:17
Введение нравственного контроля культуры поможет укреплению России
08:19
Путин не исключает вероятность нанесения ударов по странам, поставляющим Киеву вооружения для атак вглубь российской территории
08:06
Путин сделал предупреждение от которого не скрыться - Новости
06:19
«Бахнем! Обязательно бахнем, и не раз. Весь мир в труху. Но потом...»
05:34
О дистанциях решительного боя для отечественных двенадцатидюймовок времен русско-японской войны
05:24
Бои батальона Момыш улы в районе станции Матренино 17 и 18 ноября 1941 г.
04:16
Прорывы на фронтах: новости СВО от 23 ноября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1003-й день спецоперации России на Украине
03:01
Запад готовит силовой сценарий для Белоруссии?
02:45
Применение Орешника, удары западным оружием, ядерная доктрина
01:38
Блогер показал, как пройти Baldur’s Gate 3, не делая в бою абсолютно ничего
01:32
Американской верхушке плевать на американцев
00:02
Нехитрая загадка образа Зеленского
23:37
«Сдержать агрессию Запада»: что известно о новейшей российской ракете средней дальности «Орешник»
23:36
Орбан призвал страны Запада отнестись серьёзно к запуску «Орешника»
23:12
Генетики Пентагона нацелились на создание суперсолдат для биологической войны
22:31
Путин предупредил о продолжении боевых испытаний «Орешника»
21:53
Правого экс-президента Бразилии обвиняют в подготовке госпереворота
21:45
Страны Евросоюза готовят население к войне с Россией
21:02
«Уэбб» открыл в ранней Вселенной три огромные галактики — учёные не понимают, почему они так быстро сформировались
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Ледокол «Илья Муромец»: полярный богатырь

Ледокол «Илья Муромец»: полярный богатырь


В русскую Арктику возвращаются универсальные ледовые корабли Военно-морского флота

Через два года в состав Арктической группировки ВМФ РФ войдет новейшее многофункциональное судно — ледокол обеспечения «Илья Муромец». Всего же в составе Северного и Тихоокеанского флотов будет находиться четыре таких вспомогательных судна: как планируют военные, ледоколы будут строиться отдельной серией. 

Головное судно проекта заложили на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге в апреле нынешнего года. Его появление однозначно свидетельствует о том, что планы по усилению военного присутствия России в ее арктических территориальных водах осуществляются не на словах, а на деле. Достаточно сказать, что подобных вспомогательных судов отечественный военный флот не получал уже почти четыре десятка лет. И вот теперь этот пробел, существенно ограничивавший возможности ВМФ РФ на арктическом театре, ликвидируется. 


Ледокол завтрашнего дня 

Ледоколом «Илья Муромец» называется для простоты. На самом деле это многофункциональное вспомогательное судно высокого ледового класса. Но поскольку основным местом службы для него станет Арктика, на первый план вышла именно способность прокладывать себе и «подопечным» кораблям путь во льдах толщиной до метра. Кроме того, «Илья Муромец» сможет заниматься снабжением береговых и островных баз и аэродромов в арктической зоне; буксировкой судов и других плавучих сооружений в ледовых условиях и на чистой воде; тушением пожаров на аварийных объектах; локализацией разливов и сбором нефтепродуктов с поверхности моря; перевозкой контейнеров на открытой части верхней палубы, включая контейнеры-рефрижераторы с соответствующим энергообеспечением, а также других палубных и трюмных грузов. Одним словом, российский военный флот получит вполне современное многофункциональное судно, которое существенно усилит арктическую группировку. 

«Когда проектировался этот корабль, в него закладывались характеристики ледокола даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня, — сказал в день закладки «Ильи Муромца» главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков. — Это мореходность, маневренность, многофункциональность и совершенно новый электрический принцип движения. Реализован концептуальный принцип кораблестроения, заложенный в кораблестроительной программе на период до 2015 года, — это многофункциональность». И это заявление точно отражает предназначение и возможности нового ледокола. 

В отличие от своего былинного тезки, пролежавшего на печи тридцать лет и три года, прежде чем подняться на защиту родной земли, ледокольный «Илья Муромец» встанет на ноги куда быстрее — всего за три с небольшим года. Контракт между Министерством обороны и ОАО «Адмиралтейские верфи» на разработку и постройку нового ледокольного судна для арктической группировки был подписан 21 марта 2014 года. Чуть позже, в апреле нижегородское конструкторское бюро «Вымпел» заключило с Адмиралтейскими верфями договор на разработку технического проекта дизель-электрического ледокола мощностью около 7 МВт. Проект получил собственный номер — 21180, а руководил разработкой главный конструктор КБ Михаил Валерьевич Бахров. 

12 декабря 2014 года головной исполнитель заказа — Адмиралтейские верфи — и КБ «Вымпел» как разработчик проекта ледокола 21180 защитили материалы технического проекта у генерального заказчика — военных. К этому времени на подготовительной площадке верфей уже месяц шла нарезка металла для строительства нового судна. 23 апреля 2015 года состоялась торжественная церемония закладки ледокола «Илья Муромец». Вступить в строй головное судно новой серии должно в конце 2017 года. 


Дальнобойный и вездеходный 

Говоря о том, что новый ледокол будет способен на многое, поскольку станет совершенно новаторским судном, ни военные, ни корабелы не кривят душой. Хотя на первый взгляд его характеристики ничего неожиданного не демонстрируют. Водоизмещение «Ильи Муромца» — 6000 брутто-регистровых тонн; длина — 85 м, наибольшая ширина — 20 м (расчетная — 19,2 м), высота борта — 9,2 м, минимальная осадка — 5,9 м, наибольшая — 6,8 м; полная скорость хода — 15 узлов, экономическая — 11 узлов. По классификации Российского морского регистра судоходства «Илья Муромец» относится к ледовому классу Icebreaker6, то есть способен выполнять ледокольные операции в неарктических морях при толщине льда до 1,5 м и непрерывно продвигаться в сплошном льду толщиной до 1 м. 

Все это довольно типичные показатели для большинства судов ледового класса, которые и сейчас ходят по Северному морскому пути и обеспечивают российское присутствие в Арктике. Новшества начинаются, когда речь заходит о дальности и об автономности плавания «Ильи Муромца», а также о типе его двигателя. Новый ледокол сможет проводить в плавании до двух месяцев — очень хороший показатель для судна, не имеющего атомной силовой установки. Еще примечательнее дальность хода: она составляет 12 000 морских миль, или 22 244 км. А это в четыре с лишним раза превышает общую длину Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения — 5600 км и вдвое — расстояние по Севморпути от Санкт-Петербурга до Владивостока, которое составляет свыше 14 000 км. 

Еще более новаторскими выглядят данные о двигателе «Ильи Муромца». На нем будут установлены четыре дизель-генератора общей мощностью 10 600 кВт (каждый генератор имеет мощность в 2600 кВт). От них будут питаться два гребных электродвигателя мощностью 3500 кВт каждый, установленные в отдельных винто-рулевых колонках. Именно они и делают «Илью Муромца» уникальным судном: вынесенные вовне корпуса электродвигатели с винтами на их валах вращаются на 360 градусов, позволяя судну двигаться в любом направлении! Именно то, что нужно во льдах, когда порой требуется дать не то что передний или задний, а «боковой» ход, и «Илья Муромец» вполне способен это сделать. 

Такие двигатели носят название «тип Азипод» — от английского названия Azipod, которое складывается из слов azimuth (буквально — азимут, полярный угол) и pod (в данном случае — гондола двигателя). Подобные винто-рулевые колонки стоят, например, на скандально знаменитых вертолетоносцах «Мистраль», а также на арктических танкерах проекта Р-70046 («Михаил Ульянов»), строившихся несколько лет назад на Адмиралтейских верфях. Но на ледоколы такие двигатели в России ставятся впервые. Причем на «Илье Муромце» будут установлены винто-рулевые колонки отечественного производства: специально для судов этого проекта их сконструировал и выпускает ЦНИИ СЭТ (Центральный НИИ судовой электротехники и технологии) в Петербурге. 


На что способен «Илья Муромец» 

О том, какие задачи может выполнять то или иное судно, обычно нетрудно судить, если изучить список его дополнительного оборудования и данные о местах для размещения экипажа. И с этой точки зрения изучить спецификацию «Ильи Муромца» очень любопытно. В частности, на борту нового ледокола будут находиться: грузовой кран (длина — 21 м, грузоподъемность — 21 т) и кран-манипулятор (длина — 21 м, грузоподъемность — 2 т), многофункциональный рабочий катер с надувным бортом БЛ-820, два лафетных водопенных ствола и пожарный насос. И, кроме того, 400 метров боновых заграждений и катер-постановщик для них: это часть оборудования для сбора разлившейся нефти. К этому нужно прибавить грузоподъемность, равную 500 т, 380 квадратных метров грузовой палубы на юте ледокола и 500 кубометров грузового трюма. Плюс вертолетная площадка на баке, которая может принимать вертолеты типа Ка-32 или более распространенные в военном флоте Ка-27. 

Все это подтверждает слова военных и корабелов о том, что новый ледокол будет весьма «разносторонней личностью» и действительно сможет решать самые разные задачи. Но в спецификации есть еще один любопытный пункт. Где-то он проходит под названием «пассажировместимость», где-то — «дополнительный экипаж», но число везде одно и те же: 50 человек. И это при том, что собственный, постоянный экипаж «Ильи Муромца» — всего 32 человека! Для чего же нужна возможность разместить на борту еще полсотни человек 

И тут может много рассказать история имени ледокола. Дело в том, что он унаследовал его от ледокола «Илья Муромец» проекта 97 («Василий Прончищев»), построенного на тех же Адмиралтейских верфях и служившего на Тихом океане с 1965-го по 1993 год. По этому уникальному проекту было построено в общей сложности 32 судна — крупнейшая серия ледоколов в истории СССР! И самое интересное, что все три десятка ледоколов проекта 97 с самого начала предназначались для военной службы. Среди них нашлось место и восьми ледокольным пограничным сторожевым кораблям, и гидрографическому судну, и единственному в мире научно-исследовательскому ледоколу «Отто Шмидт». 

Так что вполне вероятно, что «дополнительным экипажем» могут оказаться и пограничники, и морские пехотинцы, и сопровождающие военных грузов, и участники военно-научных экспедиций. На то, что ледоколы проекта 21180 могут выполнять не только вспомогательные, но и вполне себе боевые функции, указывает и еще одна их характерная особенность. В отличие от надстроек обычных ледоколов, имеющих вертикальную переднюю стенку, надстройки военных ледоколов-сторожевиков имеют очень узнаваемую наклонную переднюю стенку, напоминающую надстройки современных фрегатов и эсминцев. Точно такую же имеет и «Илья Муромец». А свободного места между вертолетной площадкой и надстройкой вполне хватит, чтобы при необходимости можно было установить там артустановку типа АК-230, АК-630 или АК-306 (последняя — вероятнее всего, так как она изначально предназначена для довооружения вспомогательных мобилизуемых судов). 

И еще на одну возможную роль нового ледокола намекает история его предшественников. Другой ледокол-«богатырь» проекта 97 — «Добрыня Никитич» — во время службы на Северном флоте неоднократно участвовал в обеспечении перехода атомных подводных лодок СФ в Тихий океан. Учитывая программу строительства новых атомных субмарин проектов «Ясень» и «Борей» на заводе в Северодвинске, можно предположить, что их проводкой на Тихоокеанский флот будут заниматься именно ледоколы проекта 21180. Во всяком случае и дальность хода, и автономность, и пассажировместимость, и грузоподъемность, и ледопроходимость вполне им это позволяют. 


Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх