Учебный вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» с двойным комплектом управления, произведенный во входящем в холдинг «Вертолеты России» ОАО «Роствертол», совершил первый полет 9 августа прошлого года на летно-исследовательской станции в Ростове-на-Дону. Первый полет новой машины принимал не только генеральный директор «Роствертола» Борис Слюсарь, но и главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев.
«Машина выполнила полет, который продолжался 30 с лишним минут. Все прошло благополучно. Все детали полета фиксировались на автоматические регистраторы, которые будут расшифрованы и проанализированы. Летчики доложили, что машина готова к дальнейшим испытаниям и серийному производству», – заявил по окончании полета Бондарев.
Уже в конце августа Ми-28 с двойным управлением вместе с Ка-62, Ка-52 «Аллигатор», Ка-32А11ВС, Ми-26Т и др. был представлен на статической стоянке экспозиции «Вертолетов России» в рамках Московского авиационно-космического салона.
Новые вертолеты будут применяться для обучения пилотированию Ми-28Н «Ночной охотник», при этом все учебные машины за счет бортового оборудования, прицельного комплекса и т. д. сохранят весь функционал ударных вертолетов. Главное отличие учебного Ми-28Н – это двойная гидромеханическая система управления, позволяющая управлять вертолетом не только из кабины летчика, но также и из кабины летчика-оператора, выполняющего функции инструктора. Примечательно, что для удобства работы летчика-инструктора в конструкцию учебного вертолета пришлось внести некоторые изменения, улучшающие эргономику и увеличивающие контроль инструктора за действиями обучаемого. В частности, на Ми-28Н с двойным управлением кабина летчика-инструктора была увеличена, также расширена верхняя часть фонаря кабины летчика. Для удобства работы экипаж размещается в новых энергопоглощающих креслах, отличающихся от установленных на Ми-28Н «Ночной охотник» конфигурацией, которая обеспечивает удобство пилотирования и обучения.
Потребность в учебных вертолетах Ми-28Н у ВВС России достаточно большая. Еще недавно основным боевым вертолетом армейской авиации Военно-воздушных сил был заслуженный трудяга, прошедший десятки войн и военных конфликтов, Ми-24. Но сейчас ему на смену в войска поступают новейшие ударные вертолеты Ми-28Н «Ночной охотник», Ка-52 «Аллигатор» и модернизированные Ми-35М, значительно отличающиеся от Ми-24 не только по боевым возможностям, составу бортового оборудования, прицельного комплекса, номенклатуре вооружения, но и особенностями пилотирования и выполнения боевых задач. 22 ноября 2013 года министр обороны России Сергей Шойгу подписал приказ, согласно которому Ми-28Н «Ночной охотник» официально принят на вооружение Военно-воздушных сил России.
Сейчас переучивание на новые вертолеты организовано на базе входящего в состав 4-го Центра подготовки авиационного персонала Центра боевого применения и переучивания личного состава армейской авиации, базирующегося в городе Торжке.
Но не только летчикам-инструкторам центра нужны новейшие учебные вертолеты. По окончании переучивания пилоты возвращаются в свои воинские части и им постоянно надо не только поддерживать полученные навыки, но и совершенствовать их. В истребительных, бомбардировочных и штурмовых авиаполках такие задачи решаются за счет учебно-боевых самолетов с двойным управлением, таких как Миг-29УБ, Су-27УБ, Су-25УБ и т. д. Пилот-инструктор при выполнении учебно-боевых задач не только следит за действиями обучаемых, но исправляет их неточности и обучает новым тактическим и воздушным приемам. Потребность в учебно-боевых самолетах очень высока, достаточно сказать, что во вновь созданных авиационных полках на 20–24 боевых самолета приходится четыре – шесть учебно-боевых машин. Теперь у армейской авиации появились и учебные вертолеты.
Как заявил главнокомандующий ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев, военные планируют заказать до 2020 года не менее 40–60 Ми-28Н с двойным управлением.
«Четыре – шесть машин будем брать на каждую воинскую часть, которая эксплуатирует вертолеты. Всего до 2020 года будет закуплено 40–60 машин», – сказал Бондарев после демонстрации первого полета Ми-28Н в августе прошлого года.
Но не только ВВС России заинтересовались новым учебным вертолетом. Так, по словам генерального директора «Роствертола» Бориса Слюсаря, на учебный Ми-28Н с двойным управлением уже поступают заказы из других стран. Благодаря новейшим учебным машинам иностранные заказчики смогут сэкономить значительные средства на обучении своих летчиков и операторов вооружения, получив при этом полноценную боевую машину.
«Хочу отметить, что американцы и европейцы далеко ушли в плане тренажеров. Но они признаются в зависти к нашим пилотам, которые имеют возможность обучаться непосредственно на вертолетах. Это хоть и недешевое, но самое эффективное обучение», – заявил в своем интервью газете «Коммерсантъ» Борис Слюсарь.
Так что Ми-28Н с двойным управлением ожидает большой экспортный успех. Стоит отметить, что помимо семейства Ми-28 «Вертолеты России» предлагают покупателям широкий модельный ряд военных вертолетов. В частности, Ка-52 «Аллигатор», Ми-35М и семейство Ми-8/17, многие из которых долгие годы пользуются большой популярностью у иностранных заказчиков.
Согласно опубликованному авторитетным британским издательством Janes исследованию мирового рынка торговли вооружениями IHS Trade Balance 2014 холдинг «Вертолеты России» вошел в десятку крупнейших компаний – экспортеров вооружений в мире, поднявшись с 16-го на 10-е место в глобальном рейтинге. По итогам 2013 года холдинг поставил заказчикам 275 вертолетов. Выручка по сравнению с 2012-м выросла на 10 процентов – до 138,3 миллиарда рублей. На начало 2014 года портфель заказов компании составил 808 вертолетов стоимостью 401,2 миллиарда рублей.
Но все же для холдинга главное – обеспечить новейшими учебно-боевыми вертолетами Ми-28Н, поставки которых должны начаться уже в этом году, Военно-воздушные силы России. За последние несколько лет парк вертолетной техники ВВС значительно обновился благодаря поставкам новейших ударных вертолетов производства «Вертолетов России».
Читайте нас: