Одной из ключевых составляющих морской авиации ВМФ РФ считается корабельная авиация - основная ударная сила авианосных соединений флота. Ее главными задачами являются уничтожение авиации противника и крылатых ракет в воздухе, нанесение ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям, в том числе высокозащищенным, подавление стартовых позиций зенитных управляемых ракет и других средств ПВО, а также ведение тактической воздушной разведки и постановка морских мин.
В числе четырех видов самолетов, которыми представлена сегодня корабельная авиация российского ВМФ, особое место занимает истребитель Су-33 - машина, ставшая продолжением знаменитой серии Су-27 и покорившая в отличие от своего прообраза не только небесную, но и морскую стихии. Она научилась взлетать и приземляться на плавучие аэродромы - авианосцы.
Натовские классификаторы дали Су-33 наименование Flanker-D - «Заходящий с фланга». Что там с фланга - эта машина зайдет откуда угодно! В воздухе она показывает настоящие чудеса маневренности, чему способствуют модернизированные под корабельный вариант отдельные элементы конструкции. Так, переднее горизонтальное оперение здесь установлено в наплывах крыла, что дало самолету больше маневра в воздухе. Кроме того, такая компоновка оперения дала возможность увеличивать подъемную силу планера, а это уже крайне важно именно для самолета палубного базирования.
К слову, еще одна дань корабельному размещению - складывающиеся во время стоянки консоли крыла и горизонтального оперения. Морской вариант также заметен по усиленной конструкции шасси (передняя опора шасси здесь двухколесная), отсутствию парашютно-тормозной установки (вместо нее под укороченной центральной хвостовой балкой установлен посадочный гак), наличию системы дозаправки топливом в воздухе (выпускаемой штанги).
Но самое главное, чего опасаются натовские летчики от нашего любителя «фланговых атак», это наличие мощной бортовой системы вооружения. У Су-33 в отличие от базового варианта самолета увеличена масса боевой нагрузки до 6,5 тонн, а количество, к примеру, одновременно подвешиваемых ракет «воздух-воздух» составляет 12 за счет наличия двух дополнительных точек подвески под внешними частями крыла. Добавьте сюда 30-мм пушку ГШ-30-1 скорострельностью 1800 выстрелов в минуту, свободнопадающие бомбы и бомбовые кассеты.
При максимальной скорости свыше 2,3 тысяч километров в час, дальности полета в три тысячи км и практическом потолке 17 км Су-33 составит конкуренцию любому натовскому самолету аналогичного типа. Для сравнения: основной боевой самолет ВМС США - McDonnell Douglas F/A-18 Hornet - способен подниматься в небо максимум на 15 с небольшим километров и достигает скорости лишь около 1,9 тысяч километров в час. Пушка у американца - калибром 20 мм, то есть скромнее нашей. Да и точек подвески ракет у Hornet на три меньше, чем у нашего «палубника», - девять против 12.
Персона «грата» для авианосца
Эти проверенные временем истребители в настоящее время проходят службу в составе корабельного палубного авиаполка, часть машин которого базируется непосредственно на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Все они, выпущенные на заре 1990-х годов, прошли плановую модернизацию и соответствуют своему предназначению. Рассказывают, что именно на «Кузнецове» Су-33 были впервые показаны миру, когда в середине 90-х годов флагман российского Военно-морского флота совершал свой первый длительный океанский поход.
В ходе 100-дневного плавания корабль с находящимся на его борту комплектом самолетов и вертолетов, в том числе палубных истребителей, преодолел более 10 тысяч миль, побывав в водах двух океанов, а также Баренцева, Норвежского, Средиземного, Ионического и Адриатического морей. А вблизи берегов Югославии крейсер с авиагруппой на борту в течение нескольких месяцев нес боевую службу. Понятно, почему НАТО тогда не решилось на агрессию против Балкан, отложив свои планы на три с лишним года…
Развивать скорость, более чем в два раза превышающую звуковую, Су-33 позволяют мощные двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажными камерами, а также регулируемые воздухозаборники. Пилотажно-навигационное оборудование здесь обеспечивает полное взаимодействие с корабельными радиоэлектронными системами, и это еще одна отличительная особенность самолета в корабельном варианте. Заход на посадку и выполнение посадки на корабль осуществляется в полуавтоматическом режиме с применением бортового радиотехнического комплекса управления движением.
Еще одной обязательной данью морским условиям эксплуатации стало применение защитного покрытия от коррозии. В условиях морского климата такая «опция» оказалась очень кстати.
Су-33 может в течение двух часов обеспечивать патрулирование на удалении 250 километров от места базирования. В случае же дозаправок в воздухе возможности самолета еще более увеличиваются. Кстати, объем топлива, закачиваемого в баки этого истребителя, превышает 12 тонн, но благодаря насосам высокого давления полная заправка машины в воздухе происходит чуть более чем за 10 минут. Интересно, что применение унифицированного подвесного агрегата заправки позволяет и сам Су-33 использовать в качестве заправщика для самолетов аналогичного типа. Относительно небольшая длина разбега (чуть более ста метров при наличии трамплина), а также короткий финиш на аэрофинишере (90 метров) делают Су-33 удобным и желанным «квартирантом» авианесущего крейсера.
Вооружен и очень опасен
Американский журнал National interest отнес Су-27 и созданные на его базе машины (в том числе Су-33) к числу наиболее опасных для противника. Всего в рейтинге, составленном изданием, оказалось пять военных самолетов российского производства - Су-27, МиГ-29, Су-35, Ту-160 и перспективный отечественный боевой самолет ПАК ФА. В заслугу Су-27, изначально создававшемуся как ответ США, было поставлено то, что самолет не только догнал по характеристикам американские F-16 и F/A-18, но и обогнал их, в том числе по максимальной скорости и боевому радиусу применения. Преимуществом российской машины была названа и возможность размещения на борту разнообразного вооружения, включая многоцелевые ракеты средней дальности.
В числе номенклатуры ракетного оружия, применяемого на Су-33, - управляемые ракеты средней дальности с полуактивными радиолокационными или тепловыми головками самонаведения, а также их модификации с увеличенной дальностью и управляемые ракеты ближнего маневренного боя. Одновременно проработана возможность использования на самолете тяжелой управляемой противокорабельной ракеты «Москит», размещаемой на катапультном устройстве под фюзеляжем между гондолами двигателей.
Все это дает самолету широчайшие возможности по поражению как воздушных целей (для чего собственно и предназначен истребитель), так и по применению по наземным и надводным объектам. Что интересно, бортовое оборудование самолета и его вооружение обеспечивает автоматическое обнаружение, опознавание, сопровождение и определение координат до десяти воздушных целей на фоне земли и моря с автоматическим выбором наиболее опасной цели.
«В числе основных задач, которые могут быть возложены на палубные истребители авианосца, следует отметить отражение ударов самолетов противника по соединениям наших надводных кораблей, - считает президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук, капитан 1 ранга запаса Константин Сивков. - Кроме этого, истребители способны внести заметный вклад в оборону от крылатых ракет, уничтожая наиболее опасные цели за пределами досягаемости корабельных средств ПВО. Чрезвычайно важна и задача прикрытия действий ударных групп дальней (морской ракетоносной) авиации. Сопровождение их истребителями позволит если не устранить угрозу со стороны противника, то, по крайней мере, минимизировать потери до приемлемого уровня».
Сегодня идет речь о возможной замене Су-33 на другие модели палубных истребителей. Предполагается, что их место займут МиГ-29К и МиГ-29КУБ. В числе преимуществ этих машин названы их меньшие физические размеры, а, следовательно, возможность размещения на авианесущем крейсере большего количества самолетов такого класса. Правда, и боевой нагрузки МиГи несут меньше - четыре тонны против шести с половиной у машин семейства «Сухого». Пока самолеты всех этих моделей остаются в строю морской авиации ВМФ России.
Как бы то ни было, Су-33 оставил свой значительный след в укреплении оборонного потенциала России. И совсем не зря два года назад на территории авиационного завода имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре, где и строилась эта машина, ей был установлен памятник - в знак признания и уважения трудовых заслуг авиастроителей, создавших когда-то самолет, надолго ставший основой палубной авиации ВМФ страны.
Читайте нас: