Этот искусственно созданный маленький остров (Сухо) размером 90 на 60 метров. Расположен в 37 км к северу от порта Новая Ладога, где во время войны находилась главная база Ладожской флотилии. Его насыпали в начале XVIII века по приказу Петра I. В 1891 году для обеспечения судоходства по озеру и входа в реку Волхов здесь возвели высокое каменное здание маяка. Во время Великой Отечественной войны этот островок стал важным опорным пунктом, с которого можно было держать под контролем значительный район южной части Ладожского озера, трассы Дороги жизни, подходы к Волховской губе и порту Новая Ладога.
Днем и ночью на его территории, охраняя подступы к Дороге жизни, нес боевую вахту небольшой гарнизон, состоявший из 90 человек под командованием старшего лейтенанта И. К. Гусева.
Вплоть до весны 1942 года главным противником Ладожской флотилии была вражеская авиация. Затем сначала финны, а потом и немцы перебросили на озеро несколько катеров и минных заградителей, создав свою флотилию с базой в городе Лахденпохья. Наконец в июне 1942 года сюда были доставлены четыре итальянских торпедных катера и 15 немецких десантных барж типа «Зибель». Вооружение тяжелых барж состояло из трех 88-мм орудий и двух 20-мм автоматов, легких — из одной 37-мм пушки и двух 20-мм автоматов.
По сравнению с ТЩ-100 (на фото выше) даже легкие баржи были лучше вооружены. Но он принял бой один против тридцати.
Отважный малый охотник
Участившееся появление вражеских катеров в районе маяка на острове Сухо заставило усилить оборону острова. Еще с декабря 1941 года здесь постоянно находились в дозоре 2–3 корабля. При организации корабельных дозоров были учтены уроки первых месяцев войны, поэтому корабли держали постоянную радиосвязь со штабом флотилии и с гарнизоном острова Сухо. На острове оборудовали наблюдательный пост, радиостанцию, в сентябре 1942 года установили 3-х орудийную батарею 100-мм пушек и несколько пулеметов. Батарея обеспечивала противодесантную оборону и защищала конвои на «большой трассе» Дороги жизни от ударов кораблей противника. Планировалось дальнейшее усиление обороны, однако сделать это не успели.
Операция «Бразиль»
В конце августа 1942 года Гитлер поручил отрезать Ленинград от Ладоги. Наступление назначили на 14 сентября, однако оно было сорвано упреждающим наступлением Ленинградского и Волховского фронтов. Гитлер был взбешен провалом этой операции и потребовал перерезать Дорогу жизни. Командование группы армий «Север» разработало операцию «Бразиль». Ее ключевым моментом был захват острова Сухо, находившегося на пути следования наших кораблей с грузами между портами Новая Ладога и Осиновец, по так называемой «большой трассе», связывавшей блокированный Ленинград с Большой землей.
В рамках операции «Бразиль» противник рассчитывал артиллерийским огнем и внезапной высадкой десанта быстро подавить сопротивление гарнизона острова и превратить его в свой сильный форпост в южной части Ладоги. Это позволило бы ему полностью контролировать всю деятельность Ладожской флотилии и нарушить транспортные коммуникации в районе Волховской губы, особенно по «большой трассе» из Новой Ладоги в осажденный Ленинград. Именно поэтому противник бросил на остров такие большие силы и так отчаянно, не считаясь с потерями, пытался добиться успеха. С такой же ожесточенностью и упорством гитлеровцы действовали и на юге против нашей Азовской флотилии.
Первые выстрелы
Занималось хмурое осеннее утро 22 октября. Низкие тучи стлались над темными просторами ладожских вод, серая пелена утреннего тумана и мелкий дождь со снегом. В 7 часов 10 минут сигнальщики заметили на горизонте суда, быстро приближавшиеся к острову Сухо. Вскоре можно было различить быстроходные катера и десантные баржи всего тридцать вымпелов. На острове сыграли боевую тревогу. Суда стали охватывать остров полукольцом и открыли интенсивный артиллерийско-пулеметный огонь, в результате которого была сбита антенна радиостанции, и гарнизон острова остался без связи.
Схема боя за остров Сухо
В это время из-за мыса появился находившийся в дозоре у острова тральщик «ТЩ-100»*. Он сообщил о нападении врага в штаб Ладожской флотилии и с близкой дистанции стал расстреливать катера противника. В 07.17 открыла огонь батарея острова Сухо. В самом начале боя были подбиты 3 десантные баржи, уничтожен десантный катер и повреждено 2 десантных судна. Тяжело приходилось и защитникам острова. Были разрушены командный пункт и дальномерный пост, появились погибшие и раненые. Несколько ранений получил и командир батареи старший лейтенант И.К. Гусев.
Командир тральщика ТЩ-100 старший лейтенант П. К. Каргин
Решающая фаза боя
Суда противника подошли так близко, что артиллеристы вели огонь прямой наводкой. И вдруг картина боя изменилась. Немцы решили расправиться с беспокоившим их тральщиком и перенесли весь огонь на него. Беспрерывно маневрируя, тральщик какое-то время уходил от прямых попаданий. На помощь подоспел «морской охотник», патрулировавший в это утро на Ладоге. Командир МО-171, маневрируя под огнём девяти вражеских судов, прикрыл тральщик дымзавесой и открыл огонь по вражеским кораблям и самолетам.
Это тоже далеко не монстр, разве что с максимумом на ходу 27 узлов. При этом всего 57 тонн, два — 45 мм орудия, два 12,7-мм ДШК и мины, которые на ... в этом бою не нужны.
Несколько «Юнкерсов» пикировали на остров, забрасывая его бомбами. В восемь часов утра под прикрытием артиллерийского огня и авиации к острову Сухо направились быстроходные суда с десантом. Защитники острова встретили их пулеметным огнем, противнику удалось высадить на остров всего лишь 50–70 человек. Наступил критический момент. Именно о нем Гусев позднее писал в донесении: «Идет сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолёты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Побили много фашистов…». Однако немцам удалось закрепиться на острове.
Окруженные врагами, израненные, уставшие от невероятного напряжения боя, защитники отстаивали свой рубеж до последнего. Они знали, что это бой за блокированный со всех сторон Ленинград, за единственную дорогу, питающую город всем необходимым, и верили, что помощь придет.
Самоходная десантная баржа-понтон Зибель на Ладожском озере. В десантном варианте брала на борт до 200 вояк.
В девять часов утра наши самолеты нанесли первый бомбово-штурмовой удар по судам противника. С юга к месту боя уже подходили корабли Ладожской флотилии. Вновь загремела артиллерийская канонада. Начался разгром вражеской флотилии. В это время горсточка защитников Сухо бросилась в атаку на немцев, опрокинув их в море. Впрочем, атака двух дюжин по большей части раненых защитников острова не предполагала пленение гитлеровцев, многократно превышавших их числом. По свидетельству моряков с подошедших катеров, все прибрежные камни были буквально устланы трупами немецких десантников.
Бой у острова Сухо. Картина художника И.И. Родинова
В панике, бросая оружие и раненых, немцы беспорядочной толпой побежали к лодкам. Большинство их было перебито и утонуло в Ладоге. В 9 часов 20 минут на острове Сухо не оставалось ни одного захватчика, а уцелевшие суда стали полным ходом уходить на северо-запад. Наши корабли и авиация до 16 часов преследовали и атаковали противника. Из тридцати вражеских судов 16 были уничтожены, а остальные имели серьезные повреждения. Комендант острова старший лейтенант И.К. Гусев был награжден орденом Ленина. Были награждены и все остальные участники этого боя.
Старший лейтенант Иван Константинович Гусев.
Значение победы
Немцы хорошо усвоили этот урок и больше ни разу не пытались сунуться к острову Сухо, ставшему одним из несокрушимых бастионов Ленинградской обороны. Разгром фашистского десанта стал кульминационным моментом продолжавшейся все лето ожесточенной борьбы за Дорогу жизни. Массированные бомбежки ладожских портов, частые налеты на караваны, наконец, неожиданный удар по Сухо — все это не принесло противнику желаемого результата. Наша флотилия полностью господствовала в водах Ладоги и обеспечила бесперебойное движение грузов по Дороге жизни.
* - этот тральщик на самом деле всего лишь древний ледокольный озерно-речной буксир Аунус (Олонец), построен в Турку на верфи Wm. Crichton & Co Ab в 1900 году. Финны превратили его в военный корабль, а наши получили его в 40-м в качестве трофея. 100 тонн, 10 узлов, ВООРУЖЕНИЕ 2 х 45 мм орудия 2 х 12,7 м. пулемета и 1 - 7,62 мм пулемет.
Отважный комендант острова был направлен в госпиталь. Скромный, застенчивый, он не любил рассказывать о событиях, развернувшихся на Сухо 22 октября. О героическом поведении командира рассказали военным журналистам его бойцы. За мужество, проявленное в бою, Иван Константинович был награжден орденом Ленина.
По немецким источникам потери десанта составили 18 человек убитыми, 57 раненными, 4 пропавшими без вести. Наши источники говорят о 40 убитых и 6 взятых в плен. Наши потери: убитых - 8 человек, тяжелораненых - 16, легкораненых - 7 человек. Кроме того был захвачена одна из барж Зибеля (первая за всю войну). Под названием АКА ДБ-51она была включена в состав флотилии и успела даже отметиться в боевых действиях.
Наш флот и авиация еще несколько часов атаковали соперника, благо скорость Зибелей была невысока. Нами было заявлено всего о потоплении 16 и повреждении еще нескольких судов противника и 12 самолетов. Наши потери составили 2 самолета. Таким образом, эта операция стала самой успешной операцией Советского флота за всю войну.
При написании статьи были использованы следующие материалы:
Трибуц В.Ф. «Балтийцы сражаются». Москва. 1985 г.
Сборник. В небе летчики Балтики. Таллин. 1974 г.
Михайловский Н.Г. Адмирал Трибуц. Москва. 1982 г.
Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Изд. 2. 1978 г.
Гришина Л.И., Файнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные Места Ленинградской Области. Л.: Лениздат, 1973. https://www.rubaltic.ru/context/22102018-nemtsev-bylo-v-15-raz-bolshe/
https://korvet2.ru/ostrov-suho.html
http://bastion-opk.ru/tsh-100/
http://www.stena.ee/blog/75-let-operatsii-na-ostrove-suho
Читайте нас: