Столб дыма над центром Ванкувера от горящего «Green Hill Park»
6 марта 1945 года центр портового города Ванкувер, расположенного на тихоокеанском побережье Канады, потрясла серия мощных взрывов. Выбило стекла окон в сотнях домов и даже массивные стальные двери портовых складов. Над городом поднялся огромный столб дыма, а в воздух взлетало множество сигнальных
У причала, расположенного всего лишь в сотне метров от городского центра, горело канадское торговое судно Green Hill Park, принадлежащее государственной компании Park Steamship Company Limited и находящееся под менеджментом частной фирмы Canada Shipping Company Limited.
Горящий «Green Hill Park»
Горевшее судно принадлежало к крупной серии сухогрузов типа «Парк», своего рода канадского варианта знаменитых американских «Либерти». Всего в 1941-1945 гг. по проекту британской фирмы J.L. Thompson and Sons (она же спроектировала и «Либерти») на канадских верфях для Канады, Великобритании и США было построено 380 схожих по конструкции судов типа «Park» и «Fort», а также 20 танкеров, созданных на базе «Парков». 30 из них погибли в ходе военных действий.
Вступивший в строй в январе 1944 года «Green Hill Park» имел валовую вместимость 7130 GRT, длину 129,39 м, ширину 17,37 м и осадку 6,93 м. Для перевозки грузов служили пять трюмов с твиндеками. Для самообороны судно имело довольно мощное
Погрузка судна для Австралии началась 27 февраля. Груз в основном состоял из древесины, газетной бумаги и слитков олова. Мелкие партии включали множество наименований, от вязальных спиц и электрических лампочек до солнечных очков. Но среди них были и грузы, принадлежащие к категории опасных: 94 тонны хлората натрия, семь с половиной тонн сигнальных ракет и бочки с 60-градусным виски. Притом опасные грузы, в нарушение всех правил, располагались в непосредственной близости.
Хлорат натрия NaClO3 (не путать с хлоридом натрия NaCl) является мощным окислителем, что при контакте с органическими соединениями (а им является и спирт) может привести к взрыву и пожару.
Незадолго до описываемых событий британское Министерство военного транспорта направило руководству Canada Shipping Company письмо, в котором указывалось, что при погрузке судов в Канаде нарушаются британские правила перевозки опасных грузов, в которых, в частности, указывалось, что:
«Не более 10 тонн хлората натрия может находиться в одном трюме; хлорат натрия должен располагаться вдали от взрывчатых веществ (таких как сигнальные ракеты), их должен разделять отсек машинного отделения; хлорат натрия не должен находиться рядом с любыми горючими материалами.»
Вероятно, серьезного значения этому письму руководство компании не придало или просто его проигнорировало. Главным для него была скорость погрузки, ибо «время — деньги». Благодаря этому работники портового терминала, ответственные за погрузку судна, и его экипаж остались в неведении об опасности груза. Этому способствовало и то обстоятельство, что на более чем 1700 бочках с хлоратом натрия отсутствовали требуемые надписи, предупреждающие об их опасном содержимом.
В полном противоречии с «Правилами перевозки опасных грузов» химикалии, ракеты, виски, бумага и другие горючие грузы были погружены вместе в твиндеке № 3.
6 марта один из докеров заметил дым, поднимающийся из штабеля груза в углу твиндека №3. Попытки бороться с начинающимся пожаром с помощью огнетушителей и пожарного ствола оказались безуспешными.
Взрывы произошли в 3-м твиндеке у правого борта (судно стояло левым бортом к причалу). Мощная взрывная волна разорвала стальную переборку, разделявшую твиндеки № 2 и 3, вырвала кусок правого борта и разрушила прилегающие судовые конструкции. Вспыхнувший пожар перебросился на стоявшую у борта баржу, груженную лесом.
Разрушения в трюме и твиндеке «Green Hill Park»
В это время на борту судна находилось около ста человек: докеры, члены экипажа и береговые специалисты, занятые в машинном отделении ремонтом механизмов. Шесть докеров и два моряка, каюты которых находились над местом взрыва, погибли мгновенно. Многие были выброшены за борт взрывом или выпрыгнули в воду сами, спасаясь от взрывов и пожара.
Быстро прибывшие буксиры приступили к спасению находившихся в воде людей, их эвакуации с борта горящего судна и тушению пожара. К ним присоединились и береговые пожарные команды. От борта “Green Hill Park” с большими трудностями отвели горящую баржу, а также стоявший у соседнего причала пароход.
Так как пожар в трюмах 2 и 3 полыхал всё яростнее, было принято решение отбуксировать судно на расположенную напротив порта илистую отмель. Для заводки буксирных тросов пришлось искать добровольцев, согласных вернуться на горящий пароход. По их рассказам, палуба уже раскалилась до почти непереносимого состояния.
Буксировка горящего «Green Hill Park», видны разрушения на правом борту.
Однако судну явно не понравилось намеченное место, и оно упорно отказывалось следовать за буксирами, описывая замысловатые циркуляции (вероятно, перо руля не находилось в диаметральной плоскости). Видя сложившуюся ситуацию, местное военно-морское руководство решило вывести горящий пароход за пределы порта и затопить.
Но судно этому решению воспротивилось и, описав полную циркуляцию, выбросилось на мель, с которой его с трудом удалось снять и наконец-то вывести за пределы порта и затолкнуть на отмель.
Тушение пожара на выброшенном на отмель «Green Hill Park».
С пожаром справились только на следующий день, но состояние судна было оценено как «Constructive Total Loss» (полная конструктивная потеря), то есть его ремонт был признан экономически нецелесообразным. В результате этой трагедии, кроме восьми погибших, еще двадцать шесть человек, включая семь пожарных, получили ранения.
Рассматривался вариант демонтажа уцелевших паровой машины и котлов и разделки корпуса на металл, но судьба оказалась благосклонной к многострадальному пароходу. Его приобрел бразильский предприниматель всего лишь за 9 процентов первоначальной стоимости, и после ремонта под панамским флагом и названием “Phaeax II” судно снова вступило в строй. Меняя владельцев, названия и флаги, пароход прослужил до 1968 года, когда был разрезан «на иголки» на Тайване.
Для определения причин катастрофы и поиска виновных создали многостороннюю комиссию. Было выдвинуто несколько версий причин возникновения аварийной ситуации.
Версия о диверсии или саботаже была исключена довольно быстро, и внимание переключилось на возможное курение докеров в грузовых отсеках судна, что было строжайше запрещено, но, как известно, «запретный плод сладок». Подобное обвинение было отвергнуто как администрацией грузового терминала, так и профсоюзом докеров. В качестве весомого аргумента последний приводил решение недавнего профсоюзного собрания. Согласно ему, любой, замеченный за курением в запрещенных местах, подвергался штрафу в 100 долларов и подлежал немедленному увольнению. Для контроля за соблюдением данного запрета назначался специальный дежурный, не занятый на других работах.
Казалось, что следствие зашло в тупик, а поэтому комиссия перешла к наиболее вероятной, по их мнению, версии — возгорание виски. Бочки с алкоголем могли быть вскрыты или охочими до спиртного докерами, или повреждены при погрузке, а затем нечаянно зажженная спичка или что-то подобное, и... Но каких-либо прямых доказательств этому не было, не считая найденных в твиндеках № 2 и 3 спецовок докеров со вшитыми карманами с термосами и судков для пищи, возможно предназначенных для выноса украденного алкоголя. Но, вопреки этому, считалось, что грузы в твиндеке были уложены настолько плотно, что добраться до вожделенного зелья было попросту невозможно.
Следует отметить, что хищение грузов в канадских портах, и в Ванкувере в частности, было довольно распространенным явлением. В доле обычно были не только работники порта различного ранга, но даже местные полицейские и таможенники.
Прямое подтверждение этой версии появилось только через 35 лет после происшедших событий. В начале 1980-х годов 91-летний бывший докер ванкуверского порта поведал местному репортеру весьма примечательную
Оказывается, узкий проход к вожделенному напитку был предусмотрен уже при укладке груза. И в один «прекрасный» момент, когда шел процесс разлива виски, изрядно подпивший грузчик решил осветить место и чиркнул спичкой. Или вспыхнули скопившиеся в замкнутом пространстве пары алкоголя, или спичка упала в разлитый виски — заполыхало пламя, и участники поспешили ретироваться, не только не пытаясь потушить пожар, но и известить о нем.
Комиссия опубликовала свой доклад 12 мая 1945 года, через десять недель после случившегося. Были особо отмечены взрывоопасность хлората натрия и паров виски с повышенным содержанием спирта. Непосредственную вину за случившееся возложили на ненайденных докеров, участвовавших в хищении виски. А вот Canada Shipping Company вышла сухой из воды.
Источники
1. John Stanton. The Green Hill Park Disaster.
2. Eve Lazarus. SS
3. Другие ресурсы
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: