Лента новостей

19:26
Военное сотрудничество между Перу и Россией
19:22
Ракета «Скиф»: Для США и Англии это страшнее «Циркона»
19:17
The New York Times: Борьба за контроль над Восточной Украиной
19:13
Донецк из-за мятежа в Луганске проспал свой поселок
19:09
Sudanese Online: Судан, за деньгами тебе не в Россию!
19:04
Прибалтийские львы: Последний гвоздь в гроб ИГИЛ забьем мы
18:59
Time: Кто станет Человеком года-2017?
18:52
Четыре года Цэ Европы: Безвиз есть, грошей нема
18:46
Bloomberg Businessweek: Путин сделал себя королем ОПЕК
18:40
Саудовский урок для Путина: Коррупционеры сами отдали $ 100 млрд
18:36
The American Conservative: Насколько важен Путин
12:41
Спекулятивная экономика - это гибель
12:38
Луганский излом. Факты. Анализ
12:23
Провокация под ложным флагом: как США готовились напасть на Россию
11:02
В армию призывают роботов
10:55
Комплект ЗАС
10:43
Комплексная модернизация: российская армия готовится получить новейшее оружие
10:42
Германия потеряла более 42 тысяч рабочих мест из-за антироссийских санкций
10:41
Франция: гонения на Марин Лё Пен усиливаются
10:40
Итоги «цветных майданов»: Хаос вместо прогресса
10:39
Минобороны опубликовало видео пуска новой противоракеты
10:37
Полудержавный властелин Александр Меншиков
10:36
Капризный Порошенко: что не устраивает украинского лидера в проекте «Восточное партнерство»
10:24
Лебединая песня «матушки» Меркель
10:19
Le Figaro: Авария на «Маяке» всплывает 60 лет спустя
10:14
«Русские не смогут долго удерживать Абу-Кемаль»
10:08
Tokyo Shimbun: США снова взяли КНДР на карандаш
09:08
Порошенко дал понять Европе, кто у него хозяин
09:02
Al-Ahed News Website: «Скромное» оружие России против авианосцев США
08:58
Якутия: Алмазную республику налоговым гнетом не испугать
08:36
Шахматная доска России
07:23
«Призрак» уничтожил спецгруппу ВСУ: Они выскочили на пулемёты
07:22
Поражение США: американцы все же уйдут из Сирии
07:21
Почему нам не страшен "быстрый глобальный удар"
07:19
«Терминаторы» получили российские навигаторы
07:18
Лебединая песня «матушки» Меркель
07:14
Конопля возвращается на поля
07:13
«Лучше иметь возможности для ближнего воздушного боя, чем не иметь их»
00:24
Захар Прилепин. Америка России показала свои широко закрытые глаза
00:23
Теперь будет настоящая борьба: за нефть, за воду и трубу
00:22
ЛНР: эпоха Плотницкого закончилась
00:20
Каждый майдаун будет выявлен и наказан
00:00
Этот день в истории - 24 Ноября
22:53
США готовят Украину к новой эскалации
22:51
Погружение в смерть: аргентинская подлодка стала "Курском-2"
Все новости

Архив публикаций

«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 


» » Як-23 - истребитель неудачник

Як-23 - истребитель неудачник

Як-23 - истребитель неудачникИстребитель предназначался для ведения воздушного боя на малых и средних высотах.
 
 

В послевоенные годы в СССР остро встал вопрос создания отечественных реактивных истребителей, в который были вовлечены все авиационные конструкторские бюро страны.


Не стал исключением в этом и коллектив ОКБ Яковлева, которому было поручено создать новый фронтовой истребитель с прямым крылом и английским двигателем «Дервент-V». Вариант прямого крыла для реактивного самолета было желанием самого Генерального конструктора, поскольку он негативно относился к стреловидной форме плоскостей. Еще одной версией в пользу прямого крыла было желание победы над конкурентами, Микояном и Лавочкиным, если их машины со стреловидными крыльями потерпят неудачу.


Осознавая, что в творческом процессе могут возникнуть серьезные проблемы, и новая машина ОКБ Яковлева вполне может уступить разработкам других конструкторов, Генеральный конструктор принял решение проектировать параллельно и другой самолет. Так в инициативном и закрытом порядке были начаты работы по истребителю Як-23. Этот образец по замыслу конструктора должен был быть легким и маневренным в отличие от официально разрабатываемого Як-25.


За основу нового истребителя была взята реданная схема, которая уже опробовалась на самолетах Як-15/17.  Реданная схема в реактивной авиации, когда сопло двигателя выходило под хвостовой частью, а не за ней. Но в отличие от предшественников фюзеляж Як-23 создавался, как полумонококовый. При этом нагрузки на конструкцию самолета распределялись одновременно на обшивку самолета и на его каркас (шпангоуты и стрингеры).


Самолет предполагалось вооружить двумя 23-мм пушками НР-23К, которые располагались под двигателем, в нижней носовой части. На стадии проектирования конструкторы еще не видели двигатели, которые планировалось установить на самолет. У них были только габаритные размеры.

 

Поэтому когда двигатели начали поставляться в страну, практически не возникало проблем при их установке.


Но скрывать параллельную работу над альтернативным самолетам пришлось недолго. В 1947 году КБ Яковлева предписывалось завершить строительство Як-23 уже в июне и выполнить испытательный полет к 30 июля. К указанному сроку машина была готова и 3 августа приняла участие в воздушном параде в Тушино.


В ходе летных испытаний истребитель Яковлева продемонстрировал замечательные возможности в скорости, достигнув 932 км/ч, при полете у земли. При этом проявились и маневренные качества. Самолет прекрасно выполнял все фигуры высшего пилотажа.


Наравне с этим проявились и недостатки, связанные с невозможностью снятия некоторых характеристик полета, поскольку они не имели нормальной градуировки шкал. Для пилотирования самолета показания приборов скорости имеют важное значение. Это явилось результатом спешки и желания пораньше предъявить истребитель на Государственные испытания.


Но поскольку самолет был еще опытным летным образцом, над устранением недостатков продолжилась работа.


Одновременно шли испытания и второго экземпляра Як-23, на которых машина продемонстрировала свои замечательные качества. Они проявились в ходе учебного боя с реактивным бомбардировщиком Ту-12. Новинка яковлевского КБ доказала, что успешно может бороться с ударными самолетами нового поколения.


По сравнению с уже существовавшими самолетами МиГ-9 и Су-9, подобного класса Як-23 был признан лучшим. Но, несмотря на это, самолет имел ряд недостатков, таких, как отсутствие воздушного тормоза, который влиял на «погашение скорости» в горизонтальном полете, что могло воздействовать на маневренные качества истребителя. Как отмечали летчики-испытатели, установленная на Яке радиостанция не обеспечивала возможности связи на больших расстояниях. При пилотировании самолета сказывались и повышенные нагрузки на органы управления. Высота полета истребителя ограничивалась отсутствием герметичной кабины.


Но в итоге государственная комиссия пришла к выводу, что Як-23 можно принять на вооружение.


Первая катастрофа произошла 14 июня 1948 года во время парада на аэродроме в Тушино. Но в этом нет вины самолета и пилотировавшего его летчика. Произошло банальное трагическое стечение обстоятельств. С одного из самолетов, который находился выше Як-23, оторвалась часть конструкции крыла, и повредила плоскость истребителя. Потерявший управление Як свалился в штопор. Летчик погиб, а самолет разрушился.


Еще в течение года решение о серийном выпуске самолета не было принято. Такую ситуацию считают связанной с государственными испытаниями другого, «официального» самолета КБ Яковлева - Як-25. Этот образец по некоторым параметрам превзошел своего предшественника. Одним из преимуществ была герметичная кабина, что позволяло набирать высоту полета, не опасаясь, что у летчика может проявиться кислородное голодание.


Як-23- истребитель неудачник


Годом позже, в 1948 году в небо поднялись и самолеты Микояна МиГ-15 и Лавочкина Ла-15. Эти машины имели стреловидную форму крыла и продемонстрировали превосходство такой конструкции.


Як-23- истребитель неудачник

 

В связи с тем, что истребители МиГ и Ла имели недостатки, на устранение которых требовалось время, советское правительство приняло решение о начале серийного выпуска Як-23. Тбилисский авиационный завод в феврале 1949 года начал выпуск первых машин.


Но весной этого же года на завод были возложены задачи производству самолетов МиГ -15, что сказалось на темпе создания Як-23. В дальнейшем двигатели английского производства «Дервента» заменили на отечественные РД-500.


Як-23- истребитель неудачник

 

В основном истребитель предназначался для ведения воздушного боя на малых и средних высотах. До высоты 1000 м и от 1000м до 5000 метров.


Поступившие в строевые части ВВС СССР самолеты Як-23 понравились летчикам. Эти воздушные бои продемонстрировали маневренность истребителя и скороподъемность. Одним из положительных качеств машины была простота её эксплуатации, и способность использовать для взлета и посадки грунтовые аэродром, что значительно повышало использование истребителя в боевых условиях.


Но имелись и конструктивные недостатки, которые проявлялись в несвоевременном срабатывании аварийного сброса фонаря, при катапультировании летчика. Не герметичность кабины способствовала проникновению дыма от двигателей. Самолет управлялся неустойчиво по направлению при максимальных скоростях. Возникали кобрирующие моменты при резком увеличении мощности двигателя. Этот недостаток был вызван конструкцией самолета, связанной с компоновкой истребителя.


Як-23 не имел массового использования в СССР. Он стоял на вооружении нескольких авиационных частей двух военных округов. И в 1953 году был снят с вооружения ВВС страны.


С течением времени на базе истребителя был создан учебный самолет. Внесенные в конструкцию планера изменения ухудшили характеристики машины.


Из всего количества боевых машин, которое было изготовлено советской промышленностью, большая часть была продана странам участницам Варшавского Договора. Там Як-23 получил большее признание летчиков. Одновременно с этим помог братским странам развивать свою авиационную промышленность.


В Болгарии, Польше, Чехословакии, Венгрии советские истребители достойно несли службу по защите воздушных рубежей этих стран, вплоть до конца 50-х годов.


В 1951 году авиационная промышленность СССР окончательно прекратила выпуск самолетов Як-23. Всего было выпущено 313 истребителей разной модификации.


В настоящее время можно увидеть это истребитель в Музеях авиации России и стран бывшего социалистического лагеря.

 


Василий Прохоров





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх