Карманные линкоры короля Альфонсо

Программы строительства нового

Король Альфонсо XIII, человек и пароход
В конце концов, после долгих дискуссий и горячих речей в Кортесах (и напряжённой подковёрной борьбы за их дверями) 7 января 1908 года был принят закон о судостроении, предусматривавший строительство 3 линкоров, 3 эсминцев, 22 миноносцев, 4 канонерских лодок и нескольких вспомогательных судов. После чего дело было за малым: разделить вкусный пирог военных заказов так, чтобы никто не ушёл обиженным.
В ожесточённой схватке сошлись три группы: первая, во главе с итальянской компанией «Ансальдо» (к итальянцам присоседились «Армстронг» и «Шкода»); вторая — французы из «Форж э Шантье» в компании с «Шнейдером»; третья — испанская, из числа баскских капиталистов, правда, интересы они лоббировали английского «Виккерса». Собственно говоря, именно третья группа, образовавшая общество SECN (Sociedad Española Construcciones Navales) с уставным капиталом в 20 миллионов песет, выиграла конкурс.

Ферроль сегодня, виден большой док начала ХХ века
SECN взяло реализмом: общество не давало несбыточных обещаний спроектировать и построить линкоры исключительно испанскими силами, но и не отдавало постройку на откуп зарубежным верфям. Спроектировать корабли поручили «Виккерсу», постройку заказали полученному в собственность Феррольскому арсеналу и судоверфи, где построили два эллинга, док и фабрику по производству котлов и машин (специалисты по началу были английские, но испанцы быстро учились...). Постепенно SECN передали Картахенскую верфь, мастерские Ла-Каракка (Кадис), верфи Сан-Карлос (Кадис), Сестао (Бильбао), Нервион (Бильбао), завод по производству артиллерийских орудий в Рейносе (Кантабрия). В общем, получилась классическая кораблестроительная монополия, мимо которой физически не мог пройти ни один военно-морской заказ...
В рамках выделенных средств можно было либо построить один супердредноут с водоизмещением 31 тысячу тонн, либо три линкора с водоизмещением менее 20 тысяч тонн. Само собой, был выбран второй вариант: заморских колоний у Испании практически не осталось (Марокко — не в счёт, оно совсем рядом), так что небольшие «линкоры береговой обороны» благородных донов вполне устраивали: как раз по одному на оборону трёх военно-морских баз. Естественно, в условиях финансовых ограничений, проблем с базированием и обслуживанием корабли должны были иметь ограниченное водоизмещение, дальность хода и скорость, а вот на вооружении решили не экономить.
Предложенный «Виккерсом» эскизный проект представлял собой дредноут водоизмещением 16100 тонн («Андрей Первозванный» планировали построить 16500-тонным!) со скоростью 19 узлов с 8х12 орудиями: в двух трёхорудийных и одной двухорудийной башнях. Второй проект представлял собой итальянскую переработку проекта «Виккерса»: те же 8х12 орудий, но в четырёх двухорудийных башнях. Смета, выставленная представителю испанского флота капитану 1 ранга Фустеру, составила 1490 тыс. фунтов стерлингов (в смету входила и стоимость боеприпасов). Поскольку испанское правительство было готово потратить на строительство кораблей 1607 тыс. фунтов стерлингов, прошёл проект общества SECN: очень сильно напоминающий «виккерсовский», но с небольшими изменениями. Цена корабля, согласно ему, составила 1708 тыс. фунтов стерлингов. Проект утвердили королевским декретом от 14 апреля 1909 года.

Линкоры «Эспанья» и «Хайме I»
Все три корабля были заложены на верфи в Ферроле (благо стапели и сухой док SECN уже успело построить). Все запланированные к использованию материалы были испанскими, кроме
Строили первый из трёх линкоров 4 года, второй — 5 лет, а третий — аж все 7! Можно, конечно, поиронизировать над испанцами, у которых всё не как у людей, но не стоит: началась Первая мировая война, и с зарубежными комплектующими начались регулярные перебои. В результате «Эспанья» была принята флотом 26 октября 1913 года, «Альфонсо XIII» — 16 августа 1915 года, а «Хайме I» — аж 20 декабря 1921 года!

«Альфонсо XIII», в Европе называть корабли в честь здравствующих монархов — норма
Корабли получили большое (0,6) удлинение и хорошо спроектированные обводы, в результате скорость их была даже выше проектной: до 20 узлов. Полное водоизмещение кораблей составило 16713 тонн. Корпус был разделён восемнадцатью водонепроницаемыми переборками, причём переборка таранного отсека была полностью глухой, следующие две и переборки по 144 шпангоуту доходили до верхней палубы, ещё две — до главной палубы, остальные — до броневой палубы. Корабль имел двойное дно с толщиной наружной обшивки 12 мм и внутренней — 22 мм. Главный броневой пояс линкоров имел толщину 230 мм (оконечности 102 мм), над ним располагался второй пояс толщиной 150 мм (оконечности — 75 мм) и третий — 75 мм. Лоб башни имел толщину брони 234 мм, барбет башни и боевая рубка — 250 мм. Альфонсо XIII регулярно издавал декреты, вмешиваясь в строительство: то приказал добавить противоминную переборку, то увеличить надводную высоту противоминной батареи, то увеличить дальность плавания.
Машины линкоров запитывались паром от 12 водотрубных котлов Ярроу (их лицензионное производство было налажено в Испании). Пар от котлов поступал на четыре турбины системы Парсонса, так что «Эспанья» стала первым турбинным кораблём испанского флота. На испытаниях турбины первого линкора показали мощность 23337 л.с., расход угля на полной скорости составил 15 тонн в час.

Главный калибр линкора «Эспанья» во время визита на Кубу, 1920 г.
Особый интерес вызывает вооружение этих кораблей. Главный калибр составили 8х12 орудий фирмы «Виккерс» с длиной ствола в 50 калибров. В самой Великобритании эти пушки восторга не вызывали: они были получены простым увеличением длины ствола 45-калиберных пушек, поэтому после каждого выстрела на них возникала вибрация, из-за которой кучность была слишком низкой. «Виккерс» перепроектировала пушку, но удалось ли полностью избавиться от вибрации — не понятно: испанцы до этого с 12 орудиями не сталкивались и все особенности стрельбы принимали как должное. Максимальный угол возвышения орудий составлял 15 градусов, предельная дальность стрельбы — 20 тысяч метров. Орудия были установлены в четыре двухорудийные башни с эшелонным расположением.
В боекомплект орудий главного калибра входили снаряды пяти типов: бронебойный, полубронебойный, фугасный, общего типа и шрапнель. Все снаряды весили по 385,55 кг, имели баллистический наконечник и медный ведущий поясок. Первоначально снаряжались боеприпасы зарядом лиддита (пикриновой кислоты), но впоследствии перешли на тринитротолуол.
Противоминная артиллерия состояла из 20 102-мм пушек «Виккерс» модель Е, расположенных побортно в казематах. При возвышении 9 градусов 52 минуты дальность стрельбы составляла 9 тысяч метров. Снаряды — бронебойные, полубронебойные, фугасные, общие, шрапнельные и практические массой 14,06 кг. Заряд ВВ первоначально также был лиддитным, но впоследствии заменён на тринитротолуол.
Помимо вышеназванной артиллерии, на башнях главного калибра А и D были смонтированы две 47-мм пушки фирмы «Виккерс» (иногда встречаются упоминания о 42-мм орудиях «Шкода», но это маловероятно). Их механизмы наводки могли быть полностью синхронизированы с механизмами 12 орудий, что позволяло проводить учебные стрельбы, не тратя ресурс стволов главного калибра и дорогостоящие боеприпасы. Также на каждом линкоре была пара десантных 3 орудий на колёсных лафетах и два пулемёта винтовочного калибра (само собой, фирмы «Виккерс»!). Пулемёты штатно располагались на крыльях мостика, но могли устанавливаться и на катера.
Впоследствии на место 47-мм пушек были установлены два 3 зенитных орудия, в 1936 году
Если брать судьбы серий кораблей, то три линкора типа «Эспанья» можно считать феноменально невезучими! «Своей смертью» из них не умер ни один...

«Эспанья» на камнях у маяка Трес Форкаш
Первой погибла «Эспанья». Несмотря на то, что в европейских войнах Испания держала нейтралитет, повоевать линкорам довелось. В 1921 году началась «Рифская война» — колониальный конфликт в Северном Марокко, где против испанцев восстал берберский эмират Риф (формально он был покорён испанцами ещё в 1912 году). Сражаться с берберами испанской армии было далеко не просто, и регулярно требовалась помощь флота, в том числе 12 орудий линкоров. В августе 1923 года испанская армия штурмовала город Тифарауин, линкоры оказывали войскам поддержку, ведя огонь по береговым целям. 26 августа «Эспанья» попала в густой туман и, поскольку двигалась у самого берега, села на камни напротив маяка Трес Форкаш.

Разломившийся на две части корпус линкора
Села весьма качественно: в районе машинного отделения открылась течь, линкор получил сильный крен на левый борт. Попытки снять корабль с камней оказались безуспешны, несмотря на то, что испанцы не прекращали их несколько месяцев! К осени появилась надежда на успех спасательной операции: с линкора плавкраном сняли всё, что можно, включая артиллерию главного калибра, чем сильно облегчили его. Но 20 ноября во время шторма корпус разломился напополам и перевернулся. Артиллерия корабля пошла на усиление береговой обороны испанского Марокко.

Башня главного калибра в составе береговой батареи
В 1931 году, после падения монархии и установления республики, «Альфонсо XIII» получил вакантное имя «Эспанья» («Хайме I» остался с прежним именем, поскольку республиканцы решили, что в названии больше от Реконкисты, чем от монархии). Впрочем, ещё под прежним именем корабль успел в 1925 году принять участие в первой в мире «современной» десантной операции под Альсдиром, в ходе которой использовались десантные баржи специальной постройки, с которых на берег высаживались, в том числе, и
В ходе мятежа экипаж линкора принял сторону республики, но высаженный на борт отряд морских пехотинцев сумел переломить ситуацию, и корабль был захвачен франкистами. Под суд пошли 72 матроса линкора, 28 были приговорены к расстрелу, 34 — к пожизненному заключению, 10 — амнистировано. Состояние линкора было неважное, но франкисты предприняли все меры к его восстановлению, и 12 августа 1936 года корабль смог самостоятельно выйти в море.
Несмотря на старость (корабль прозвали «Эль Абуэло» — «Дед») и некомплект личного состава, линкор принимал самое активное участие в гражданской войне на море: экипаж, в котором сильно не хватало матросов, пополнили учениками военно-морского артиллерийского полигона, после чего корабль задержал несколько пароходов, везущих республиканцам военную контрабанду. В строю на «Эспанье» были только пять из восьми орудий главного калибра, что не помешало ей потопить пару республиканских канонерок, а взятие франкистами Ируна часто объясняют эффектом от применения 12 орудий линкора.
В ночь с 29 на 30 апреля 1937 года линкор прикрывал эсминец «Веласко», выставлявший минное заграждение у Сантандера. В 7 ч 20 мин при попытке перехватить пароход «Нитсли» «Эспанья» вылетела на одну из мин, выставленных недавно франкистским минным заградителем «Хупитер». При взрыве погибло пять человек, эсминец «Веласко» снял с линкора экипаж — пробоина была такой большой, что борьба за живучесть была бессмысленна...

Весёлый народ — анархисты! Если не вдаваться в детали. Экипаж «Хайме I», 1937 год
Судьба «Хайме I» была противоположной — линкор стал ядром флота республики. Сразу же после падения монархии на корабле упала дисциплина: караул теперь выставляли на час днём и на два ночью, и то — только по будням, по выходным весь экипаж убывал в увольнение. Когда старпом корабля не отпустил одного из матросов в увольнение, случился самый натуральный бунт, разруливать ситуацию пришлось лично морскому министру!
В 1936 году на корабле существовала тайная офицерская организация, готовившая линкор к мятежу, но случился он для офицеров неожиданно — ответственный за связь с мятежниками лейтенант Феликс Фернандес Фурнье был в отпуске. После начала мятежа командир корабля дель Валье предложил офицерам действовать осторожно: для вида начать выполнять приказ правительства о переходе в Кадис, но на деле — пойти в Сеуту. Но в море радиотелеграфист получил приказ немедленно арестовать всех мятежных офицеров, который он передал судовому комитету. Матросам тут же раздали
Судком поместил пулемёты на кормовой надстройке и башнях главного калибра, стрелков на марсах, и мятежники после краткой перестрелки сдались. В ходе гражданской войны корабль поначалу поддерживал действия республиканских частей, осуществлял бомбардировки мятежной Сеуты (погибли, как водится, только мирные жители), потопил франкистскую канонерскую лодку «Дато», но постепенно власть на корабле захватили анархисты, а они... воевали только тогда, когда опасности не было, предпочитая фестивалить на берегу (в том числе, расстреливая политических заключённых в тюрьмах).

Александр Лабудин в молодости — советский военный советник на «Хайме I».
Ну и расстрелы офицеров стали делом настолько обычным, что когда на борт поднялся советский военный советник Александр Лабудин, офицеров на корабле оставалось только двое: командир и механик. Сам советник выданную офицерскую форму не носил, а ходил в матросской — чтобы не получить пулю в спину. Но Лабудину ещё повезло, он застал линкор, на который был назначен. Следующий советский компаньеро Валентин Богденко корабль уже не застал: в полдень 17 июля 1937 года в районе погребов башни «С» произошёл сильный взрыв. Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов впоследствии писал, что анархисты курили в артиллерийском погребе. Испанское расследование это не подтвердило: анархисты в погребе не курили, они вели там резку металла автогеном...

Сегодня в Ферроле строят даже авианосцы...
Как охарактеризовать проект линкоров типа «Эспанья»? Если как корабль — то... не слишком высоко (хотя проект интересен как вариант того, что можно было, при желании, построить в водоизмещении «Андрея Первозванного»). При встрече с нормальными дредноутами у испанских, действительно «карманных», линкоров шансов не было, а гибель «Эспаньи» на одной мине — показатель неважной противоминной защиты. Если же оценивать его с точки зрения Испании... Опыт, наработанный при постройке линкоров типа «Эспанья», привёл к рождению весьма современной испанской кораблестроительной промышленности, сумевшей впоследствии строить и тяжёлые крейсера типа «Канариас», и авианосцы типа «Принсипе де Астурия».
Все изображения взяты из открытых источников
Опубликовано: Мировое обозрение Источник