Новые планы США по строительству ледоколов

Тяжёлые ледоколы типа Polar: USCGC Polar Star (WAGB-10) и USCGC Polar Sea (WAGB-11)
США обладают небольшим и морально устаревшим ледокольным
Громкое заявление
13 марта состоялась встреча президента США Дональда Трампа и генерального секретаря НАТО Марка Рюгге. В ходе этого мероприятия обсуждались различные аспекты деятельности Альянса и его перспективы. По итогам встречи президент и генсек сделали несколько важных заявлений, и некоторые из них представляют особый интерес.
В своём выступлении Д. Трамп затронул тему присутствия и деятельности вооружённых сил США в Арктике. Он напомнил, что в распоряжении американского флота сейчас имеется только один большой ледокол, и эта ситуация неприемлема. В качестве примера президент привел российский ледокольный флот, включающий ок. 40 вымпелов.
Арктика имеет особое значение для национальной безопасности США, и поэтому Д. Трамп предлагает принять соответствующие меры. По его словам, уже начата подготовка к строительству собственного ледокольного флота. В ближайшее время будет заказано 48 новых судов этого класса.

USCGC Polar Star (WAGB-10) в Антарктике, 2016 г.
Президент также отметил, что строительство новых ледоколов имеет значение не только для США. По его словам, Канада уже проявила интерес к будущему американскому ледокольному флоту и в случае необходимости сможет пользоваться такими судами — естественно, за отдельную плату.
Подробности новых планов пока не уточнялись. Сроки заключения контрактов и выполнения строительства не названы. Также не определены типы будущих судов и особенности их развёртывания. Более того, с момента заявлений президента никаких официальных комментариев на эту тему не поступало.
Как следует воспринимать заявления Дональда Трампа о ледоколах, пока неясно. Возможно, он раскрыл настоящие планы своей администрации, Пентагона и Береговой охраны, связанные с усилением военного присутствия в Арктике. Однако нельзя исключать, что это был банальный популизм, и по этой причине заявление на актуальную тему не получит никакого продолжения в будущем.
Текущее положение
Следует напомнить, что США действительно испытывают нехватку ледоколов. В распоряжении Береговой охраны имеется лишь несколько таких судов, и не все они находятся в надлежащем состоянии или обладают необходимыми характеристиками. Этот ледокольный флот не способен в полной мере обеспечить нужды ВМС и коммерческих перевозок.
Наибольшую известность получили два тяжёлых ледокола проекта Polar. Суда USCGC Polar Star (WAGB-10) и USCGC Polar Sea (WAGB-11) начали службу в 1976 и 1978 гг. соответственно. В течение нескольких десятилетий они выполняли все предполагаемые задачи. В первую очередь, они обеспечивали проводку судов через замерзшие акватории.

Ледокол USCGC Mackinaw (WLBB-30), 2014 г.
В 2006 г. ледокол «Полар Стар» был выведен в резерв из-за выработки ресурса и износа основных механизмов. В 2010 г. по тем же причинам судно «Полар Си» пришлось списать. В связи с этим пришлось провести срочный ремонт и модернизацию оставшегося ледокола, чтобы вернуть его из резерва. Восстановленный USCGC Polar Star (WAGB-10) вновь вышел в море в 2013 г. В свою очередь, USCGC Polar Sea (WAGB-11) остаётся в отстое и служит источником запчастей.
В конце 2024 г. БОХР США приобрела у компании Edison Choust Offshore ледокольное судно Aiviq, ранее использовавшееся для геологической разведки и обеспечения буровых работ в море. Это судно прошло переоснащение по стандартам Береговой охраны и получило новую характерную окраску. Кроме того, его переименовали в USCGC Storis (WAGB-21).
С 2006 г. в составе БОХР служит ледокол USCGC Mackinaw (WLBB-30). В отличие от других судов своего класса, он служит и используется только на Великих озёрах. В теории, это судно можно вывести на морской или океанский простор, но такие меры не имеют смысла.
В семидесятых-восьмидесятых годах Береговая охрана получила девять буксиров Bay-class. Эти суда способны самостоятельно преодолевать льды ограниченной толщины и обеспечивать проводку других плавсредств. В отличие от полноценных ледоколов, буксиры действуют только в портовых акваториях или в непосредственной близости от них.
Таким образом, всего 12 судов БОХР США обладают ледокольными возможностями, причём полноценными ледоколами являются только три. Все эти вымпелы имеют различные характеристики и рабочие возможности. Например, буксиры «Бэй» могут ломать лёд толщиной не более 250-300 мм, «Маккиноу» с Великих озер, в зависимости от режима работы, способен преодолевать лёд толщиной до 1,1 м, а «Полары» прокладывают путь во льдах толщиной не менее 1,5-2 м.

Новый ледокол USCGC Storis (WAGB-21), декабрь 2024 г.
Планы на будущее
Согласно недавнему заявлению Д. Трампа, сейчас американское руководство готовит строительство большого количества новых ледоколов. При этом какие-либо подробности этого процесса не сообщаются. Тем не менее, уже сейчас можно представить, какие задачи будут стоять перед такой судостроительной программой, как их попробуют решить, и с какими проблемами столкнутся.
Скорее всего, официальным заказчиком новых ледоколов вновь станет БОХР США. Сейчас ей предстоит определить требования к необходимым судам и выбрать подходящий проект. Также следует ожидать проведение конкурса на строительство желаемых судов. Кроме того, Береговая охрана и федеральное правительство должны будут найти средства на проведение масштабной судостроительной программы.
Очевидно, что такую программу придётся выполнять с нуля. Вряд ли у американских судостроителей уже имеются проекты ледоколов, соответствующие требованиям БОХР и готовые к немедленной реализации. По этой причине им придется разрабатывать новые проекты или изменять существующие в соответствии с актуальным техническим заданием. Затем промышленность должна будет создать производственную базу, учитывающую специфику новых заказов. Только после этого можно будет приступить к закладке первых ледоколов нового типа.
Какие ледоколы имел в виду президент США, непонятно. Вероятно, речь идёт о полноразмерных судах среднего и тяжёлого классов, способных решать широкий круг задач. Однако разработка и строительство таких ледоколов является весьма сложной задачей, которую придется решать долго и с большими тратами.
Если все заявленные 48 ледоколов будут относиться к тяжёлому или среднему классу, то программа строительства столкнется с множеством проблем. Более того, под вопросом сама возможность её выполнения в разумные сроки и с приемлемыми затратами.

Буксир USCGC Sturgeon Bay (WTGB-109) расчищает акваторию р. Гудзон, 2001 г.
Однако нельзя исключать, что в заявленное число войдут лишь несколько крупных судов, а оставшееся количество получат за счет мелких вымпелов, похожих на буксиры «Бэй». В этом случае строительство 48 судов выглядит более реалистичным. Однако такой сценарий тоже имеет свои недостатки и ограничения.
Неясная ситуация
Таким образом, ситуация вокруг американского ледокольного флота остается крайне сложной и по-прежнему требует скорейшей реакции на самом высшем уровне. В течение долгого времени это направление не получало должного внимания, в результате чего копились проблемы, и ситуация приобрела нынешний вид.
Похоже, что теперь ситуация начинает изменяться. На неё обратил внимание лично президент США. По его словам, уже принимаются некие меры, благодаря которым в ближайшее время должен появиться заказ на большое количество новых ледоколов. Пока Д. Трамп обошелся без подробностей, но и в таком виде его заявления представляют большой интерес.
Вполне возможно, что на этот раз дело не ограничится одними только заявлениями, и будут приниматься реальные меры. Какими они будут, как скоро удастся составить программу и запустить её выполнение, пока неизвестно. Кроме того, под вопросом даже сам факт начала реальных работ. Впрочем, ответы на часть этих вопросов могут появиться уже в ближайшее время.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник