Лента новостей

00:57
Панический страх: эксперты объяснили cлова Авакова про Суркова и Лаврова
00:33
«Яблоко» Вишневского напрямую связано с МИД Германии
00:30
Исполнителей теракта в петербургском метро поддержала «Новая газета»
00:27
Фейки о ЧВК Вагнера помогут Эрдогану обосновать свое вторжение в Ливию, считает эксперт
00:03
Эпизод из истории польского восстания в Белоруссии
23:27
В Донецке прошел круглый стол, посвященный интеграции ЛДНР и России
23:24
Порошенко: Зеленского в Париже на саммите защищал «настоящий оберег»
23:21
А у нас в квартире газ. А у вас?: крайний срок заключения газового соглашения истекает 13 декабря
23:18
Аваков обещает за два дня взять под контроль государственную границу с РФ
23:15
За стаканчиками последует стрельба: Путин категоричен к оппозиции
23:12
Где я, а где президенты: Соловьёв ответил Зеленскому на приглашение
23:09
Языковой омбудсмен Монахова озвучила штрафы за русскую речь и отвергла пересмотр закона о тотальной украинизации
23:06
Посольство США на Украине довольно итогами саммита в Париже
23:03
Лавров о встрече с Помпео: не только слушали, но и слышали друг друга
22:57
Якубович рассказал, чем запомнился Лужков
22:54
Сирия новости 10 декабря 22.30: 184 сирийца получили помощь от российских врачей, США стягивают силы к нефтяным полям САР
22:45
Минские соглашения останутся базисом для Донбасса, заявил Безпалько
22:12
Никитин: закон о защите капиталовложений даст уверенность инвесторам
22:09
Силуанов назвал возможные сроки решения суда по делу о долге Украины
22:06
»Росатом» увеличит переработку обедненного гексафторида урана
22:03
Шойгу заявил о значительном усилении воздушного компонента ядерной триады РФ
22:03
Фонд микрофинансирования Кубани выдал бизнесу 500 займов в 2019 году
21:57
Помпео попросил Россию поддержать Гуаидо в качестве лидера Венесуэлы
21:54
Помпео и Лавров обсудили урегулирование в Сирии
21:51
Помпео в беседе с Лавровым подчеркнул важность санкций против КНДР
21:48
Лавров заявил, что обсудил с Помпео стратегическую стабильность
21:12
На каких условиях Сергей Лавров полетел в Вашингтон
21:06
Армия дублеров Путина: все потенциальные преемники российского президента
20:57
«Зеленский на обсуждении транзита газа с Россией остается в вакууме»
20:51
Жители Донбаса обложили встречу "нормандской четверки" крепкими словами
20:48
Путин "услышал" просьбу сделать 31 декабря выходным
20:45
Путин согласился подумать над возвращением в суды присяжных дел взяточников
20:42
Белорусская оппозиция считает, что интеграция стран в итоге приведет к объединению с РФ
20:39
Боевые корабли. Упрямое совершенство
20:35
Зеленский «перенервничал» на саммите
20:24
Запад выступил с допинговым заговором против России
20:18
Безсонов заявил, что у Зеленского и Коломойского есть особый план по Донбассу
20:15
Евросоюз пойдет Турции на уступки, несмотря на просьбы Греции и Кипра — эксперт
20:12
Путин прокомментировал идею сделать 31 декабря выходным днем
20:11
Путин призывает четко определить уровень дозволенного, прежде чем увольнять госслужащих за хамство
20:09
WADA: допинг-проба на ангажированность – положительная
19:51
Россия разрешила Ирану сбивать израильские истребители в небе Сирии – СМИ Израиля
19:46
Дарья Беседина – кандидат, которого заслужила оппозиция, но не мы
19:42
«Турецкий поток» стал мишенью для Пентагона
19:35
Навальному нужны молодые люди: Фатьянова берется за дело в Петербурге
Все новости

Архив публикаций

«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Мировое обозрение » История » Почему Ельцин и Немцов не смогли пересадить элиту на отечественные машины

Почему Ельцин и Немцов не смогли пересадить элиту на отечественные машины


Почему Ельцин и Немцов не смогли пересадить элиту на отечественные машины


В истории России 1990-х есть дата, о которой крайне редко вспоминают СМИ. 31 марта 1997 года Борис Ельцин подписал документ, который вполне мог изменить в лучшую сторону судьбу отечественного автопрома, а также облик и культуру современного чиновничества.

Речь идет о распоряжении «О вопросах обеспечения автотранспортом федеральных органов власти». Документ предусматривал пересадку госслужащих РФ на автомобили отечественного производства «в целях экономии средств федерального бюджета и поддержки отечественных товаропроизводителей».

«Установить, что с 1 апреля 1997 г. прекращается использование средств федерального бюджета на приобретение и аренду легковых автомобилей иностранного производства для обеспечения автотранспортом федеральных органов власти, за исключением выполнения обязательств по договорам, заключенным до вступления настоящего распоряжения в силу», — гласил первый пункт президентского распоряжения.

Правительству РФ предписывалось до 15 апреля 1997 года разработать и утвердить порядок продажи автомобилей иностранного производства и покупки отечественных машин. Также исполнительная власть была обязана принять меры по улучшению качества производящихся в РФ автомобилей в сотрудничестве с иностранными компаниями.

Распоряжение было подписано с подачи Бориса Немцова, занимавшего тогда пост первого вице-премьера. И это была отнюдь не первоапрельская шутка двух тезок. Как вспоминают близкие к первому президенту РФ люди, намерения Ельцина действительно были весьма серьезные. Кстати, сам популист Немцов передвигался на гибриде «Волги» и Mercedes. Кузов машины был отечественный, но почти все внутреннее убранство и агрегаты — немецкие.

Еще один парадокс заключался в том, что именно Борис Николаевич после прихода к власти фактически похоронил завод имени Лихачева (ЗИЛ) и Горьковский автозавод (ГАЗ), отказавшись от использования их продукции. Вслед за ним отечественные авто начала саботировать вся российская элита. Как писала ранее «Русская Планета», это был символический поворот новых руководителей России в сторону Запада.

Кроме того, выбор в пользу Mercedes и BMW был не самым рациональным решением с экономической точки зрения (но кто тогда думал об этом в Кремле). В 1980-е годы российские предприятия уже навострились выпускать для партийных боссов вполне оригинальные образцы, перестав копировать тех же немцев.

Произошедшая перед распадом СССР мини-революция вполне могла дать плоды в 1990-е годы и обеспечить всех федеральных чиновников вполне достойными авто. Государство могло стать инвестором в собственную промышленность, обеспечивая в тяжелейший период рабочие места и в целом выживаемость как минимум двух заводов в стране.

Распоряжение от 31 марта казалось, пусть и запоздалым, но все же отрезвлением руководства РФ. За шесть лет простоя технологии не успели устареть, ЗИЛ и ГАЗ имели шанс восстановить поредевший инженерный состав. Однако «молодой и амбициозный» менеджер Немцов не обеспечил надлежащее выполнение своей собственной инициативы.

Оправдываясь перед Ельциным, он говорил: «Понимаете, есть проблема в том, что вы свой собственный указ выполнять не хотите, и вряд ли высокопоставленные чиновники будут выполнять этот указ, потому что на вас смотрят».

С одной стороны, упрек Немцова понять можно — глава государства должен задавать тон в автомобильной моде. С другой —технические требования (по причинам безопасности) к кортежу президента, мягко говоря, совершенно иные, чем к авто министров, губернаторов и мэров. Советские автомобили для первых лиц постоянно совершенствовались. Ельцин мгновенно пересесть на ЗИЛ не мог в отличие от господина Немцова. Таким образом никаких существенных проблем с пересадкой «высокопоставленных чиновников» в 1997 году не было.

Автомобильная эпопея закончилась спустя два года, в апреле 1999 года, когда Ельцин отменил свое распоряжение. С тех пор тема чиновников и автомобилей неоднократно поднималась, но радикальных мер принято не было. В благословенные 2000-е годы отечественный автопром начал выпускать достаточно широкую линейку иномарок (Renault, Volkswagen, BMW, Chevrolet, Kia, Audi, Ford), и проблема отчасти ушла с повестки дня.

Сегодня большая часть автопарка госучреждений РФ состоит из машин преимущественно отечественной сборки. С 2012 года президент готовится пересесть в новый отечественный лимузин проекта «Кортеж». А в 2014 году правительство России опубликовало постановление, которое ограничило закупку дорогих авто.

Несмотря на эти меры, чиновники не считают нужным экономить на автопарке, стремясь, как и прежде, разъезжать на машинах, стоимостью свыше 1-2 миллиона рублей. Например, министры передвигаются на Mercedes и BMW, а руководящий состав мэрии Москвы —на Audio. Чиновники среднего звена предпочитают в основном Ford Focus и Volkswagen, цена которых (в зависимости от комплектации) колеблется в районе миллиона рублей.

Машины эконом-класса стоимостью около полумиллиона рублей не интересуют даже сотрудников администраций небольших городов. Кроме того, значительной части чиновничества (практически всем руководящим должностям) полагается личный водитель. Какая в этом необходимость —при почти поголовном наличии собственного авто — вопрос риторический. В итоге расходы на содержание руководящего аппарата в России необоснованно раздуты.

«Это вопрос психологии, желания ощущать особенный статус в обществе. Ничем другим такие запросы объяснить невозможно. Конечно, у большинства госслужащих нет никакой реальной потребности в личном водителе и в услугах автопарка. Самое смешное, что в регионах зарплата управленца и водителя может несильно отличаться. На самом деле чиновники получают весьма скромную зарплату. И потому, мне кажется, что автомобильные привилегии очень льстят моим коллегам, особенно в провинции», — пояснил РП сотрудник одной из правительственных структур.

По его словам, в среде бюрократии сложилась определенная культура пользования полагающимися льготами и привилегиями. Отказ от соблюдения негласных правил чреват для должностного лица серьезными последствиями.

«Более скромный подход к эксплуатации автомобильного парка повлечет катастрофическое непонимание со стороны окружающих. На чиновника, который отказался от водителя, приехал на встречу на общественном транспорте или такси, будут смотреть как на белую ворону. В карьерном плане скромняга обречен. Ситуация может измениться, если президент или какой-нибудь популист-губернатор подаст пример всем остальным. Перемены могут произойти только сверху, потому что среда чиновников чрезвычайно консервативна», — отметил собеседник РП.



Опубликовано: legioner     Источник



Похожие публикации для статьи "Почему Ельцин и Немцов не смогли пересадить элиту на отечественные машины"


2 комментария

  1. {text_stat}
    madfish

    да какая разница кто и на чем ездит, это чистый популизм

    от чиновников надо требовать не пересесть на другое авто, а по другому работать, чтобы у остальных граждан была возможность выбора любого авто

  2. {text_stat}
    Dersu60947

    Так и Чубайс аж всю страну на Волги пересаживал!!! Помните? Один ваучер и через несколько лет на диведенды -две Волги каждому гражданину России!! Уже не один год катаемся.....а кто уже и в чер мет сдал.....

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх