В рамках Морской доктрины
Российское присутствие в дальней океанской зоне в перспективе будет только нарастать. Об этом заявлено на самом высоком уровне, в том числе подчеркнуто и в новой редакции Морской доктрины РФ, где на укреплении нашей страны в качестве морской державы сделан особый акцент. Естественно, что речь идет и о военно-морской деятельности. Как заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин, принявший участие в недавней встрече президента России Владимира Путина с командованием Вооружённых Сил, прошедшей на борту нового фрегата «Адмирал Горшков», эта деятельность станет «одним из четырех функциональных направлений Морской доктрины».
При этом заявления на этот счет уже подтверждаются реальными делами. В частности, имеется информация о том, что ВМФ России в рамках Госпрограммы вооружений может получить до 2020 года новые эсминцы океанской зоны. Проект, получивший имя «Лидер», предусматривает строительство уникальных кораблей, при создании которых будут учтены все самые современные тенденции в кораблестроении, а также внедрены в практику последние разработки в области систем вооружения, средств связи, навигации и радиолокационного противодействия.
По мнению заместителя Министра обороны России Юрия Борисова, курирующего в военном ведомстве вопросы перевооружения и реализации ГПВ, благодаря вводу в строй новых эсминцев возможности российского флота по обеспечению постоянного присутствия в Мировом океане существенно расширятся. Кораблям проекта «Лидер», по его словам, предстоит стать ключевым компонентом обеспечения военно-морской мощи России, действовать как в виде отдельного элемента присутствия российского ВМФ в Мировом океане, так и в составе ударных групп, в том числе авианосных.
Другая не менее важная задача перспективного эсминца – поражение важных береговых объектов крылатыми ракетами большой дальности в неядерном оснащении, огневая поддержка десантных и противодесантных операций. Эсминцы типа «Лидер» могут также привлекаться к защите морских и океанских коммуникаций как в рамках зональной обороны, так и в составе сил прикрытия конвоев.
Не «Мистралями» едиными
Капризные французы могут продолжать подыскивать покупателей на свои вертолетоносные баржи. Россия в состоянии производить собственные боевые корабли, готовые действовать в любых районах Мирового океана. Если говорить о надводном флоте, то только за последнее время с российских верфей были спущены на воду два фрегата – «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатанов», три сторожевых корабля – «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров», а также большой десантный корабль «Иван Грен».
Стоит подчеркнуть, что это корабли, предназначенные именно для действий в океанской и дальней морской зонах, готовые к дальним походам, к действиям в автономном режиме и в сложных условиях обстановки. Ведь в отличие от США Россия не имеет баз по всему миру, возможности пополнять припасы у наших кораблей ограничены. Для этого и нужны крупные корабли, способные не просто совершать дальние переходы, но и готовые успешно действовать в местах предназначения.
То, что создание перспективных кораблей для действий в дальней морской и океанской зонах действительно ведется, подтвердил и заместитель Главкома ВМФ России контр-адмирал Виктор Бурсук. По его словам, работы в рамках проекта перспективного эсминца развернуты в «Северном проектно-конструкторском бюро», выигравшем конкурс Минобороны России на проведение научно-исследовательских работ по проекту нового эсминца.
«Этот корабль должен будет значительно превосходить корабли своего класса по тактико-техническим характеристикам и бортовому вооружению», – подчеркнул Бурсук, говоря о требованиях ВМФ к новому эсминцу. Проектно-конструкторские работы включают в себя этапы предэскизного и эскизного проектирования, создание технического, а затем и рабочего проекта.
Срок создания перспективного эсминца типа «Лидер» предварительно определен к 2018 году. Такую дату, в частности, назвал заместитель председателя Военно-промышленной комиссии Олег Бочкарев. Первый прототип появится как раз года через три, подчеркивает представитель ВПК. «Лидер» должен прийти на смену кораблям проектов 956 (эсминцы) и 1155 (БПК) – нынешним основным российским надводным кораблям океанской зоны.
Сплав опыта и ноу-хау
Почему именно эсминец? Дело в том, что это класс действительно многоцелевых боевых кораблей – быстроходных, маневренных, предназначенных для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами (в том числе ракетами) и кораблями противника. Они могут успешно выполнять задачи по охране и обороне соединений кораблей или конвоев судов при переходе морем, использоваться для разведывательной и дозорной служб, артиллерийской поддержки при высадке десанта, для постановки минных заграждений.
Миноносцами в свое время называли корабли, способные нести торпеды («самодвижущиеся мины» по прежней квалификации). А эскадренные – значит, способные действовать в составе эскадры. Сегодня мир не отказался от кораблей данного типа, сосредоточив тенденции в их строительстве на усилении боевых возможностей и огневой мощи, применении боевых информационно-управляющих систем, введении в конструкцию элементов «невидимости», увеличении мореходности и повышении мощности силовых установок.
Серия «эсминцев» (а если быть точнее – ракетных крейсеров) типа «Лидер» может стать настоящим символом отечественного военного кораблестроения. Предполагается, что это будут крупные (водоизмещением до 18 тысяч тонн) универсальные ракетные корабли с атомной силовой установкой, оснащенные широким набором как ударного, так и оборонительного оружия. В номенклатуру вооружения корабля может войти все, что сегодня уже применяется на кораблях аналогичного класса, а также новые разработки, которым только суждено прийти на флот.
К числу новинок относят, например, перспективные гиперзвуковые крылатые ракеты, способные преодолевать любые системы ПВО, а также боевые модули корабельных версий ЗРПК «Панцирь-М». Сюда же можно отнести и морскую версию ЗРК С-500, чьи ракеты могут поражать баллистические ракеты и цели даже в ближнем космосе. Естественно, что эсминцы получат и полный набор самого современного артиллерийского вооружения, корабельные огневые установки, торпедные аппараты и противолодочные управляемые ракеты, системы управления и навигации, вертолеты палубного базирования.
Также эксперты небезосновательно предполагают, что корабли типа «Лидер» будут строиться уже по технологии снижения заметности, которая достигается как за счет особой конструкции корпуса, так и благодаря применению специальных материалов, затрудняющих обнаружение корабля средствами РЛС. Автономность плавания при наличии у «Лидера» ядерной энергетической установки фактически не будет ограниченной.
По принципу многофункциональности
Эсминцы, стоящие сегодня в строю российского ВМФ, безусловно, уступают своими ТТХ будущему кораблю. Всего на нашем флоте на сегодня семь кораблей такого типа. Эскадренный миноносец проекта 956 «Бесстрашный» имеет 7,9 тысяч тонн водоизмещения и дальность хода в четыре тысячи миль. Надо ли говорить, что и энергетическая установка у этого кораблей довольно прозаичная, – паротурбинная.
Эсминцу проекта «Лидер» предстоит превзойти по своим параметрам не только корабли-однокласники, стоящие на вооружении в России, но и во флотах стран НАТО. В первую очередь – в США. С 1988 года здесь строятся эскадренные миноносцы типа «Арли Берк» (Arleigh Burke class destroyers). По сути, это уже не эсминец, а его симбиоз с ракетным крейсером, с учетом возможностей по приему на борт управляемого ракетного оружия. К слову, «Лидер», создается по таким же параметрам: максимальная многофункциональность и возможность использования самого широкого спектра вооружения.
К недостаткам «Арли Берк» можно отнести газотурбинный двигатель, невысокую дальность плавания – максимум шесть тысяч миль, слабую броневую защиту, высокую заметность на радарах противника. Да и по номенклатуре вооружения «Лидер» будет явно превышать конкурента. Есть информация, что общее количество ракет (противокорабельных крылатых или зенитных), которые сможет взять на борт российский эсминец, составит около двухсот, тогда как американец оснащен лишь 96 ячейками для загрузки ракет.
Однако американский ВМФ тоже рассматривает модели кораблей обновленного и даже инновационного типа. Одним из таких может стать проект эсминца «Замволт», построенный по технологии снижения заметности благодаря использованию композитных радиопоглощающих материалов. Правда, препоной для ввода этих кораблей в строй является их высокая стоимость. С учетом затрат на разработку и проектирование каждый из них обойдется американским налогоплательщикам в семь миллиардов долларов. В планах Пентагона – постройка пока лишь трех таких эсминцев.
То, что новые российские корабли могут стать серьезной головной болью для натовского флота, подтверждают и заокеанские эксперты. Так, популярное издание The National Interest недавно выступило с материалом, где было подчеркнуто, что «будущие суда класса «Лидер» будут оснащены ядерной мощью, соответствующими потенциалу советских крейсеров класса «Киров» водоизмещением 28 тысяч тонн, а вооружены лучше крупнейших американских и китайских кораблей».
«Москва стремится получить превосходство не только в наземных, но и в морских разработках вооружения», – резюмирует издание.
Как отмечает Главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков, «развитие этого вида Вооруженных Сил в предстоящие два десятилетия будет направлено на создание сбалансированного по своему составу и боевым возможностям флота, способного совместно с другими видами и родами войск обеспечить военную безопасность страны».
Стоит отметить, что итогом выполнения гособоронзаказа по минувшему году стало повышение оснащенности ВМФ России современным вооружением и военной техникой на 50%. Всего же на переоснащение флота по Госпрограмме вооружения, рассчитанной до 2020 года, планируется затратить 4,7 триллионов рублей.
Автор: Дмитрий Сергеев
Читайте нас: