Осень 1926 года. Копорская губа Финского залива. Здесь во время траления моряки Рабоче-крестьянского Красного флота зацепили и подняли на борт корабля прицельное устройство от четырехдюймовой пушки, принадлежавшее, как было установлено, подводной лодке L-55. Случайно это произошло или поиск погибшей в 1919-м английской ПЛ велся целенаправленно, судить трудно. Главное – находка принесла существенную пользу отечественным корабелам.

Два года британская подлодка ремонтировалась на Балтийском заводе и одновременно тщательно изучалась

С осени 1918-го вплоть до начала 1920-го на Балтийском море, то затихая, то усиливаясь, шла необъявленная война между РККФ и королевскими ВМС Великобритании, поддерживавшими операции войск только что обретших независимость Латвии и Эстонии, а также белогвардейцев, сражавшихся против Красной армии. Обе стороны понесли на этом морском ТВД довольно ощутимые потери. Так, семью месяцами ранее гибели L-55 флот Георга V лишился новейшего крейсера «Кассандра», который наскочил на мину и пошел ко дну (большинство экипажа, правда, удалось спасти). В мае 1919-го подорвался на мине и получил тяжелые повреждения крейсер «Кюрасао», отправившийся на ремонт на родину. А 4 июня краснофлотцы одержали знаменательную победу. В этот день эскадренные миноносцы «Азард» и «Гавриил» сначала обнаружили у входа в Копорскую губу английский эсминец и, не сумев догнать его, на отходе были атакованы субмариной L-55 – одной из совершеннейших по тем временам. Она произвела торпедную атаку, однако советские корабли от залпа уклонились. При этом командир подлодки Чарльз Чепмэн не сумел удержать резко облегчившуюся субмарину на прежней глубине. L-55 показалась над волнами и тут же подверглась обстрелу. Один из снарядов с «Азарда» попал в основание рубки ПЛ, которая, срочно погружаясь, на глубине 25 метров коснулась мины и в результате взрыва мгновенно затонула.

27 апреля 1928 года после двух лет обследования было принято решение о подъеме подлодки. Операция, осуществленная спасательным судном-катамараном «Коммуна», доныне находящемся в составе ВМФ России и базирующемся в Севастополе («Коммуна» для Книги Гиннесса»), прошла успешно. L-55 подняли на поверхность с глубины 62 метра ступенчатым методом и отбуксировали в Кронштадт. 38 гробов с телами английских моряков, обнаруженных на субмарине, и три корзины с их личными вещами отправили в Великобританию 30 августа на норвежском транспорте «Труро».

Вплоть до 1931 года ПЛ ремонтировалась на Балтийском заводе и одновременно тщательно изучалась. Впоследствии это пригодилось при создании советских подводных лодок типа «Щука». Затем субмарина Л-55 вошла в состав Балтийского флота. С 1940-го числилась опытовым судном, в 1942-м была переоборудована под плавучую зарядную станцию, в 1950-м исключена из списков ВМФ.


Вадим Кулинченко
Александр Уткин