Ориентация на германский мир
Ещё одним отцом-основателем украинской идеологии (
Родился в Мелитополе в семье торговца, окончил реальное училище и в 1900 году смог отправиться в столицу, где поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет. В те годы в среде малороссийской интеллигенции социалистические идеи были куда популярнее, чем националистические. Поэтому многие будущие лидеры украинских националистов начинали как марксисты, социалисты. Дмитрий Донцов также начал как социалист, в 1905–1907 гг. участвовал в деятельности Украинской социал-демократической рабочей партии (УСДРП). Как многие революционеры, был арестован, скитался по тюрьмам, чуть было не отправился на каторгу, но при содействии родственников был освобождён и переехал в австрийский Львов.
В 1909–1911 гг. был вольным слушателем юридического факультета Венского университета, занимался журналистикой. Публикации Донцова приобрели антирусскую направленность. Он критикует «москвофилов», заявляет, что украинство должно «отгородиться» от России и обратиться к западноевропейской культуре. При этом журналист сохраняет марксистские позиции. Так, например, ещё в 1910 году Дмитрий Донцов писал, что
«в борьбе за национальное освобождение украинский пролетариат выступит не под сине-желтым флагом украинства, а под красным флагом социал-демократии».
Однако по мере проживания в Австро-Венгерской империи идеология Донцова меняется. Чем ближе была Первая мировая война, тем сильнее становились его антирусские и прогерманские идеи. В 1913 году, выступая во Львове на Втором украинском студенческом съезде с докладом «Современное положение нации и наши задачи», журналист заявлял, что в грядущей войне следует ориентироваться на Германию и Австро-Венгрию, встать на сторону врагов России. По его мнению, необходимо поставить лозунг отделения от России, «уничтожения всякого объединения с нею, – политический сепаратизм». Мировую войну он считал идеальным временем отделения Украины от России.
Донцов выходит из состава УСДРП и в августе 1914 года вместе с другими украинскими социалистами и революционерами создает и возглавляет Союз освобождения Украины (СВУ) во Львове. Стоит отметить, что в этот период развитие украинского «освободительного» движения курировало и финансировало Министерство иностранных дел Австрии.
Теоретик украинского национализма Дмитрий Донцов
«Не знают ни милосердия, ни человечности в отношении личности»
В связи с успехами русской армии в Галиции Дмитрий Донцов и другие руководители СВУ переехали в Вену. В конце 1914 года Донцов уезжает в Берлин, где возглавит Украинскую информационную службу (УИС). Издал брошюру «Украинское государство и война против России», где доказывал, что Россию на пути к мировому господству можно остановить, только расчленив её. Украина с населением в 30 миллионов, по мнению автора, – самая подходящая территория для этой цели, так как она имеет определённые
В 1917 году Донцов вернулся во Львов, примкнул к Центральной раде. Возглавлял Бюро прессы и Украинское телеграфное агентство в Гетманстве Скоропадского. В 1919 году примкнул к Директории. После поражения проекта «незалежной украйны» жил до 1939 года в польском Львове. Под влиянием западноевропейского социал-дарвинизма и фашизма написал и издал книгу «Национализм», в которой сформировал доктрину интегрального национализма. Позднее эта доктрина была развита в книгах «Крестом и мечом» и «Дух нашей старины». Идеи Донцова стали основой для официальной идеологии ОУН.
В годы Второй мировой войны жил в Германии. После разгрома рейха оказался в американской оккупационной зоне, откуда переезжает в Париж. Москва внесла Донцова в список военных преступников и требовала его выдачи. Донцов переезжает в Англию, а вскоре после этого в США. С 1947 года и до смерти прожил в Канаде, преподавал украинскую литературу в Монреальском университете, сотрудничал с украинскими изданиями.
Донцов стал одним из идеологов украинского национализма, боевиков ОУН-УПА. Многие его идеи составляют основу современного украинского нацизма, что взывало войну и распад постсоветской Украины-Малороссии. Так, Донцов считал Украину аванпостом европейской цивилизации против России. Украина должна была, по его мнению, в политике внутренней – опираться на «лелеяние западной культуры, которая спасает Европу (и нас) от московской участи. В политике внешней – полная сепарация от России».
В своих выводах Донцов опирался на популярный в начале XX века на Западе социал-дарвинизм, где нация понималась как своего рода вид в природе. Нация находится в перманентном состоянии войны за существование. Поэтому
«нация, которая хочет властвовать, должна иметь и панскую психику народа-властителя».
Чтобы «украинская нация» вошла на равных в сложившийся мировой порядок, по мнению идеолога, она должна иметь иерархию: во главе вождь-лидер, далее «инициативное меньшинство» (элита, орден), внизу – масса, чернь. Принадлежащие к элите «не знают ни милосердия, ни человечности в отношении личности».
В духе западноевропейского нацизма Донцов ставил волю выше разума; считал нормальным насилие сильного над слабым; превозносил беспощадность к врагу и ненависть к чужому; расизм и аморальность («элита» выше морали). Предлагал выделить из украинской нации специальную «расовую касту» – аристократичных нордийцев.
В целом идеология Донцова была в духе тогдашнего западного фашизма и нацизма. В такой идеологии воспитывались боевики, террористы ОУН-УПА, которые в годы мировой войны залили земли СССР и Польши кровью мирных людей (
Самсонов Александр
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: