Лента новостей

21:59
Влияние искусственного интеллекта на будущее образования  Влияние искусственного интеллекта на будущее образования
21:44
В Новый год - с новыми законами: президент России подписал около 60 законов
21:39
Санкционное яблоко раздора Евросоюза
20:03
Путин утвердил новую стратегию противодействия экстремизму
19:06
Зеленский в истерике, Шольц будет в шоке - Новости
18:57
«Архангельск» вступает в строй: новейшую атомную подлодку передали ВМФ России
18:38
Владельцы флагманских смартфонов Samsung получили возможность подключиться к спутникам Starlink
18:31
«Газпром» с 1 января прекращает поставки в Молдавию из-за долгов
18:29
Америке мало полусотни штатов: срочно понадобился ещё один?
18:26
Евросоюз заблокировал Telegram-каналы российских СМИ
18:25
«Газпром» решил прекратить поставки в Молдавию с 2025 года
17:44
На Украине в 2024 году сожгли почти 350 автомобилей военкомов и военных ВСУ
17:24
Вечерний Излучатель: Новый год в блокадном Ленинграде
16:56
На Украине сожгли почти 350 автомобилей военкомов военных ВСУ в 2024 году
16:49
Путин и Алиев обсудили крушение самолета AZAL
16:32
В США строят экспериментальную дорогу из радиоактивного материала
16:10
Реалистичная графика для AAA-игр стала слишком дорогой и ненужной
16:02
Гибель сухогруза Ursa Mayor и проблема западного терроризма на морях
15:46
Гоблин про сериал The Last of Us, эпизод 9 (тизер)
15:31
Временное перемирие с Украиной не устранит угрозу реваншистской войны
15:18
Тренд 2024 года - бум подержанных машин в России. Новые слишком дороги
15:16
Фицо не собирается прислуживать Зеленскому и пригрозил прекратить поставки электроэнергии на Украину
15:08
Россия вышла из соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе
14:55
Вино римлян, звук из центра земли, перепись белых карликов | Новости науки
14:45
Одержимость мускулами и запрещенное вещество довели бодибилдера до гибели
14:42
Рейтинг систем видеоконференцсвязи
14:25
СВР: США и Великобритания готовят теракты на российских базах в Сирии
14:24
Украина обесточила Красноармейск и вывезла памятник Тарасу Шевченко
14:16
Путин пописал запрет принимать в школы детей мигрантов без знания русского языка
13:31
Россияне контрабандой завозят элитные сумочки через личных шоп-ассистентов
13:18
Молдавия готовит вторжение в Приднестровье - Новости
13:03
Какое максимальное количество человек может жить на Земле и какие факторы на это влияют
13:02
Можно ли сделать воду твёрдой, если просто сжать её механически?
12:59
Кто победил в гонке миллиардеров за лунные бюджеты США
12:45
Российские ПВО уничтожили более полусотни украинских дронов над территорией страны
12:40
До мышей: о деградации германской политики
12:36
Путин подписал указ об ужесточении наказания за вооруженный мятеж
12:22
Украина атакует, Россия отвечает: сводки с передовой на 28 декабря 2024 года, обзор боевых действий на Украине и актуальная карта военных действий
12:10
Что если бы вы упали в центр Земли? Гравитационный парадокс внутри планеты
11:54
ФСБ предотвратила убийства чиновника Минобороны и военного блогера
11:46
Медведев призвал наказать Европу из-за отказа спасать тонущих российских моряков
11:38
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 28 декабря, день
11:23
Сыр с плесенью повлиял на память
11:19
Сколько лет потребуется, чтобы пройти световой год пешком?
10:59
США изготовили Гитлера и Зеленского по одним лекалам
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Первый российский «Стелс»: тайна проекта МФИ 1.44

Первый российский «Стелс»: тайна проекта МФИ 1.44


На авиасалоне «МАКС-2015» в подмосковном Жуковском, который откроется 25 августа, широкой публике будет впервые представлен самолет конструкторского бюро «МиГ» — больше известный в кругу специалистов как «Изделие 1.44». Впрочем, правильнее, и, главное, понятнее, этот самолет следует называть МФИ – многофункциональный фронтовой истребитель. По крайней мере, так посоветовал авиаконструктор Ованес Микоян, принимавший самое непосредственное участие в создании этого истребителя пятого поколения, который мог получить название МиГ-35.


История МФИ – и уникальна, и драматична одновременно. Работы над его созданием началась даже раньше, чем над потенциальным американским конкурентом – F-22 «Раптор». Но вот американец уже во всю летает, а российский истребитель первый и, увы, единственный раз поднимался в воздух 29 февраля 2000 года.


Пятнадцать лет назад! Не взлетит он и в этом году – боевую машину, долгие годы считавшуюся суперсекретной, практически никому не показывали, а последние годы она вообще пылилась под чехлом на аэродроме ЛИИ им. М. Громова. Летчик-испытатель, Герой России Владимир Горбунов, единственный пилот, поднимавший МФИ в небо, до сих пор хранит «военную тайну» и практически ничего об этом самолете не рассказывает.


Секретность при первых испытаниях, которые начались еще в 1986 году на полигоне НИК ВВС под Актюбинском была такой, что все работы замирали при пролете в космосе американских спутников-разведчиков. Вообще потенциальным шпионам могло показаться, что здесь идут работы с истребителем МиГ-29 или Су-27.


Первый публичный показ МФИ состоялся в январе 1999 года – истребитель лишь прокатился по полосе на глазах у многочисленных журналистов. Но не взлетел. Первый полет, который длился 18 минут, состоялся годом спустя – уже без присутствия посторонних глаз. По словам упомянутого Владимира Горбунова, «машина вела себя штатно, чувствуется, что у истребителя большой потенциал».


Впрочем, не смотря на то, что характеристики истребителя держались в секрете, некоторые цифры стали известны. Он мог развивать скорость до 2900 км/ч и при этом держать крейсерскую сверхзвуковую скорость. Высота полета самолета, оснащенного двумя двигателями московского КБ «Люлька-Сатурн», могла достигать 20 километров. По боевым характеристикам МФИ мог противостоять в воздушном бою десяти самолетам противника.


Истребитель считался незаметным – технологии покрытия самолета, поглощающие волны радаров, позволяли ему «маскироваться» в воздухе не хуже, а то и лучше американских «Стэлсов». Да и разница в цене по сравнению с тем же F-22 у МФИ было гораздо меньше – 70 миллионов долларов против более чем 100 у конкурента. Тогда же шла речь, что наш истребитель уже через пару месяцев начнет полноценные полеты.


Работы по созданию МФИ начались еще в конце 70-х годов прошлого века. Перед конструкторами МиГа стояла задача создать принципиально новый истребитель – многофункциональный, способный работать по наземным и воздушным целям, сверхманевренный, малозаметный во всех спектрах – визуальном, радиолокационном, тепловом и электромагнитном. Истребитель должен был обладать сверхзвуковой крейсерской скоростью, позволяющую осуществлять энергичную манеру воздушного боя, навязывание инициативы противнику и быстрое реагирование на меняющуюся тактическую обстановку. Естественно, что это был своеобразный ответ на начавшиеся разработки американских конструкторов. Наш истребитель должен был стать лучшим.


«Заложенные в новый истребитель технологии действительно должны были превзойти американские, — говорит авиаконструктор Ованес Микоян. – При его проектировании была заложена формула «трех С» — сверхзвуковая скорость, сверхманевренность, скрытость».


Эскизный проект МФИ был вскоре представлен командованию ВВС и успешно прошел экзамен перед госкомиссией. Впрочем, испытания проходили не всегда гладко. На основе продолжавшихся исследований и поисков вносились изменения в конструкцию. Нововведения внедрялись и при сборке опытного экземпляра самолета на заводе. К 1994 году проект претерпел шесть существенных изменений, четыре из которых были опробованы уже на летающей модели.


Первоначально планировалось поставить на истребителе двигатели с плоскими соплами – снижающими радиолокационную заметность. Однако такая конструкция оказалась труднореализуемой – прогорали стенки сопла при распределении температур. Зато конструкторы-двигателисты, разрабатывая новый двигатель, сумели осуществить управление вектора тяги самолета за счет регулируемых круглых сопел – маневренность МФИ возросла многократно.


Изрядно поработали конструкторы и с крыльями – они стали с прямой передней кромкой без наплыва и сильно отличались от истребителей предыдущего поколения. Это улучшило аэродинамические качества истребителя – «умное» крыло само приспосабливалось к режиму полета.


Трансформации подверглось и размещение вооружения – если смотреть на фото МФИ, то на нем нет привычных подвесок для бомб и ракет. Все оружие спрятано внутри корпуса тяжелого истребителя. Прорабатывался даже вариант грузового отсека в верхней части фюзеляжа, образно говоря, на крыше самолета, что могло облегчить пуск ракет по высоколетящим целям и при маневрах с перегрузкой. Но из-за достаточно большого веса ракет от идеи пришлось отказаться – потребовались бы специальные краны при перезарядке на аэродроме. В итоге отсек вооружения разместили в привычной нижней части фюзеляжа, но в закрытом корпусе.


Должен был получить МФИ и РЛС нового поколения с фазированной антенной решеткой – намного эффективнее обычных РЛС с поворотным зеркалом антенны. Новинкой была и антенна «заднего вида», позволяющая обнаружить цели в задней полусфере и дать целеуказание ракетам, в том числе и с обратным стартом – запускаемыми в противоположную сторону от курса истребителя.


Новые разработки, применяемые при создании МФИ можно перечислять долго – их наберется ни на одну докторскую диссертацию. Самолет и впрямь обещал стать истребителем пятого поколения, равных которому нет в мире. Но так и не стал.


«Он хорошо летал, отменно показывал себя в полете, у этого истребителя должно было быть прекрасное будущее. Тем более, что самолет уже ждали в войсках, — рассказывает авиаконструктор Ованес Микоян. – Однако финансирование свернули – времена для ВПК в начале 90-х были не лучшими. Уходили ведущие специалисты, деньги растворялись непонятно где. МФИ по сути были вынуждены законсервировать. А потом предпочтение отдали другому истребителю — Т-50».


Тем не менее, не смотря на небольшой пессимизм в рассуждениях, авиаконструктор считает, что работы по созданию МФИ не пропали даром. Те наработки, а порой и настоящие открытия и изобретения, уже используются в отечественном авиастроении.


«Сейчас предпочтение отдается глубокой модернизации существующих истребителей, что обусловлено финансовой составляющей, — говорит Микоян. – Но я убежден, что России в ближайшее время будет нужен такой многофункциональный истребитель. Перспективы есть, осталось дело за заказами от ВВС».



Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх