Лента новостей

00:17
Киевские наркоманы чудят, а алкаши гадают
23:41
Пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя — ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ
21:32
Украинские войска ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Курской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 4 мая
20:58
Херсонский агент-самоубийца и брянский школьник-«легионер»: украинские спецслужбы калечат судьбы людей
20:52
Покушение на мирную Конституцию Японии продолжается
19:55
Революция гвоздик: 50-летие первого цветного переворота
19:48
Херсонский агент-самоубийца и брянский школьник- «легионер»: украинские спецслужбы калечат судьбы людей
19:43
В Иерусалиме сошёл Благодатный огонь (ФОТО, ВИДЕО)
19:35
Тематический поезд «Сила в правде» посетил Санкт-Петербург в рамках всероссийской акции Министерства обороны РФ
19:12
Блинкен назвал помощь Украине инвестициями в США
19:11
Немцы выяснили, что каждый пятый украинский беженец является тунеядцем
19:10
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации в период с 28 апреля по 4 мая
18:36
Деньги не пахнут: украинские «патриоты» изобретают любые схемы, лишь бы заработать на войне
18:35
Стало известно, на что потратили 2 миллиарда рублей, похищенные у Минобороны
18:34
МВД России разыскивает Зеленского и Порошенко
18:26
Отравленный мышьяком книги изъяли из библиотек Германии
18:25
В украинских ВУЗах захотели ввести экзамен для сокращения числа уклонистов
18:22
Украинская ракета попала в пятиэтажный дом в Токмаке Запорожской области
17:24
Сын российского депутата потерял более ₽120 млн, вложив их в криптобиржу Курченко
16:43
В Киеве неизвестные облили краской памятный крест Бандеры
15:49
Попытки понравиться Западу – философия борделя
15:42
В Ростовской области дочь пропавшего без вести бойца СВО выселил из дома мигрант из Узбекистана
15:41
Цыганский табор пытался освободить своего мужчину из военкомата на Закарпатье
14:26
В Госдуме предупредили о провокациях перед инаугурацией Путина
14:23
В Донецке к юбилею ДНР создали мурал «Встреча»
13:59
Украина атаковала Крым ракетами Байдена
13:58
Грузии пригрозили отлучением от Европы за принятие закона об иноагентах
13:57
Кеннеди-младший предлагает ликвидировать НАТО
13:56
«Не воруйте людей!» Запорожцы пришли под военкомат с требованием отпустить мужчину, похищенного военными
13:15
Украинских священников застали в машине с нацистской символикой
12:42
Путин демонстрирует захваченную на Украине западную бронетехнику как трофей
12:40
В США журналисты подсчитали количество оговорок Байдена за 4 месяца
12:37
Радующаяся русским самолетам девочка из Макеевки встретилась с летчиками
12:07
Поправки в закон об иммиграции: Латвии понравилось курить на пороховой бочке
11:34
Мощные кадры: «Аллигаторы» и спецгруппы мотострелков выполняют задачи у Работино (ВИДЕО)
11:10
Попытки понравиться Западу - философия борделя
11:03
The Daily Telegraph: Трамп имеет детальный план по урегулированию конфликта на Украине, но не расскажет о нём
10:55
На Украине цыгане оказали сопротивление военкомам, заблокировав им путь
10:53
Володин: Байден и Зеленский должны быть призваны в ВСУ в числе первых
10:20
Минобороны Украины признало выявленные коррупционные риски на фоне СВО
10:16
Под Авдеевкой подбит новый «Абрамс»
09:45
Останки людей без кистей рук и ступней нашли в бывшей ставке Гитлера
09:08
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 04.05.2024
03:55
Австрийские трубчатые капсюли начала XIX века
03:47
Грузинская царица Тамара. Путь к власти
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»Одиссея вспомогательного крейсера «Комет» по Северному морскому пути

Одиссея вспомогательного крейсера «Комет» по Северному морскому пути


Летом 1940 года немецкое судно «Комет» прошло по стратегическому морскому пути СССР – Северному морскому. Но чем это обернулось для всех и кто главный выгодоприобретатель? Об этом мы и поговорим в нашей статье.


Для начала я расскажу, что это вообще за судно.

Судно


Вообще, этот корабль был построен германской фирмой «Дешимаг» в Бремене и был спущен на воду в 1937 году как торговое судно «Эмс». Оно имело водоизмещение 7 500 тонн, максимальную скорость в 16 узлов и автономность плавания 236 дней. «Эмс» имел длину 115,4 метра, ширину 15,3 метра и осадку 6,5 метра. Корабль был однопалубным, у него было 4 грузовых люка, два шестицилиндровых двухтактных дизеля фирмы MAN мощностью 3 900 лошадиных сил. Мог проплыть 61 000 миль и имел запас топлива 2 485 тонн.

Однако в начале Второй мировой войны судно «Эмс» реквизировали, переоборудовали на верфи «Ховальдсверке», и оно пополнило 2 июня 1940 года состав кригсмарине. Экипаж состоял из 267 человек (включая 17 офицеров), командир – капитан цур зее Роберт Эйссен.

Вооружение выглядело так: шесть пушек C/16 L/45 (боезапас 1 500 снарядов), одна 75-мм L/35, две спаренные зенитки калибра 37 мм C/30 L/83 (боезапас 4 000 снарядов), четыре зенитных автомата калибра 20 мм C/30 L/65 (боезапас 8 000 снарядов), шесть торпедных аппаратов 533-мм с 24 торпедами. Также на нём могли находиться малый корабль «Метеорит» типа LS2 и два самолёта Ar.196A-1.

Одиссея вспомогательного крейсера «Комет» по Северному морскому пути

Так выглядел «Комет», будучи торговым судном «Эмс».

Теперь, собственно, об этой экспедиции.

Дело в том, дорогие читатели, что, как вы знаете, в 1939 году был заключён пакт Молотова-Риббентропа, по которому СССР имел доступ к немецким технологиям, в том числе и военным. Но немцы тоже должны были что-то получить. И они заинтересовались Северным морским путём – не потому, что бизнес, а в силу того, что ведомство кригсмарине хотело изучить Арктику. По сути, война между Третьим рейхом и СССР, по мнению Гитлера, была неизбежной, а Северный морской путь, как тогда, так и сейчас, был стратегически важным маршрутом. Этим и хотели воспользоваться немцы.

В январе 1940 года командующий кригсмарине гросс-адмирал Эрих Редер приказал военно-морскому атташе в СССР капитану Баумбаху разведать, какое отношение Москвы к этой затее, и узнать все сведения про морской путь. Он начал зондировать почву в этом направлении, но столкнулся с противодействием наркома ВМФ СССР Николая Кузнецова, который велел ничего не говорить немцу про Северный морской путь.

Однако круги власти повыше помогли решить эту проблему, и вскоре про желание немцев узнал Сталин. Он согласился, но поставил следующие условия:

• только один корабль;
• это должно произойти только в августе 1940 года;
• немцы за это платят 970 000 марок.

Читатели меня спросят: а что так много?

Да не в деньгах вовсе дело! Если бы он хотел заработать на этом деньги, то он бы дал согласие не на один, а на четыре корабля, как хотели немцы! Причина была в том, что в то время шла Советско-финская война, и финнов поддерживали враги Германии – Англия и Франция! Они и так активно помогали Маннергейму, а если бы до них дошла информация про эту экспедицию, Англия и Франция пошли бы на открытый конфликт с СССР, что тогда было бы чревато последствиями! Четыре корабля обнаружить легче, один – намного сложнее, поэтому Сталин дал согласие только на один корабль, который был для секретности переименован в пароход «Семён Дежнев».


Карта маршрута Севморпути. Подобный маршрут (правда, точкой старта был пролив Маточкин шар, а не Архангельск или Мурманск) и проделал немецкий крейсер-путешественник.

Теперь, собственно, про путешествие.

Путешествие


15 июля 1940 года «Комет», находясь неподалёку от Норвегии, получил радиограмму из Берлина, где говорилось, что в связи с тяжёлой военной обстановкой русские предложили постоять некоторое время в Мурманске. Наверняка это было для того сделано, чтобы проверить, в целости и сохранности ли корабль. Но капитан Эйссен отказался, объяснив такое желанием сохранить скрытность миссии.

Вместо этого он решил крейсировать севернее острова Колгуев. При этом постоянно меняя своё местоположение, экипаж активно занимался боеподготовкой, радисты прослушивали эфир и записывали разговоры советских моряков и лётчиков, гидрографы измеряли глубины. И лишь 13 августа Роберту сообщили, что «Комет» ожидает в проливе «Маточкин шар» ледокол «Ленин». Туда и отправился немецкий корабль.

Впрочем, ледокол ушёл, а Эйссена встретили два лоцмана – капитаны дальнего плавания Карельских и Сергиевский. Им было ясно, что судно-то (в очередной раз переименованное в «Донау») военное, ведь экипаж состоял из военнослужащих.

И лишь почти через неделю, когда ледовая обстановка улучшилась, 19 августа 1940 года, вояж начался.


Льды бескрайней Арктики. С такими и пришлось иметь дело немецкому кораблю-путешественнику.

Мало того, что экипаж состоял из военных, так он ещё и занимался фотосъемкой и промером глубин. Но лоцманы на этом не зацикливали своё внимание, сделав вид, что им это не интересно, таким образом усыпив бдительность Hauptmann zur See, и он думал, что перехитрил русских. Но не всё так просто.

«Комет» должен был вернуться обратно, так как без ледокола двигаться было просто невозможно. Плюс шесть дней бушевал шторм, и эти шесть дней судно находилось в проливе Матисена в архипелаге Норденшельда. И лишь 25 августа «Комет» наконец-то встретился с ледоколом «Ленин». Тот довёл немцев до моря Лаптевых, а там их забрал другой ледокол «Иосиф Сталин».

Они еле-еле перебрались через льды, после чего Эйссен продолжил маршрут путешествия самостоятельно вплоть до полива Санникова, где его встретил ледокол «Малыгин», но так как он еле-еле двигался, немцы от его помощи отказались.

Они с большим трудом добрались до Медвежьих островов, где их встретил ледокол «Лазарь Каганович». С его помощью «Комет» добрался до острова Айон к 1 сентября. Ночью случилась поломка рулевого управления, которую, впрочем, удалось восстановить, а днём Иван Папанин, начальник Главсевморпути, хотел вернуть судно обратно, но ничего не вышло. Немцы, отпустив ледокол и лоцманов, отправились своей дорогой...

Вывод


Итак, мы должны ответить на вопрос, который мы поставили себе в самом начале: «Кто главный выгодоприобретатель?»

Конечно же, немцы! «Комет», проделав кругосветное путешествие через Индийский и Атлантический океаны, потопил ряд британских судов.

А СССР пострадал, потому что когда «Комет» вернулся в Германию, с него передали всю информацию про Севморпуть, чем позже и воспользуются подлодки кригсмарине.

Поэтому в СССР эту историю старались не вспоминать.

Артём Кроатов


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх