По ком звонит колокол? Это ставшее крылатым выражение Эрнеста Хемингуэя часто применяют к страшному событию, произошедшему 26 апреля 1986-го. Чернобыльская катастрофа…
Три десятилетия прошло после страшного события, повергшего в шок весь мир. Отголоски этой катастрофы века долго будут бередить души людей, а ее последствия еще не раз коснутся человека. Почему она произошла и чем чреваты для нас ее последствия? До сих пор нет однозначного мнения на этот счет. Одни утверждают, что причина – в бракованном оборудовании и грубейших ошибках при строительстве АЭС. Другие видят её в сбое работы циркуляционной системы охлаждения реактора. Третьи убеждены, что всему виной оказались проводимые на станции в ту зловещую ночь эксперименты на реакторе. Скорее всего, к этому ужасу мирового масштаба привела совокупность перечисленных и многих других факторов. А итог? «Мирный» атом стал убийцей. Жизнь народов в тот теплый весенний день 26 апреля разорвалась надвое – до катастрофы и после неё.
Скажем честно, что эти три десятилетия Украина все «тяготы и лишения», связанные с последствиями ликвидации катастрофы мирового уровня, приписывала исключительно себе. Да и сегодня, смотря на экран телевизора и прослушивая радиопередачи, видишь и слышишь лишь только то, что одна Украина вступила сначала в схватку с взорвавшимся реактором, а затем исключительно сама до сих пор преодолевает последствия той катастрофы. Да и «цивилизованное» общеевропейское мнение также не прочь поддакнуть, называя чернобыльскую трагедию «печальным наследством СССР». Но так ли это, и каково сегодняшнее состояние того региона, который официально называется «зоной отчуждения»? Попробуем разобраться, причем учитывая не один лишь «киевский» взгляд.
Но прежде вспомним о том, что случилось 26 апреля 1986-го. Говоря попросту, произошел тепловой взрыв по типу «грязной» ядерной бомбы. Ни мощной ударной волны, ни светового излучения (как, к примеру, во время бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в 1945-м) не было. Самым страшным стал невидимый фактор – радиоактивное заражение местности, которое по своим смертельным свойствам (знаю это, как офицер-атомщик) на долгие десятилетия делает всё живое объектом постоянного уничтожающего воздействия. Задержка в развитии, рак щитовидной железы, психические расстройства, снижение сопротивляемости организма ко всем видам болезней – вот что ожидало людей, подвергшихся облучению, особенно детей.
Уже спустя сутки утром 28 апреля была объявлена первая эвакуация. Более тысячи автобусов колоннами вывозили население Чернобыля, Припяти и других близлежащих населенных пунктов. Люди бросили свои дома и все, что в них находилось – с собой им разрешили взять только удостоверения личности и еду на пару дней. Сотни тысяч людей лишь с документами на руках да маленькими чемоданчиками навсегда покидали насиженные места. Сотни поселков и сел навсегда остались брошенными, как и родные могилы.
Жуткие кадры той эвакуации
Тогда впервые появился ныне всемирно известный термин «Зона отчуждения в 30 километров». Сохранился он и поныне, вот только употребляется он, повторюсь, исключительно применительно к украинской территории. Тем самым киевский режим пытается застолбить за собой право на распоряжение всем, связанным с той катастрофой, в том числе людской памятью.
А это была не одна лишь украинская, а всесоюзная, всемирная беда. Да, советское руководство поначалу попыталось замалчивать происшедшее на Чернобыльской АЭС, но когда масштабы катастрофы стали более-менее ясны, на ликвидацию её последствий была, без преувеличения, поднята вся страна.
Поднялись, действительно, все – от атомщиков и военнослужащих (и не только войск химзащиты) до строителей, врачей и шахтеров. Вся страна создавала с нуля новый город атомщиков, получивший имя Славутич, а его улицы, получившие имена Московская, Ленинградская, Эстонская, Ташкентская, Донецкая, Киевская, сами по себе говорят о многом. Вся страна занялась и решением вопроса массового переселения жителей, эвакуированных из «зоны отчуждения».
Говоря о таком сложном вопросе, как переселение и создание новых мест проживания, украинскому руководству стоит честно признать, что самые большие испытания выпали белорусскому народу. Достаточно одного взгляда на карту «зоны отчуждения», чтобы понять – смертельное загрязнение основной своей массой пришлось на белорусские земли и юго-западные районы российской Брянщины.
Нисколько не приуменьшая масштабы беды для украинцев, надо все же честно сказать – белорусские братья и сестры стали основной жертвой катастрофы. При этом Республика Беларусь, никогда не спекулируя на чернобыльской теме, смогла не только создать новую инфраструктуру для переселенцев, но и окружить истинным вниманием и заботой тех, для кого слово «Чернобыль» стало синонимом слова «беда»… И если честно сравнить уровень заботы и внимания к пострадавшим от чернобыльской катастрофы на Украине и в Белоруссии, то позитив будет не на стороне первой.
Нельзя ни в коем случае забывать, что через горнило трагедии прошли более 600 тысяч военнослужащих, специалистов-атомщиков, строителей, шахтеров со всей большой страны. Более 100 тысяч уже нет с нами… Будем их помнить поверх всех государственных границ, располосовавших ранее единую для нас Родину.
Как не можем забыть мы и о том, что десятки тысяч детишек из загрязненной местности были оперативно размещены в детских лагерях отдыха в Крыму, на Кавказе и в других курортных местностях. Стоит низко поклониться и кубинскому народу, оказавшему тогда действенную помощь в лечении российских, белорусских и украинских детей.
Кубинский лидер Фидель Кастро лично встречал «чернобыльских» детишек
* * *
Украина готовится к 30-летию трагедии Чернобыля. Конечно же, будут слова благодарности в адрес тех, кто первым принял на себя удар неукротимого атома. Вспомнят и отважных пожарных, и донецких шахтеров, и киевских водителей, и сотрудников правоохранительных органов. На уровне президентских указов и правительственные постановлений готовятся траурно-торжественные мероприятия. Но… С каждым днем жизнь тех, кто пережил Чернобыль и смог выжить, на Украине становится все хуже. Отменены практически все льготы. Сокращены (ввиду особого «полувоенного положения» страны) повышенные пенсии ликвидаторам. Сокращается число лиц, имеющих право на статус «чернобыльца», и не только по естественным причинам, но и из-за изменения критериев отнесения людей к участникам ликвидации и т.д.
Боюсь, что в дни «юбилея» чернобыльской трагедии украинским руководством будет показан очередной спектакль на тему «Во всем виновны москали». Будут, как это бывало и прежде, организованы поездки в «зону отчуждения», дабы показать, что натворили «москали». Будут оханья на фоне брошенных хат и оставленных сел.
И на волне «декоммунизации» вряд ли кто-то решится благодарно вспомнить советский народ, как один вставший на возрождение новой жизни в местах удара ядерной стихии. Вспомнят ли украинские руководители во время памятных мероприятий о том, что только единая могучая страна – СССР смогла справиться со страшной бедой? Вряд ли.
Сомнительно и то, что власти в состоянии открыто признать нынешнее катастрофическое состояние атомной энергетики страны. Судите сами: полностью выведена из строя Южно-Украинская АЭС, останавливаются реакторы на Ровенской и Хмельницкой АЭС. А на Запорожской АЭС внедряется «штатовская» ядерная технология, которая, по заключению российских и специалистов-ядерщиков других стран, не соответствует установленным на украинских станциях реакторам и может привести к новой катастрофе. На фоне антироссийской истерии такие вопросы остаются без ответа. Не дай Бог, если ответом станет повтор Чернобыля и куда более страшный, чем 30 лет назад.
* * *
Позволю себе и еще один, пусть и частный вопрос: найдется ли у сотрудников украинского посольства в Москве мужество возложить цветы к могилам ликвидаторов чернобыльской катастрофы на Митинском кладбище, как это было в прежние годы?
2011 год. На могилы чернобыльцев, упокоенных на Митинском кладбище Москвы, возложены цветы от российского и украинского руководства. Повторится ли это в апреле 2016-го?
Читайте нас: