В ходе афганской кампании так же имели место сотни, если не тысячи подвигов личного состава, материалы о которых постепенно публикуются в свободном доступе. История старшего лейтенанта Соколова в общей картине подвигов советских военных в Афганистане выглядит не просто как готовый сюжет для фильма: в реальности тягот и лишений на долю летчика выпало существенно больше, чем может вместить полуторачасовой художественный фильм.
О самолетах и бомбах
Масштабы боевой работы советской авиации в ходе афганской кампании до сих пор являются самой обсуждаемой темой среди военных историков. Как поясняют специалисты, на сегодняшний день невозможно подсчитать точное количество авиационных боеприпасов различного калибра, израсходованных за десять лет противостояния.
Историки отмечают, что одних только фугасных авиабомб, использованных советской авиацией, вполне хватило бы, чтобы превратить в равнину горный массив вроде Эльбруса, Мауна-Кеа или Килиманджаро. Именно в Афганистане советская авиация столкнулась, пожалуй, с наиболее ожесточенным сопротивлением с земли: каждый боевой вылет (в особенности это касалось штурмовой авиации) был своеобразной лотереей с примерно равной вероятностью погибнуть и вернуться обратно на аэродром.
Отдельного упоминания в контексте боевой работы на передовой заслуживают летчики, осуществлявшие боевые вылеты на самолетах Су-25. Именно на долю «Грачей» в Афганистане пришлось большинство таких повреждений, с которыми любой другой самолет не смог бы не только вернуться на аэродром, но и выбраться из района проведения бомбометания. Чего стоит одно приземление на аэродром Су-25 лейтенанта Голубца!
После осмотра борта стало ясно, что ракета из ПЗРК пробила в корпусе дыру размером полтора на полметра, вывела из строя правый двигатель и разворотила мотогондолу, в которой он размещался. Отказал руль высоты, а сам самолет вообще держался на честном слове. Таких случаев участвовавшие в афганской кампании летчики могут вспомнить добрую сотню, но всегда в разговорах отмечают, что сам по себе самолет – всего лишь металл, собранный на заводе в готовое изделие, а настоящей машиной смерти его делает летчик.
О судьбе отдельно взятого человека
Сергей Александрович Соколов, прибывший в Афганистан в должности командира звена истребителей-бомбардировщиков Су-17, был обычным советским военным. Скорее всего, из числа всех отлетавших в афганском небе строевых летчиков Соколов никогда бы не выделился, если бы не одно происшествие, навсегда изменившее его собственную судьбу и в значительной мере повлиявшее на всю боевую работу летчиков во время афганской кампании.
Во время своего 119-го вылета в конце апреля 1984 года на высоте 1 200 метров самолет Су-17 под управлением Соколова настигла ракета американского ПЗРК, которыми афганских моджахедов через подконтрольные приграничные каналы активно снабжало ЦРУ. Времени на принятие решения не оставалось, и летчик рванул ручку катапульты.
Простая процедура по спасению из подбитой машины в этот раз прошла не так, как нужно: купол парашюта раскрылся в самый последний момент, практически одновременно с касанием летчика поверхности. Однако с жесткого приземления проблемы летчика только начинались: противник стремительно продвинулся в район приземления и начал окружение. Завязался бой, в ходе которого Соколов, непрерывно отстреливаясь, был серьезно ранен.
Положение казалось безнадежным: из стремительно иссякавшего боекомплекта оставалась лишь граната, которую обессиленный летчик решил использовать в том случае, если «духи» соберутся брать его в плен. Выдернув чеку и зажав гранату рукой, Соколов начал постепенно терять сознание, мысленно прощаясь не только с сослуживцами, но и с жизнью вообще. Спасательный вертолет с отрядом, отбившим его и спасшим из окружения, подоспел в самый последний момент. Лишь при погрузке летчика члены спасательного отряда заметили гранату с выдернутой чекой.
Новая жизнь
Соколов погиб. Именно такое сообщение получили в штабе полка. Но, несмотря на известие о собственной смерти, он умирать не собирался. Сообщение, улетевшее в штаб полка, гласило, что советский летчик умер по пути в Ташкент. Реальность же была такова, что именно в санитарном самолете, в полевых условиях, советскому летчику была сделана жизненно важная операция. Сознание вернулось к Сергею Соколову лишь спустя четверо суток.
За период с 1984 по 1987 год Сергей Соколов перенес 13 операций и в буквальном смысле слова учился заново ходить. Однако восстановительная медицина оказалась не всесильной: левая стопа летчика, невзирая на все усилия врачей и его самого, не двигалась. В середине 1985 года из-за ранения и полученных травм Сергея Соколова списали с летной работы.
Несмотря на состояние здоровья и завершение карьеры летчика, Соколов сдаваться даже не думал: параллельно с восстановительными процедурами он поступил на факультет штурманов ВВА им. Ю. А. Гагарина и постепенно вернулся в строй – в 1991 году приступил сначала к парашютным прыжкам, а затем и к освоению авиационной техники, в том числе реактивных самолетов L-39 и МиГ-29. А ведь пережившему сложнейшие испытания летчику на момент трагедии было всего 25!
В 1994 году Соколов в составе большой экспедиции совершает прыжок с парашютом на Северном полюсе, а чуть позже, весной 1995 года, указом президента России за проявленное мужество получает звание Героя Российской Федерации. Злодейка-судьба «сломала зубы» о характер летчика: сначала под надзором летчика-испытателя, а затем и самостоятельно Соколов снова начал летать.
Герой России, кавалер орденов Красного Знамени, Красной Звезды, «За военные заслуги» и целого ряда других наград ныне здравствует и работает в РОСТО – готовит спортсменов-парашютистов и помогает молодняку делать первые шаги в авиации, на личном примере доказывая, что предела человеческим возможностям нет.
Автор: Дмитрий Юров
Фото: Минобороны России/ПАО «Компания «Сухой»
Читайте нас: