Однако в этом были и свои достижения. Так, первые в СССР автоматические линии были связаны именно с сельскохозяйственным машиностроением. О линии Иночкина по обработке деталей гусеничного трактора НАТИ-А на Сталинградском тракторном заводе многие слышали, а вот о том, что «Ростсельмаш» до войны создал свою автоматическую линию, думается, известно мало. Тем более, что эта линия имела свою специфику.
«Сталинец-1»
Ордена Ленина, Ордена Октябрьской революции, Ордена Трудового Красного Знамени и Ордена Почета ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» существует и работает и по сей день, пережив многочисленные пертурбации. Первую продукцию завод выдал 21 июля 1929 года; тогда выпускались плуги, сеялки, сноповязалки. Вскоре характер производства резко изменился, и завод перешел на выпуск комбайнов. Первый из них был выпущен с конвейера 24 января 1932 года.
Легко написать, но трудно было сделать. Завод изначально проектировался для выпуска конных сельхозмашин, а потребовалось выпускать прицепные сельхозмашины. Проект завода радикально переделывался два раза, и еще четыре раза были сделаны частные, но масштабные изменения.
Одновременно шло проектирование первого комбайна группой инженеров: И. И. Зимина, П. И. Гурьянова и А. А. Яковенко. Работы начались осенью 1929 года. Прототипы были американские, но советские инженеры во многом пошли своей дорогой, в частности, первый прототип «Колхоз» был разработан универсалом и мог убирать не только зерновые культуры, но и подсолнечник, кукурузу и просо. Летом 1930 года «Колхоз» выдержал сравнительные испытания с американскими аналогами и вскоре был несколько усовершенствован. Новая версия получила название «Сталинец». Впоследствии на его основе было разработано несколько более совершенных модификаций, так что первая версия получила название «Сталинец-1».».
"Сталинец-1" в экспозиции музея "Ростсельмаша"
Комбайн прицепной, то есть буксировался по полю трактором, но при этом имел собственный двигатель для привода жатки шириной 6,7 метров, молотилки и остальных механизмов. На самоходных комбайнах жатку ставят спереди, а на прицепных она размещалась сбоку, в данном случае справа по ходу движения. В комбайне соединяется срезание колосьев, их обмолачивание и отделение зерна от соломы и половы.
Адептам теории «голодомора» всегда было трудно объяснить с точки зрения своих взглядов появление комбайна на советских полях. Им можно немного в этом помочь. Комбайн, должно быть, был средством механизированного ограбления крестьян. Если крестьян заставить жать хлеб серпами или косами, то они, того и гляди, сыпанут горсть колосьев в карман. С комбайном же всё зерно мимо голодных ртов колхозников исчезает в железном чреве этой машины, а оттуда прямиком в бездонные закрома государства. У «голодоморщиков» еще не было этого тезиса? Ну, надо им все же быть последовательными в своем мировоззрении, даже если оно доходит до абсурда.
Если же отставить в сторону циничный стёб по поводу «голодомора», легко доводимого до абсурда, то значение комбайнов можно выразить в цифрах. Как-то раз в Чкаловской области (это, скорее всего, 1939 или 1940 годы) двумя комбайнами «Сталинец-1» на сцепе было убрано 6012 гектаров. Для этой же работы потребовалось бы 1637 человек, 373 лошади, 25 жаток, 25 молотилок, 25 веялок, 40 сортировок. При уборке вручную потребовалось бы 3323 человека. Комбайн же обслуживали пять человек на машине, один на отвозке и один на тракторе. Всего 7 человек.
«Сталинцы» идут сцепкой. Жатка крепится жестко, с помощью распорной трубы, дальний конец ее оснащается полевым колесом. Второй комбайн можно прицепить за крюк, расположенный за полевым колесом жатки первого комбайна.
«Сталинец-1» был хорош, за время выпуска с 1932 года по октябрь 1941 года было выпущено 56 тысяч комбайнов этого типа.
Автоматическая линия
Но в производстве этого замечательного комбайна было одно узкое место, которое и заставило разработать автоматическую линию. Поскольку жатка или хедер (header) располагалась на «Сталинце-1» сбоку от комбайна, то возникала необходимость в транспортере, передающем скошенные колосья в молотилку. Конструктивно это было полотно из очень крепкой ткани, по краям которого были проложены ремни, приклепываемые заклепками, и деревянные планки, расположенные через 25,5 см друг от друга.
На этом фото хорошо виден этот самый транспортер в жатке, с изготовлением которого было много проблем.
Для того чтобы собрать полотно этого транспортера, требовалось пробить 520 отверстий, установить 520 заклепок, 65 планок и 390 чашечных шайб. Все это делалось вручную. В отделе полотен работало 100 рабочих, и их сил не хватало, чтобы обеспечить комбайны полотном, без которого они не могли работать. По мере роста производства это узкое место становилось все ощутимее и ощутимее. В итоге инженер-электрик Н. В. Яцковский и инженер-механик С. А. Саханский взялись за разработку автоматической линии, которая смогла бы разрешить эту проблему.
Это потребовало изрядной изобретательности, но линию им удалось спроектировать, построить и запустить в ход. Агрегат в 8-часовую смену давал 370 полотен, для чего бы пришлось в отделе полотен иметь 900 рабочих для ручного их изготовления.
Инженеры разбили весь процесс на отдельные стадии, размещенные последовательно, которые выполнялись автоматами. Полотно укладывалось на конвейер с шагом 225 мм, двигающееся с определенным тактом.
Первая остановка — пробитие отверстий, для чего было установлено 8 аппаратов, по четыре с каждой стороны.
Вторая остановка — установка заклёпок. Заклёпки из бункера, в который засыпались навалом, подавались во вращающийся барабан, оттуда в уловители с пазами, и из них в магазины, из которых они ставились на место.
Третья остановка — установка чашечных шайб на заклепки. Для этих шайб был разработан бункер с овальным дном, в центре которого была прорезь для шайбы на ребре. После этой прорези шайба проходила колесо с лопастями, а уже оттуда в шайбопровод. Перед установкой шайбы проходили два контрольных отверстия, чтобы быть установленными правильно.
Четвертая остановка — установка планок, которые перед этим подавались через два транспортера с сортировкой по положению; на первом планка проходила только в положении плашмя, на втором — только закругленной стороной вверх.
Пятая остановка — расклёпка, для чего было установлено 8 молотков, по четыре с каждой стороны.
Потом полотно прибивалось к планкам гвоздями с помощью специальной гвоздезабивной машины.
Линия была разработана в конце 1939 — начале 1940 года и летом 1940 года определенно работала. Во всяком случае, брошюра С. М. Страхова, в которой эта линия была описана как действующая, была сдана в печать 25 октября 1940 года, то есть рукопись подготовлена где-то в сентябре того же года. Проработала эта линия чуть больше года, пока в октябре 1941 года не началась эвакуация «Ростсельмаша». Что стало с этой линией — неизвестно. Не исключено, что просто бросили при эвакуации.
«Ростсельмаш» вывез в Ташкент и в Чирчик 3500 вагонов эвакогрузов, забрав, главным образом, литейное, кузнечно-прессовое и металлорежущее оборудование. В Узбекистане завод, как и многие другие заводы сельхозмашиностроения, выпускал сугубо военную продукцию: 82-мм и 120-мм мины, 50-кг, 100-кг и 250-кг авиабомбы. После освобождения Ростова 14 февраля 1943 года завод дал первую продукцию уже 23 февраля того же года, тоже военную.
"Ростсельмаш" сразу после освобождения представлял собой нагромождение руин.
Завод выпускал боеприпасы, ремонтировал технику и к комбайнам вернулся только в 1947 году. «Сталинец-6» — первый послевоенный комбайн, тоже был прицепным с боковым расположением жатки. Там, по идее, тоже должен быть такой же транспортер. Однако имел ли послевоенный «Ростсельмаш» автоматическую линию по производству полотен, точно узнать не удалось. Вот так мы ценим свои собственные достижения.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: