Лента новостей

17:11
Трамп не исключил установления контроля над Панамским каналом военным путём
17:06
MSI представила свои самые мощные GeForce RTX 5090 — у них вентиляторы дуют как спереди, так и сзади
17:04
В Госдуме ожидают в 2025 году увидеть Украину на обочине истории
17:01
Украина хочет занять место Венгрии в ЕС и НАТО
17:00
«Остров не продается»: В Копенгагене пытаются успокоить жителей Гренландии
16:59
На Украине заговорили о готовности США к «взрослому торгу» с Россией
16:58
Власти Молдавии предложили Украине спасать Приднестровье
16:53
Киев помогает Вашингтону в газовом удушении ЕС
16:10
Нардепы во главе с Порошенко требуют срочно прекратить транзит российской нефти через Украину в ЕС
16:09
Зеленский учредил ещё один праздник, посвящённый военным
16:08
МИД Армении: Вывод российской базы не обсуждается
16:07
Администрация Байдена готовится выделить деньги для продолжения конфликта на Украине в последний раз
16:06
Минобороны Франции подтвердило бегство 55 солдат ВСУ из бригады «Анна Киевская»
15:19
Украина и Молдавия поставили Приднестровье на грань выживания
15:18
Ищенко назвал самый эффективный способ возобновления поставок российского газа Венгрии и Словакии
15:17
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 8 января
15:16
Экс-президент Грузии Зурабишвили трудоустроилась в институте Маккейна в США
15:11
Межгосударственное объединение БРИКС: горизонты взаимодействия в 2025 году
14:34
Правила майнинга: зачем нужен запрет на добычу криптовалют
14:30
Хакеры заявили, что украли терабайт данных россиян из Росреестра — ведомство утечку опровергло
14:26
Сестра основателя нейросети ChatGPT обвинила его в изнасилованиях
14:19
Подполковник Иванников: на Западе хотят запретить «Орешник»
13:38
Украинский политолог ожидает от Трампа официальный документ о запрете членства Украины в НАТО
13:31
Резиденция Харрис попала под эвакуацию из-за лесных пожаров в Лос-Анджелесе
13:21
Ядерный обмен
13:19
НАТО на Балтике пора ставить на место - новости
12:56
Венесуэла сообщила о задержании иностранцев, готовивших теракты
12:48
Маск назвал Трюдо девочкой и указал на его отставку. Следующие Стармер и Шольц
12:47
В 2024 году из России депортировали более 80 тыс. мигрантов
12:46
В 2024 году в Германии значительно выросло число депортаций
12:45
В позе перед Трампом: на Банковой пытаются завоевать расположение будущего президента США
12:38
Трамп опубликовал карту США с присоединенной Канадой
12:26
Зеленский готов идти войной на Батьку - Новости
12:23
Пётр Лидов - роковые восьмидесятые, апрель 1987
12:21
Котлы сжимаются: Юрий Подоляка, свежая сводка от 8 января 2025, Армия РФ готовится к решающему удару по ВСУ
12:09
Откуда берутся черные дыры? Гравитационные волны подтверждают роль спина в их формировании
11:53
Financial Times: Украина – не центр Вселенной
11:52
В Венесуэле поймали террористов с Украины, Колумбии и США
11:51
Трамп увеличил требования к странам НАТО по расходам на оборону
11:46
Что выбило австрийского канцлера из седла?
11:43
В Венесуэле задержали семерых иностранных наемников
11:28
ВСУ теряют позиции и мораль: последние новости с фронта на 8 января 2025 года
10:59
В Словакии засомневались в целесообразности поддержки вступления Украины в ЕС
10:58
Цукерберг перешёл на сторону Трампа и смягчает цензуру в соцсетях
10:57
Власти Аляски подали в суд на Байдена и его администрацию
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»«Раптор» и «Руслан»: назад, в будущее?

«Раптор» и «Руслан»: назад, в будущее?


Superjet во время выгрузки из транспортного самолета Ан-124. Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Смогут ли США и Россия восстановить производство самолетов F-22 и Ан-124, которые разработаны в прошлом веке, но могут понадобится в будущем?

Примеров долгой жизни старых разработок, востребованных и после завершения их серийного производства, немного. Самый свежий из них — намерения США и РФ «реанимировать» производство F-22 «Раптор» (Raptor) и Ан-124 «Руслан».

Как сообщило американское издание Defense News, конгрессмены уже поручили ВВС США к январю 2017 года подготовить доклад о возможности возобновления производства F-22 «Раптор», не выпускающегося с 2011 года. Официальной причиной решения являются опасения Вашингтона утратить технологическое преимущество на фоне успехов России и Китая.

О необходимости иметь собственный сверхтяжелый транспортный самолет (СТ ТС) двойного назначения в апреле текущего года заявил замминистра обороны Юрий Борисов. По его словам, в ходе операции в Сирии «Русланы» установили рекорд, «доставив на Ближний Восток более 10 тысяч тонн грузов».

В обоих случаях ясно одно: в ближайшие 10–20 лет самолеты F-22 «Раптор» и типа Ан-124 «Руслан» будут востребованы, а принципиально новой замены им пока нет. Иначе вопрос о возобновлении производства не стал бы серьезной темой для обсуждения с высоких трибун. Наиболее очевидное решение проблемы — восстановление серийного производства.

Но здесь главным критерием будет стоимость реализации, которую уже сегодня можно прикинуть путем сравнения с известными данными о стоимости разработки и последующего производства этих машин. Из общедоступных данных о стоимости создания американского «Раптора» и советского «Руслана» в настоящее время известно следующее.

Золотой «хищник»

Многоцелевой истребитель 5-го поколения F-22 «Раптор» (ископаемый хищник, близкий к птицам) является сегодня самым дорогим истребителем в мире. Уже в ходе его разработки огромные затраты вынудили снизить требования к самолету для недопущения дальнейшего роста стоимости разработки и серийного производства.

В 2008 году себестоимость выпуска только одной машины составила 146,2 млн долларов, а с учетом ожидаемого объема производства полная цена оценивалась в 350 млн. Стоимость же всей программы разработки и серийного производства самолета составили 66,7 и 74 млрд долларов соответственно. По некоторым данным, стоимость пустого «Раптора» на момент его создания была сравнима со стоимостью аналогичной массы золота.

Дорогостоящей оказалась и последующая эксплуатация самолета. По данным ВВС США, в 2008 году полный час полета «Раптора» стоил 44 000 долларов, а на его подготовку требовалось до 13 часов межполетного обслуживания. При этом средний уровень боеготовности всего парка не превышал 64,5%.

Общая высокая стоимость самолета и его эксплуатации привели к снижению объемов закупок с 384 единиц в 2006-м до 188 единиц при уже 127 построенных через два года. В итоге экономический кризис и цена «Раптора» привели к отказу правительства США от его закупок. Из запланированных 749 боевых машин в течение 1997–2011 годов было произведено 195, в том числе 187 серийных. Последний из них стал 184-м, которые ВВС США имели на период 2012 года.
«Раптор» и «Руслан»: назад, в будущее?


Наш дорогой «Кондор»

Ан-124 «Руслан» (по классификации НАТО Condor — «Кондор») — тяжелый дальний транспортный и самый крупный в мире серийный грузовой самолет. Эксплуатируется с января 1987 года по настоящее время. Состоит на вооружении военно-транспортной авиации ВВС РФ и используется для гражданских грузовых воздушных перевозок.

В первую очередь самолет создавался для транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, крупномасштабных перевозок личного состава и тяжелой боевой техники. В народном хозяйстве самолет используется для крупнотоннажных перевозок, в том числе нестандартных крупногабаритных грузов, в любых физико-географических и климатических условиях.

В базовой военной модификации Ан-124 может транспортировать до 440 парашютистов-десантников (880 солдат в полной экипировке) на дальность 5000 км. На эту же дальность гражданский вариант самолета может перевозить грузы массой до 120 т, а массой 80 т — на 7500 км. Первоначальный срок службы Ан-124 в 25 лет в 2007 году был увеличен до 45 (50 тысяч летных часов, 10 тысяч полетов).

Про затраты на разработку и производство «Руслана» известно немного. В период серийного производства (1984–2004) было выпущено 55 машин. По состоянию на 2008 год стоимость разработки и производства одного Ан-124 оценивалась в промежутке от 70–100 до 150–160 млн долларов.

Американские перспективы

Истинные причины вероятного возобновления производства F-22 «Раптор» кроются в сложной ситуации, которая сложилась вокруг создания и перспектив продаж на международном оружейном рынке нового истребителя F-35. Сегодня разве что ленивый не лягнул это «чудо» техники, которое США создают как единый истребитель завоевания господства в воздухе наземного и корабельного базирования. И который предлагается для оснащения ВВС американским «друзьям». Многие авиаспециалисты, в том числе и американские, резко критикуют самолет как дорогой и не соответствующий современным требованиям. В учебных боях он проигрывал как американским F-16 и «Раптору», так и российским Су-30СМ и ПАК ФА (Т-50).

Тем не менее не стоит сомневаться в том, что при положительном решении и выделении средств «Раптор» будет вновь запущен в серию. Наверняка техническая документация к нему сохранилась, а технологические мощности сборочного цеха корпорации-производителя Lockheed Martin (Мариэтта, штат Джорджия) без труда могут быть «реанимированы». В условиях нагнетания антироссийской истерии такой вариант весьма вероятен, а деньги для этого найдутся.

Наши перспективы

Значительно сложнее ситуация в плане воссоздания серийного производства в России Ан-124 «Руслан» или его аналога. По заявлениям того же Борисова и других известно, что самолет такого типа сегодня и в перспективе будет востребован в армии и народном хозяйстве. Для удовлетворения этих потребностей сегодня есть два пути — возобновить производство Ан-124 или создать более современный супертяжелый «грузовик», по своим возможностям не уступающий «Руслану».

Возобновление производства модернизированного варианта Ан-124 на мощностях ульяновского ЗАО «Авиастар-СП» возможно, но весьма проблематично. Такая попытка в 2008–2011 годах путем создания российско-украинской кооперации провалилась из-за резкого ухудшения политико-экономических отношений между двумя странами.

Немалой будет и общая стоимость реализации проекта. Так, один Ан-124 в 2002–2004 годах с комплектом двигателей оценивался в сумму от 60–70 до 120 млн долларов. В 2011-м, по мнению вице-премьера Сергея Иванова, вся программа возобновления производства «Русланов» стоила как минимум 20 млрд рублей. В этом же году Вячеслав Богуслаев, председатель совета директоров ОАО «Мотор-Сич», заявил о переносе программы восстановления производства Ан-124 «Руслан» в Ульяновске на 2016 год.

Сообщения от 2013 года о начале работ по восстановлению производства в Ульяновске с двигателями Д-18Т реального подтверждения не нашли, а в августе 2014-го замглавы Минпромторга РФ Юрий Слюсарь заявил, что российско-украинский проект воспроизводства и модернизации тяжелого транспортного самолета Ан-124 «Руслан» в связи с политической ситуацией с повестки дня снят. Как известно, с тех пор отношения между странами, как и общая экономическая ситуация, только ухудшились.

Сегодня вопрос с «Русланом» весьма запутан и далек от своего решения. Как заявил РП известный авиаспециалист Павел Иванов, «пики внимания и заявления о скорейшем воспроизводстве сменяются спадами интереса». Главный редактор «Авиапанорамы» считает, что «политика и пиар вступают в схватку с экономической целесообразностью».

Второй путь — создание нового тяжелого транспортного самолета в интересах армии и гражданского рынка. Скорее всего, это более реалистичное решение вопроса — иметь отечественный тяжелый транспортный самолет типа Ан-124 «Руслан». По словам Павла Иванова, на фоне «кампании по импортозамещению более реальными представляются планы разработки российского дальнего тяжелого ВТС Ил-106».

По словам того же Юрия Борисова, «в ближайшее время … придется серьезно поработать над перспективным авиационным комплексом, я имею в виду сверхтяжелый транспортный самолет». Подразумевая создание такого самолета для ВКС России, он выразил уверенность в том, что авиастроители способны создать самолет, востребованный военными и гражданским рынком. Подтверждением этого Борисов считает «подъем на крыло» в 2017 году легкого военно-транспортного самолета Ил-112 и планы по заказу новых топливозаправщиков на базе Ил-76МД-90А.

Известно, что перспективный авиационный комплекс транспортной авиации (ПАК ТА, условно «Ермак») разрабатывается в ОКБ им. С.В. Ильюшина на базе проекта транспортного самолета Ил-106. В 2015 году генеральный конструктор АК им. Ильюшина Николай Таликов заявил об окончании проектирования самолета к 2022–2023 году. По другим источникам, разработку нового семейства перспективных сверхтяжелых транспортных самолетов планировалось начать в 2016 году.

Основой создания ПАК ТА, предположительно, станут наработки по проекту тяжелого самолета Ил-106. Его аванпроект победил в 1987 году на конкурсе ВВС СССР по созданию перспективного оперативно-стратегического военно-транспортного самолета.

Проект предусматривал создание самолета с четырьмя двигателями типа НК-92 (ПД-30) и максимальной взлетной массой до 300 т, который мог бы взлетать с грунтовых аэродромов при длине взлетной полосы до 1400 м. При собственной массе 135 т самолет должен был перевозить грузы весом 80–100 т на дальность 5000 км с крейсерской скоростью 850 км/ч. Максимальная дальность самолета — до 10 000 км, практический потолок — 12 000 м. Первая демонстрация модели Ил-106 состоялась в 1992 году на «Мосаэрошоу-92».

В качестве итога

Пути решения проблемы собственного тяжелого транспортного самолета двойного назначения должны быть найдены в ближайшее время. Такой самолет для наших просторов в совокупности с растущими потребностями на международном рынке грузовых перевозок крайне необходим. Да, это потребует немалых средств. Но одним из выходов может быть привлечение заинтересованных в таком «грузовике» отечественных и зарубежных компаний. Рассчитывать на возобновление производства Ан-124 «Руслан» в нынешней ситуации можно, но очень осторожно, при скрупулезном анализе наших возможностей и при их соответствии нашим потребностям. 


Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх